Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Наперегонки со смертью

Общество
4 февраля в Тверской области пришлось остановить поезд «Сапсан». Причина — зацепер, пытавшийся таким образом доехать до Москвы. Даже зимой эти охотники до риска не считают сезон закрытым. Корреспондент «ВМ» вместе с экспертами постарался разобраться в причинах этого, мягко говоря, экстремального увлечения. И вживую познакомился с его трагическими последствиями.

Несмотря на то что Хамовнический суд ограничил доступ к группам зацеперов в социальных сетях, экстремалы продолжают играть со смертью. И количество трагических происшествий, участниками которых становятся экстремалы, не уменьшается. 

В последнее время так называемые зацеперы все чаще попадают в ленты новостей. Причем катаются они не только на железной дороге, но и в метрополитене. Руководству столичной подземки даже пришлось менять конструкцию новых вагонов, которые будут введены в эксплуатацию в 2016–2020 годах. Внешняя поверхность вагона не будет иметь выступающих частей, чтобы не позволить кому-либо несанкционированный доступ на крышу или иные поверхности внешней стороны вагона.

МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

По пустой платформе гуляет вечер. Неспешно к станции подползает электричка. И тут же от последнего вагона отделяются две фигурки и пускаются наутек. Зацеперы — каждый день эти подростки рискуют сорваться вниз и быть раздавленными многотонным составом. Но желание пощекотать себе нервы сильнее чувства самосохранения.

Перегон Лосиноостровская — Северянин любители незаконного катания прозвали «школой зацеперов». Причин этому несколько. Первая заметна, как только входишь на станцию — пробраться к поезду мимо полицейских и железнодорожников тут намного легче, чем на вокзале. К тому же у подростков считается модным прокатиться на «сцепке» до торгового центра, расположенного неподалеку.

Электричка приближается к перрону. Шестеро ребят не спеша подходят к последнему вагону и тут же отходят в сторону. На следующую электричку сзади запрыгивают двое. Остальные заходят в последнюю дверь последнего вагона и не дают ей закрыться.

Электричка трогается. В тамбуре гуляет ледяной ветер.

Подростки не производят впечатления ребят из неблагополучных семей. Парень с косой челкой черных волос, Артем Семенов, сжимая банку энергетика в руках, под перестук колес делится секретами:

— На предыдущую электричку не сели, потому что та была «кастрированная» — не было поручней. Вообще, если нас видят машинисты — в основном ругаются и прогоняют, некоторым все равно, бывают и приветливые, которые даже одобряют. Если меня спалили на электричке, я готовлюсь к бегу от транспортной полиции либо иду в место, где можно спрятаться от них.

По словам Артема, попадался он два раза. Вспоминает он об этом безо всякого смущения.

— Когда замечают и приходится убегать, это дает неописуемые ощущения — самый настоящий драйв, — уверяет молодой зацепер. — Если ловят несовершеннолетних, вызывают родителей, составляют на них протокол и выписывают штраф. Поймают совершеннолетних — все оформляется на них, без вызова родителей. Штраф составляет 100 рублей вне зависимости от того, в который раз тебя ловят.

Другой парень в шапке«петушке», Сергей Голиков, уверяет, что у несовершеннолетних условия куда хуже.

— Сначала штрафуют пару раз, таскают в детскую комнату полиции, а потом уже могут лишить родителей родительских прав, — рассказывает он, потирая ладони. — Но лично у меня до такого не доходило.

«НАДО ЖАЛЕТЬ РОДНЫХ»

Один из героев новостных лент 2012 года — Артем Першин. Парень получил тяжелые травмы между станциями метро «Площадь Ильича» и «Авиамоторная», тогда ему было всего 17. Сегодня Артем вспоминает об опасном увлечении с усмешкой: «Нечем мне гордиться».

— Зацепер всегда ставит цель быть как можно круче. Поэтому часто и погибает, — Артем грустно улыбается. — Ток там не так страшен, страшны светофоры, гермодвери, знаки, электроящики. Все травмы, которые происходили в метро, — это удар о такой «негабарит». Сейчас у меня лежит в больнице друг с травмой головы.

