«В детстве она была похожа на енота»
Человек в песочной форме с рацией в руке останавливает машину. Стекло медленно опускается и из салона высовывается шершавый язык. «Куда?» - «На кинополяну. Где тут у вас парковка?». Охранник, даже не улыбнувшись, делает жест рукой. Бегу за машиной, потому что сама ищу кинополяну уже минут 15.
- Ветеринара прошли?
- Да.
- Кепка оплачена?
- Ещё заранее.
- Добро пожаловать!
Хозяину выдают белую кепку, собаке – оранжевый платок.
- В выставке участвуют и приюты, и частники, но просто так к нам прийти нельзя, нужно предварительно согласовать своё участие и главное – получить справки, особенно ф-4 (она оформляется при передвижении животных в пределах Москвы с целью продажи или участия в выставках – прим. «ВМ»), потом здесь, на месте, все справки проверяют ветеринары, и, если хоть одной нет – сразу разворачиваем. Всего у нас сегодня должно быть около 70 участников, - говорит Екатерина, организатор выставки.
Хрупкая девушка в сером кардигане – одна и инициатор, и реализатор выставки, проводит такое мероприятия в первый раз.
- Каждый посетитель может забрать себе собаку, в этом и есть цель выставки, но надо понимать, что участники не обязательно сразу отдадут вам сегодня питомца. Они могут договориться на потом, чтобы вы подождали неделю или несколько дней и свыклись с мыслью.
Но если вдруг собаки находят свой дом, то в честь такого случая один из спонсоров мероприятий, «Радости от Дымки», дарят счастливым новоиспечённым хозяевам вкусности. У самой Екатерины здесь есть любимица – Марсель. Однажды, по воле судьбы попав в приют «Дубовая роща», она растаяла, и поняла, что этой собаке, как и другим, нужно срочно найти дом. Сама она профессионально занимается организацией мероприятий, но раньше работала только с людьми, теперь – и с животными тоже.
В центре поляны под деревом – Ирина, хозяйка, похоже, единственной породистой собаки на выставке - Эсти, любимицы фотографов.
- Это американский стаффордширский терьер. Мы её отобрали у попрошаек в метро, они с ней стояли и просили милостыню, у нас была организована акция, мы её вытащили из их лап с помощью полиции, потому что собака была в ужасном состоянии: на холоде, зимой, в переходе лежала истощённая без воды, без еды. Ей 5 лет, но у нас она только год. Вообще наш Шереметьевский приют - специальный для этой породы, у нас около 150 именно таких собак. Они чаще всего подпадают под статью выброшенных, потому что считаются опасными, и в то же время они меньше всего живут на улице, потому что если дворик (дворняга – прим. «ВМ») ещё долго будет бегать, то на таких почти сразу отстрел вызывают, - рассказала Ирина.
У другого дерева лежит дворняга, а к дереву приклеена бумажка – «Енот».
- Она в детстве была похожа на енота, - объясняет Светлана, - у неё ярко выраженная окраска такая была, у меня это ассоциировались с енотом, так и назвали. Когда мы её взяли, ей был год. Пристраивали большую компанию щенков, а она и её сестра не пристроились. У меня дома живёт двадцать с лишним взрослых собак, но, к сожалению, здесь организаторы установили ограничение на количество собак. Не знаю, как так получилось, что у меня их так много. Не то чтобы я решила: «А заведу-ка я себе столько собак», как-то они просто попадались на моём пути и: одна, вторая, третья… Года три я этим занимаюсь. Я не говорю, что они мои, что я с ними умру и они со мной! Конечно, я их пристраиваю. Собак помещать в приюты – издевательство над собаками, потому что там несладко уже и тем, кто там живут, а в помощи приюты и сами нуждаются.
Продолжаю обход выставки, и тут меня догоняет напарница Светланы: «А это вам подарок!» - кричит и вручает календарь, в котором на каждый месяц по фотографии их питомца.
- Мы из приюта «Красная сосна», который рядом с ВДНХ, у нас 500 собак, - говорит хозяин двухлетнего Тайлера, - конечно, есть толк в таких выставках, у нас собаки с них уезжали, немного, конечно, но всё же. Больше всего шансов у собаки пристроиться, конечно, если она очень красивая или если люди приходят и видят, что собака очень похожа на ту, которая у них была. У нас нет никаких проблем с приютом, мы финансируемся муниципалитетом, поэтому у нас есть свой минимум в виде сухого корма и воды, которую наливают рабочие, но проблемы есть в других городах, потому что официальные приюты, муниципальные существуют только в Москве и в Питере, а на периферии работают исключительно волонтёры и собак чаще стреляют.
Выставка собачья, но без котиков никуда. Под отдельным белым шатром мяукало с десяток существ разных возрастов. Самый активный приют «Ласковый зверь» раздаёт визитки с контактами во всех существующих соцсетях.
Как нетрудно заметить, мнения участников о сложности собачьей жизни разделились. Частники скептически относятся к приютам и наоборот, но организаторы смогли свести этих людей на одной площадке и даже организовать сайт взаимопомощи.
СПРАВКА «ВМ»
Dobrdobr.com («Добро добру») – первый сайт, специально организованный Екатериной для помощи волонтёрам, здесь есть список всех приютов Москвы и области и очень легко узнать, чем можно им помочь.