Бари Алибасов: На смену «Интегралу» пришла музыка для ног
Алибасов — человек-оркестр в том смысле, что он «Интеграл» и организовал, и выступал в нем, и создал на его базе (хотя кто бы мог подумать!) группу «На-На». Как тут не задать несколько вопросов!
- Вы, Бари Каримович, математику любили?
- Это был мой самый ненавистный предмет как в школе, так и в институте!
- Ну, может, хоть что-то вспомните? Вот, например, скажите, что означает эта формула:
- Да вы что! Я все эти значки вообще не понимаю! О чем, кстати, сейчас очень жалею, потому что уверен: Вселенная — это и есть математика.
- Ладно, подскажу: эта формула обозначает как раз интеграл, которым вы и назвали 50 лет назад свою группу. Зачем? Никакого другого слова в голову не пришло?
- Все очень просто. Я в знак протеста назвал группу «Интегралом» в честь того, что больше всего ненавидел. Все эти интегралы просверлили мне мозг! Посвященные им занятия тянулись, как столетия, а мне хотелось побыстрее сбежать на репетицию… Удивительно, но сейчас наоборот — недели пролетают, как секунды.
[CDNVIDEO Группа "Интеграл" - "Звезды коснись"][/CDNVIDEO]
- Это если не читать в справочниках статьи про ваши достижения. Вот, например, лишь одна фраза, посвященная вашему коллективу: «Интеграл» — профессиональная советская бигбит-, рок-, кантри-, андеграунд-группа, основанная как джаз-ансамбль». Скажите же простым русским языком, что такое «Интеграл»?
- Это музыка без границ, мелодика во всех ее проявлениях… В чем проблема музыкальных стилей? В том, что они закостенело отражают какую-то одну схему: рок-н-ролл, блюз, нью-орлеанский джаз. Мы до нотки знаем, что это такое! Но музыка не является ни одной из этих схем. Она — инструмент сильнейшего иррационального воздействия на человека, проникающий в его мозг. Поэтому «Интеграл» занимался тем, что ломал все эти схемы.
- Это вы сейчас умничаете, а тогда, полвека назад, думали наверняка куда как проще. Какую музыку вы хотели играть, создавая группу?
- Мы с моим другом Мишей Араповым решили создать школьный джазовый ансамбль. Почему? Опять же из протеста. Тогда именно джаз был самым запрещенным направлением, за него сажали. Я понятия не имел, что это за музыка, потому что послушать ее было абсолютно негде…
- А как же Леонид Утесов?
- Он к тому времени превратился в исполнителя шансона. Его биг-бенд даже не делал попытки воспроизвести традиционный джаз, а ведь начинали они именно с этого.
- Итак, вы создали группу. Сами себе в ней какую роль отвели?
- Я был барабанщик, стихотворец, организатор, конферансье. И еще я отбирал репертуар. Впрочем, через пару-тройку месяцев мы поняли, что джаз нам не интересен совершенно. Тогда в моду уже вошел рок-н-ролл.
- Фанатели от The Beatles?
- Терпеть не мог их инфантильные песенки!
- А ведь битлов принято считать первопроходцами. Как, впрочем, и группу «Интеграл»… В чем же была главная заслуга вашего коллектива?
- Мы соединили множество разнообразных музыкальных направлений, соединили музыку с пластикой, со светом, с продуманным сценическим пространством. Видевшие нас западные продюсеры — причем даже те, кто работал с Майклом Джексоном, — были поражены, что то, что делали мы, вообще может существовать в Советском Союзе. «Если бы такое было в Америке, мы бы подписали с вами контракт через секунду!» — говорили они.
- Принято считать, что «Интеграл» стал и родоначальником отечественного рока. Что же такое «русский рок»?
- Мы начали первыми играть здесь рок, да. Но — не русский, потому что русский рок — это плохого качества музыка, сыгранная на нашем языке. Это просто какая-то жалкая пародия!
- А как же, к примеру, такие монстры, как группы «Аквариум», «Кино»?
- Борис Гребенщиков пишет прекрасные и полные смыслов тексты, поэтому он и популярен. Но он играет никакую музыку, сидит и бренькает себе на гитаре. А Цой — это же вообще подворотня! Там есть магия ритма, магия голоса, магия слов. Но музыки-то нет! Это известное противоречие: как только исполнитель начинает уделять большое внимание словам, музыка исчезает. И наоборот. Одно другое обязательно забивает.
- Что же было главным в «Интеграле»?
- Музыка. Благодаря нашей группе появилось много стилей в России.
- А что с вами случилось после, Бари Каримович? Вы, человек, ратующий за качественную музыку, игравший джаз и рок, вдруг создали группу «На-На». Как?!
- Все очень просто: к тому моменту рок в России уже имел совершенно прикладную функцию, утратив свой социальный смысл. Рок сдох!
- Извините, но разве функция была у «На-На»?
- Да! Это функция обоев. Мы заходим в какой-то дом, видим там стену такого цвета или такого, и в зависимости от этого у нас возникает то или иное настроение.
- И — все?
- И — все. Это была чистая коммерция, музыка для ног. Но в «На-На» была заложена «интегральская схема», направленная на рождение у людей эмоций.
- А как же рождение смыслов?
- Желание рождать смыслы возникает у меня только сейчас. Но новый музыкальный проект я уже создавать не буду — для этого нет условий.
СПРАВКА
«Интеграл» — музыкальная группа, основанная Бари Алибасовым и его другом Михаилом Араповым в Восточно-Казахстанской области, в городе Усть-Каменогорске 12 ноября 1965 года. Давала по 600–800 концертов в год, играла музыку разных направлений, так как Алибасов был увлечен и рок-н-роллом Рэя Чарльза, и музыкальным авангардом Кшиштофа Пендерецкого.
«Интеграл» постоянно экспериментировал в музыке, сценографии, с техническим оснащением своих зрелищ. Стал лауреатом знаменитого рок-фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Правила жизни Бари Алибасова
Бари Алибасова считают одним из самых влиятельных и успешных музыкальных продюсеров страны. Его путь к славе был стремительным и блестящим — в этом смысле он феномен. Что помогло ему стать тем, кем он стал? Какие уроки преподнесла ему жизнь? Вот какие правила жизни сформулировал для себя сам Бари. (далее)