По его словам, с полицией и локомотивными бригадами стычки у него, как у всех зацеперов, были.

— Когда меня ловили, обращались хорошо, проводили беседы, говорили, что надо ценить жизнь — другой не будет, — вспоминает бывший зацепер. — Жаль, не послушался. Локомотивные бригады только сгоняли с крыш, грозясь надавать по шеям. Но их можно понять, ведь они же потом вытаскивают трупы. Пассажиры тоже разные бывали. Некоторые восхищались, некоторые крутили пальцем у виска. Вообще сотрудники работают хорошо, хотя не помешало бы чаще смотреть в камеры.

Вспоминать тот день, когда он едва не простился с жизнью, тяжело. Он морщится, словно тень боли и ужаса, которые он пережил тогда, так и не покинули его.

— Я травмировался в 2012 году 25 сентября, — через силу рассказывает Артем. — Хотел проехаться на «хвосте», и меня ударило электроящиком, слетел на полном ходу.

Получил такие травмы: обширная рвано-ушибленная рана правой пояснично-крестцовой области, открытый многооскольчатый перелом гребня правой подвздошной кости, разрыв пояснично-подвздошных и пояснично-крестцовых групп мышц, ушиб лба. Это теперь я поумнел. Ведь когда тебе 16 лет — море по колено. А сейчас появился трезвый взгляд на экстремальный спорт. В отличие от тех, кто не оставил себе шанса повзрослеть. Мне еще повезло. А ребятам посоветую: бросайте, пожалейте своих родных. Им вас потом хоронить.

ВЗГЛЯД ИЗ КАБИНЫ

Чем заканчивается «электричинг», знает каждый машинист. У поездной бригады есть четкие инструкции, как действовать, когда пассажир едет не внутри, а снаружи вагона. Вызвать полицейских и немедленно остановить состав. Но к тому времени, когда прибудет наряд, зацеперы, скорее всего, сбегут.

Зато задержать придется десятки поездов. К тому же нарушителя нужно еще увидеть. А из кабины это сделать невозможно. Зацепера в основном замечают, когда поезд стоит на станции. И нередко нарушитель уже никуда убежать не может.

— У меня однажды так было. Я увидел в боковое зеркало, что чьи-то ноги свисают с хвостового вагона. Доложили дежурной. Вызвали соответствующие службы. Оказалось, что парень получил тяжелые ожоги. Я часто думаю, что после того случая он инвалидом остался, — рассказывает Сергей Громов, машинист.

Многие подростки карабкаются на вагоны, посмотрев ролики в интернете. Их герои лихо прыгают с состава на состав или стоят на крыше всего в каких-то сантиметрах от смертельно опасных проводов. Самые отчаянные цепляются перед кабиной машиниста: падение в этом случае означает верную гибель. Еще один способ пощекотать нервы, поиграть со смертью.

Полицейские регулярно проводят рейды на станциях. Но нарушителю грозит лишь небольшой штраф. Многие воспринимают это как плату за экстремальный проезд.

— Мы так экономим, — шутят бывалые зацеперы.

В МВД уверены: наказание нужно ужесточать, заставить зацеперов остановиться могут только огромные штрафы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Виноградов, психиатр, эксперт-криминалист:

- Зацеперы — это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, и они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на Останкинскую башню, а кто-то прыгает на вагон движущегося поезда. Если вы видите, что у вашего ребенка есть стремление к риску, направьте его в соответствующий вид спорта.

Максим Рублев, машинист московского метро, блогер:

- На станциях и на поездах установлены камеры видеонаблюдения, дежурят сотрудники полиции, но зацеперы все равно проскакивают. Машинист поезда не видит, прицепился ли человек, поскольку последний вагон находится на расстоянии 160 метров. Если диспетчер сообщает, что «на хвосте» человек, машинист снижает скорость — совсем останавливаться в тоннеле нельзя. На станции поезд с зацепером уже встречает полиция. Ужас в том, что если человек упал на рельсы, то подбирать его тело предстоит машинисту.

