Столичное пиво, 150 лет успеха
Дореволюционный рекламный плакат

Столичное пиво, 150 лет успеха

Общество
Разве не обидно, что, когда мы пьем хорошее пиво, нам неизвестны имена тех, кто, собственно, ублажил нас янтарным напитком в тяжелой запотевшей кружке? Страна должна знать своих героев!

Я назову с почтением двух из них. Один из крупнейших московских пивоваренных заводов основали и отладили в XIX веке московский купец 3-й гильдии Викентий Иванович Горшанов и Дмитрий Семенович Карнеев.

Начиналась, правда, пивоварня неброско. В 1860 году там трудилось всего около 30 рабочих, пива и меда (параллельное производство) продавали до 39 тысяч ведер. Но лиха беда начало! Пивоварня уже в 1861 году получила награду Санкт-Петербургской выставки русских мануфактурных произведений за портер, эль, пиво и мед. Но это не единственное признание качества отличного российского пива. Вот его награды: 1865-й — малая Серебряная медаль Московской мануфактурной выставки, 1869-й — право называться Придворными поставщиками, 1882-й — Золотая медаль Всероссийской промышленной выставки, 1882-й — Золотая медаль Европейского общества наук в Париже за создание высококачественных сортов пива, 1896-й — право изображать на вывесках и этикетках Государственный герб.

Кстати, когда пивзавод «Карнеев, Горшанов и Ко» удостоился чести стать придворным поставщиком пива во время пребывания императорского двора в Москве, ежедневно для свиты императора поставлялось 20 ведер пльзеньского пива. Чтобы повысить качество янтарного напитка и расширить рынок сбыта, в конце 70-х годов на завод в качестве главного пивовара пригласили чеха Богуслава Микласа. До переезда в Москву Миклас учился на лучших пивоварнях Германии и Богемии.

«Шаболовское пиво» под его присмотром быстро стало одним из лучших в Первопрестольной и получило ряд высших наград.

Его нельзя было спутать ни с чем — золотистый и ароматный напиток из светлого и карамельного солода, хмеля, кукурузы, риса — все это создавало насыщенный и яркий вкус с характерным хмелевым оттенком... В 1906 году завод произвел уже 1 миллион 219 тысяч ведер «Шаболовского».

Это ли не показатель истинно народной любви? А если умножить цифру на 10 литров (вместимость ведра. — «МВ»), станет очевидно: в Москве открылась целая новая река — пивная! На одной только Шаболовке варили пивко «Шаболовского завода №1», «Шаболовское черное № 3», «Венское», «Столовое», «Кабинетное», «Пильзенсое», «Черное бархатное», « Портер » , «Эль», «Царское», «Русское». Это теперь некоторые компании пиво просто нумеруют. И зря — название тоже придает вкус и аромат. А потом грянула революция. Во времена НЭПа, когда завод сменил хозяев, на этикетках уже значилось: Марков, Комаров и Ко Торгово-промышленное товарищество Шаболовского завода бывш. Карнеев, Горшанов и Ко. И хотя Ленин лично любил побаловаться пивком, Шаболовский завод при НЭПе национализировали и отдали Моссельпрому, воспетому Владимиром Маяковским. При НЭПе его арендовало Торгово-промышленное товарищество Шаболовского завода, действовавшего под фирмой «Марков, Комаров и Ко». А уже во время антиалкогольной кампании 1929–1930 годов завод и вовсе был переориентирован: на его базе создали кондитерскую фабрику «Ударница», и Шаболовский завод прекратил выпуск своей продукции навсегда.

Но ход истории не переломишь. Пиво — оно как легендарная птица феникс: всегда возрождается. И это справедливо!

КСТАТИ

Накануне Первой мировой войны по обще му объему производства пива среди регионов России лидировала Петербургская губерния, где отпуск пива с заводов по оптовым ценам составлял 13 192 646 руб., на втором месте — Московская губерния — 7 879 581 руб., затем — Лифляндская — 6 716 663 руб.

и Варшавская — 4 621 488 руб. В границах современной РФ табель о рангах в пивоварении выглядел следующим образом: Петербургская, Московская, Самарская, Казанская, Смоленская губернии.

Google newsGoogle newsGoogle news