Главное
Истории
Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Бари Алибасов: На смену «Интегралу» пришла музыка для ног

Общество
11 ноября участники легендарной группы «Интеграл» отмечают полувековой юбилей своего коллектива. Накануне праздника «Вечерняя Москва» поговорила с создателем «Интеграла» — музыкантом и продюсером Бари Алибасовым.

Алибасов — человек-оркестр в том смысле, что он «Интеграл» и организовал, и выступал в нем, и создал на его базе (хотя кто бы мог подумать!) группу «На-На». Как тут не задать несколько вопросов!

- Вы, Бари Каримович, математику любили?

- Это был мой самый ненавистный предмет как в школе, так и в институте!

- Ну, может, хоть что-то вспомните? Вот, например, скажите, что означает эта формула:

31 октября 2013 года. Бари Алибасов на Неделе моды в Москве в Гостином Дворе 31 октября 2013 года. Бари Алибасов на Неделе моды в Москве в Гостином Дворе / Фото: Persona Stars

- Да вы что! Я все эти значки вообще не понимаю! О чем, кстати, сейчас очень жалею, потому что уверен: Вселенная — это и есть математика.

- Ладно, подскажу: эта формула обозначает как раз интеграл, которым вы и назвали 50 лет назад свою группу. Зачем? Никакого другого слова в голову не пришло?

- Все очень просто. Я в знак протеста назвал группу «Интегралом» в честь того, что больше всего ненавидел. Все эти интегралы просверлили мне мозг! Посвященные им занятия тянулись, как столетия, а мне хотелось побыстрее сбежать на репетицию… Удивительно, но сейчас наоборот — недели пролетают, как секунды.

[CDNVIDEO Группа "Интеграл" - "Звезды коснись"][/CDNVIDEO]

- Это если не читать в справочниках статьи про ваши достижения. Вот, например, лишь одна фраза, посвященная вашему коллективу: «Интеграл» — профессиональная советская бигбит-, рок-, кантри-, андеграунд-группа, основанная как джаз-ансамбль». Скажите же простым русским языком, что такое «Интеграл»?

- Это музыка без границ, мелодика во всех ее проявлениях… В чем проблема музыкальных стилей? В том, что они закостенело отражают какую-то одну схему: рок-н-ролл, блюз, нью-орлеанский джаз. Мы до нотки знаем, что это такое! Но музыка не является ни одной из этих схем. Она — инструмент сильнейшего иррационального воздействия на человека, проникающий в его мозг. Поэтому «Интеграл» занимался тем, что ломал все эти схемы.

- Это вы сейчас умничаете, а тогда, полвека назад, думали наверняка куда как проще. Какую музыку вы хотели играть, создавая группу?

- Мы с моим другом Мишей Араповым решили создать школьный джазовый ансамбль. Почему? Опять же из протеста. Тогда именно джаз был самым запрещенным направлением, за него сажали. Я понятия не имел, что это за музыка, потому что послушать ее было абсолютно негде…

- А как же Леонид Утесов?

- Он к тому времени превратился в исполнителя шансона. Его биг-бенд даже не делал попытки воспроизвести традиционный джаз, а ведь начинали они именно с этого.

- Итак, вы создали группу. Сами себе в ней какую роль отвели?

- Я был барабанщик, стихотворец, организатор, конферансье. И еще я отбирал репертуар. Впрочем, через пару-тройку месяцев мы поняли, что джаз нам не интересен совершенно. Тогда в моду уже вошел рок-н-ролл.

- Фанатели от The Beatles?

- Терпеть не мог их инфантильные песенки!

- А ведь битлов принято считать первопроходцами. Как, впрочем, и группу «Интеграл»… В чем же была главная заслуга вашего коллектива?

- Мы соединили множество разнообразных музыкальных направлений, соединили музыку с пластикой, со светом, с продуманным сценическим пространством. Видевшие нас западные продюсеры — причем даже те, кто работал с Майклом Джексоном, — были поражены, что то, что делали мы, вообще может существовать в Советском Союзе. «Если бы такое было в Америке, мы бы подписали с вами контракт через секунду!» — говорили они.

- Принято считать, что «Интеграл» стал и родоначальником отечественного рока. Что же такое «русский рок»?

- Мы начали первыми играть здесь рок, да. Но — не русский, потому что русский рок — это плохого качества музыка, сыгранная на нашем языке. Это просто какая-то жалкая пародия!

- А как же, к примеру, такие монстры, как группы «Аквариум», «Кино»?

- Борис Гребенщиков пишет прекрасные и полные смыслов тексты, поэтому он и популярен. Но он играет никакую музыку, сидит и бренькает себе на гитаре. А Цой — это же вообще подворотня! Там есть магия ритма, магия голоса, магия слов. Но музыки-то нет! Это известное противоречие: как только исполнитель начинает уделять большое внимание словам, музыка исчезает. И наоборот. Одно другое обязательно забивает.

- Что же было главным в «Интеграле»?

- Музыка. Благодаря нашей группе появилось много стилей в России.

- А что с вами случилось после, Бари Каримович? Вы, человек, ратующий за качественную музыку, игравший джаз и рок, вдруг создали группу «На-На». Как?!

- Все очень просто: к тому моменту рок в России уже имел совершенно прикладную функцию, утратив свой социальный смысл. Рок сдох!

- Извините, но разве функция была у «На-На»?

- Да! Это функция обоев. Мы заходим в какой-то дом, видим там стену такого цвета или такого, и в зависимости от этого у нас возникает то или иное настроение.

- И — все?

- И — все. Это была чистая коммерция, музыка для ног. Но в «На-На» была заложена «интегральская схема», направленная на рождение у людей эмоций.

- А как же рождение смыслов?

- Желание рождать смыслы возникает у меня только сейчас. Но новый музыкальный проект я уже создавать не буду — для этого нет условий.

СПРАВКА

«Интеграл» — музыкальная группа, основанная Бари Алибасовым и его другом Михаилом Араповым в Восточно-Казахстанской области, в городе Усть-Каменогорске 12 ноября 1965 года. Давала по 600–800 концертов в год, играла музыку разных направлений, так как Алибасов был увлечен и рок-н-роллом Рэя Чарльза, и музыкальным авангардом Кшиштофа Пендерецкого.

«Интеграл» постоянно экспериментировал в музыке, сценографии, с техническим оснащением своих зрелищ. Стал лауреатом знаменитого рок-фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Правила жизни Бари Алибасова

Бари Алибасова считают одним из самых влиятельных и успешных музыкальных продюсеров страны. Его путь к славе был стремительным и блестящим — в этом смысле он феномен. Что помогло ему стать тем, кем он стал? Какие уроки преподнесла ему жизнь? Вот какие правила жизни сформулировал для себя сам Бари. (далее)

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.