Александр Розенбаум: Пацанам нужно учиться быть сильными и никогда дежурно не относиться к любви
Александр Яковлевич, строчки «Я помню, давно учили меня отец мой и мать: лечить – так лечить, любить – так любить, стрелять – так стрелять…»*, казалось бы, вечные. Жить без полумер. Но сегодня многие ранее очевидные принципы общежития в нашем обществе и понятия, идентифицирующие мужчин и женщин, размываются. Чему сегодня отцам и матерям стоит учить своих детей?
- Добру! И взаимопомощи! Послушайте, чего долго говорить? Вот на днях по телевидению мы все видели сюжет: какой-то отморозок стрелял из тировухи (тировый пистолет. – прим. Автора) по детям на детской площадке. Ну из тировухи мы и сами когда-то (при этом боялись милиции, при этом мы себя корили за это) стреляли по воробьям. Еще по лягушкам в пруду стреляли, как сейчас помню. Но вы представьте себе – стрелять из окна своей квартиры по детям!.. Это же в голове не укладывается! Чему родителям учить своих детей?
[AUDIO=1]
- Что, по вашему, стало причиной того, что общество перестало видеть границы приемлемого?
- Я не знаю, но есть ощущение, что на планете наступил период полного зверства. Канал НТВ (при этом я с уважением отношусь к Владимиру Кулистикову, который возглавлял канал больше 10 лет, к ребятам, работающим там – я многих знаю) показывает, например, сплошное насилие. Давайте закроем такой канал для общего доступа – пусть вещает через коды доступа. Чтобы насилие на экране не было общедоступным. Пусть это смотрят лишь тем, кто любит подобные жестокие боевики и сериалы. Да и не только этот телеканал следует перевести на коды. Смотреть телевидение сегодня невозможно.
- В больших городах дворовая жизнь молодежи с ее правилами жизни, взаимоотношениями, законами чести сегодня, похоже, сходит на нет. И судя по образцам героев из телевизоров молодежи дается выбор – быть либо сильными, либо модными. Как думаете - пацанам теперь лучше быть сильными или модными?
- Пацанам нужно быть обязательно сильными, но справедливыми. Сильными, но добрыми. Я уверен, что сильный человек – добрый всегда. Потому что он сильный. Это выведено опытным путем. Не одним поколением. Потому что сильный уверен и знает, что если он один раз въедет, мало не покажется. Именно поэтому ему не нужно и он не станет обижать других людей, тем более слабых. Большие люди всегда вроде мягки. А потом возьмет гриф штанги и согнет его в дугу…
- Вы один из тех публичных людей, которые в песнях и стихах делают большой акцент на смысле сказанного и спетого. Какова сегодня цена слова писателя, артиста? Свежий пример: во время награждения Нобелевской премией белорусская писательница в своей речи с трибуны зачем-то облила грязью Россию.
- Я ее не знаю. Алексиевич ее фамилия, кажется. Я думаю так. Человек вырос в Советском Союзе, воспитан нашим общим государством. Чем ей Россия не угоди?.. (оборвал фразу) Послушайте, в нашей стране много плохого, очень много. И мы, те, кто любим свою Родину, стараемся бороться с имеющейся данностью каждый своим способом… Взять хоть тоже чиновничество – да, оно у нас не самое лучшее. Но оно везде не прекрасно. И в Белоруссии, и в Америке, и во Франции – везде чиновничество примерно такое же. Везде! Однако нобелевский лауреат забывает, что ее публичное слово дорогого стоит. Если она заигрывает таким образом с чуваками и чувихами, которые ей денег дают, это одно. А если она хочет исправить россиян, то я скажу: надо по крайне мере с уважением относится к своим ближайшим соседям - мы же практически одной крови, и не следует обижать тех, кто по-настоящему любят свою страну. А кому у нас не нравится, так никто не держит.
- А в артистической среде не слишком мало стало СЛОВА?
- Не столько слова стало мало, сколько мало людей, слово которых имеет силу. Сегодня даже то, что артист выпускает нечто оригинальное – редкость. Компиляции и плагиат процветают, ведь некоторые листами чужие ноты списывают. Я и своих тем, снятых до ноты, сколько слышал!
- Почему это стало тенденцией? Что делать?
- Читать надо больше! Много читать. Ведь уровень грамотности такой, что даже объясниться с некоторыми стало сложно. Они не знают элементарных вещей. Поэтому позволяют себе писать дежурно про любовь, что с моей точки зрения недопустимо. Спасти ситуацию может только повышение уровня культуры и образования.
- Свой новый альбом вы назвали «Метафизика». В нем новые и не выходившие ранее написанные песни. Что вкладываете в это понятие?
- Личное чувственное восприятие мира. Накопленный жизненный опыт.