СПРАВКА

Зацепинг — способ передвижения снаружи транспорта, к примеру на крыше, подножке или между вагонами поезда. Такой способ перемещения все больше набирает популярность среди молодых людей. Максимальная сумма штрафа — за нарушение статьи 11.17 КоАП «нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте»,— для зацеперов составляет 100 рублей. Каждый год удается задержать несколько сотен нарушителей. Однако в последнее время также участились случаи гибели зацеперов. Одна из причин — сильный удар током.

КСТАТИ

Сейчас депутаты Московской городской думы готовят поправки в городской Кодекс об административных нарушениях, согласно которым штраф для родителей, чьи дети будут пойманы на зацепинге, увеличится до 5 тысяч рублей. Соответствующий законопроект уже прошел межведомственную комиссию. А в начале января зацеперы поставили своеобразный рекорд, проехав на «Сапсане» от Москвы до Санкт-Петербурга при 25-градусном морозе. Своим «подвигом» они похвастались в сети интернет.

ПОДРОСТКОВ НУЖНО НАПРАВЛЯТЬ

Бессонов Александр — инспектор группы по делам несовершеннолетних отдела МВД по рай ону Нагатино-Садовники  — пояснил «ВМ» юридическо-правовую основу наказания за зацепинг.

— Стремление подростков самовыражаться необычным способом, а также тяга к риску и адреналину — это нормально. Но чтобы предотвратить попадание ребенка в сообщество зацеперов или других экстремалов-любителей, родители должны внимательнее наблюдать за увлечениями своих детей и направлять их стремления в нужное русло.

К сожалению, современное законодательство во многих случаях не позволяет выписать им наказание более суровое, чем небольшой штраф. После этого часть молодых людей стала даже хвалиться тем, что им все нипочем.

— Проезд снаружи поездов на железных дорогах общего пользования наказывается штрафом в размере 100 рублей ( согласно пункту 1 статьи 11.17 КРФоАП); — проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта на дорогах общего пользования — 500 рублей (пункт 1 статья 12.29 КРФоАП).

Если поймали совершеннолетнего, то ему выписывают штраф. Если несовершеннолетнего — вызывают родителей, ставят на учет, информируют об инциденте руководство его школы, проводят с подростком воспитательную беседу и отпускают. Этого, конечно, недостаточно, особенно если учесть, что в зоне риска дети из неблагополучных семей, с характерным поведением, для которых подобные беседы со временем становятся обыденностью.

Еще одна хитрость зацеперов в том, что в Московском метрополитене проезд снаружи подвижного состава напрямую не запрещен правилами пользования. Однако подобные действия чаще всего расцениваются как самовольное проникновение посторонних лиц в производственные помещения (в данном случае — в тоннель), что в свою очередь является нарушением, которое на территории Московского метрополитена наказывается штрафом от 100 до 1000 рублей.

ЦИФРА

516 подростков были задержаны за 2015 год (по данным транспортной полиции). В лидерах Москва — в столице задержали 410 зацеперов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ 

Колонка школьного психолога Ольги Маховской

Зацеперы схожи с наркоманами 

Несмотря на отсутствие четкого осознания своих поступков, зацеперы подсознательно чувствуют, что их занятие очень опасно и вызывает у подавляющего большинства населения исключительно негативные эмоции. 

Для самоуспокоения ими были составлены «техника безопасности» и «кодекс чести». Отсюда можно сделать вывод, что логика поведения зацеперов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные и ни в коем случае не погибнут. Так и представители данной субкультуры утверждают, что «если соблюдать правила, то упасть невозможно».

Следовательно, зацепинг можно считать одним из видов зависимости, как, например, курение или алкоголь, но только в данном случае адреналиновой. Я бы выделила два ярко выраженных типа зацеперов. (далее)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.