На седьмом десятке, дети,
Я забил на всё на свете,
Кроме тех, кто дорог мне и мил.
Только то я принимаю,
Что люблю и понимаю,
А на остальное я забил.
Это пришло не вдруг –
Вышел я на последний круг.
Это пришло само –
С нажитым временем умом **.
В этом альбоме я тот же, но в новом звучании. Я соскучился по тому року, который звучал раньше – «Битлз», Джетро Талл», «Пинк Флойд»... По музыке, которую люблю. На нашей эстраде такой звук сейчас редкость. Потому что укоренились понятия формат-неформат. Поэтому в моем альбоме и звучат те самые «старые интонации»: эстрада, шансон, прогрессивный рок, симфонический оркестр. Мне говорят: непривычно слушать такого Розенбаума, хорошо бы тебе под акустическую гитару это петь. Я понимаю, что есть эффект первого восприятия песни, автора. Но, послушайте, ведь нельзя оставаться на одном месте. Как нельзя ни под кого подделываться. Кстати, собираюсь в ближайшее время выпустить свой поэтический диск – чтоб только поэзия… Ты имеешь право на свое видение искусства, жизни. Не стремясь при этом всем понравиться. Хочешь идти со мною вместе? Пошли. Нет? Не страшно.
- Вы в беседах с журналистами часто открываете свою душу?
- Я никогда не разрываю перед диктофоном журналиста или телекамерой душу так, как разрываю ее перед бумагой и ручкой.
- Что скажете о изменениях в Москве, произошедших за последние годы?
- Столица стремительно меняется в лучшую сторону. Я вижу, что здесь борются с незаконным строительством и точечной застройкой, разрушающей единый стиль района, что правильно. Вижу, что ремонтируют и восстанавливают Старую Москву, что замечательно. Это я говорю и отмечаю, как часто временно проживающий в столице житель. Когда в Москве будет решен транспортный вопрос, будет совсем хорошо. Но по этому поводу я не буду скулить и возмущаться, потому что вижу, что все-таки с движением подвижки есть – в определенных местах пробок стало действительно меньше. Во многом этому способствует и стремительное развитие метро, открытие новых станций. Но московское метро – это вообще один из символов города.
- С учетом того, что вы дед четырех внуков, Новый год для вас, наверное, не просто семейный, а большой семейный праздник?
- Не совсем. Когда жива была мама и все мы собирались за столом, вот тогда для меня Новый год был праздником по-настоящему семейным. Это было сладкое время – и вкус мандаринов, как это не банально звучит, был другим. Дети и внуки – это для них этот день – семейный праздник, для них мандарины особенно сладки. Я же поздравляю всех жителей Москвы с наступающим Новым годом! Главное, что я желаю, - чтобы был мир на Земле.
--------------------------
От автора: песни альбома «Метафизика» не стали для журналиста «Вечерки» вспышкой сверхновой. Впрочем маэстро и не уверял, что предстанет для слушателя в неожиданном формате. Да, есть рок-н-рольные интонации, есть и тона качественной эстрады, и даже настроение мюзик-холла. Но привычка дает свое – просит знакомого только гитарного рифа и размера, и тех самых слов, которые готов подпевать. Многие артисты со стажем и впрямь заложники себя вчерашних. Публика пробует новое легко, но потрудиться распробовать новый вкус ей не всегда с руки. Другое дело – стихи к песням. Почерк, глубина, сила, вязь букв и смыслов – это Розенбаум, друзья, как он есть.
---------------------
* Песня «Утиная охота» (1986 г.)
**Первая по счету песня Александра Розенбаума «На седьмом десятке» (2011 г.) с альбома «Метафизика» (2015 г).
СПРАВКА
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, некотлоре вренмя жил с родителями в Казахстане. Врач, поэт, композитор. Народный артист России с 2001 года. Музыкой занимается с 5 лет (фортепиано, скрипка). В 1968-м поступил в мединсититут – врач-терапевт. В 1980-м вышел на профессиональную эстраду в составе музыкальных групп. Сольную карьеру начал в 1982 году. В 2003 году избран депутатом Госдумы РФ («Единая Россия»). Обладатель премий ФСБ России, «Шансон года» – десятикратно и «Золотой граммофон» - трехкратно. Выпустил свыше 30 альбомов. Женат с 1975 года, есть дочь, четверо внуков.
АЛЬБОМ «МЕТАФИЗИКА»
«На седьмом десятке»
«Полотно»
«Ожог»
«Уходя-уходи»
«Уставший город»
«Космический мотив»
«Фиолетовый каприз»
«Скобяная лавка»
«Мы уезжаем»
«За мной»
«Стейвей-блюз»
«Принцесса и Вагант»
«Метафизика»
«Спасибо»