Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Богородице Дево, радуйся... Воспитанницы приюта изучают древние языки и радиомастерство

Общество
Эти февральские дни — особые для приюта «Отрада» Никольского Черноостровского монастыря Малоярославца. Ведь приют назван в честь иконы Богородицы «Отрада и Утешение», которую сейчас вспоминают согласно церковному календарю. Раз в год монастырь почти полностью переходит под детское самоуправление. Дети и подростки служат литургию, сами готовят обед и приглашают прихожан его отведать. Незадолго до праздника в нем побывала спецкор «ВМ».

Колумб, Магеллан, Кук, Вернадский и Николай Чудотворец взирают со свежеотремонтированной стены. Гимназистки с косичками в белых кофточках и колготках и темных юбочках сидят за партами — строго по одной. Классы маленькие, поэтому задание спрашивают у всех каждый день. Сейчас учитель просит переделать неопределенно-личное предложение в двусоставное. По грифельной поверхности гимназистка каллиграфическим почерком выводит: «Я спешу. Меня ждут друз…» Не успела закончить.

Дзынннь — классический звонок, а не мелодия из песни, как принято во многих школах, отпускает на перемену.

— Сейчас трапеза, то есть обед, — поправляет сама себя Лена*, она уже привыкла к монастырскому языку, но для меня на всякий случай объясняет. — Потом акафист и послушание: уборка первого и второго этажей, туалеты… Летом мы на огороде и клумбах. Все цветы на нас! Я сейчас буду в комнате убираться. Покажу, конечно, — поднимаемся по лестнице на второй этаж.

Маленькая домашняя часовня в честь иконы Богородицы «Отрада и Утешение». Приют так и называется — «Отрада»: «Радуют нас детки», — говорят сестры. Напротив часовни библиотека, где девочки делают домашнее задание. Заходим в одну из комнат. В просторном помещении четыре кровати, рядом с каждой — деревянная тумбочка. На ней — личные фото, бумажные иконки, мягкие игрушки — кто как хочет. Младшие девочки живут со старшими, чтобы как в семье: смотрели на старших и учились, а старшие бы помогали. А вот сестер в одной комнате не селят, чтобы другим девочкам, у кого близких нет, обидно не было.

— Послушания заканчиваются часов в шесть, потом уроки до восьми и снова трапеза. Ужин легкий, чтобы не наедаться на ночь. Если поста нет, могут поставить на стол творог. А вообще, что дали в обед, то и едим весь день. Вот сегодня гороховый суп и картошка — и так до вечера. Уроки сделали, немного свободного времени. Но в десять после молитвы для всех отбой.

— А в воскресенье мы вообще четыре часа отдыхаем! — перебивает Лену подруга Оля. — Если не пост, можно даже телевизор смотреть.

Под запретом не только телевизор в пост. Никаких мобильных: нужно позвонить — идешь в игуменский корпус за разрешением матушки, интернет — только для учебы. Короткие юбки и брюки недопустимы. Сережки могут носить лишь старшеклассницы.

— Когда не хотим, чтобы проколотые уши зарастали, сережки на ночь надеваем, — рассказывает по секрету Света. — Но это ничего. Зато скучать некогда: за один день могу и позаниматься на фортепиано, и спеть на хоре, и уроки, и послушание... А когда дома жила, время растягивалось, ничего не успевала.

ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК РЯДОМ

Как ни странно, но девочки не скрывают, как оказались в приюте. «Мы с детства жили у мамы, но лет с четырех нас отправили в приют, мама не могла содержать. Мы тут вместе с сестрой» — одна из самых спокойных историй.

— Аленка… первоклассница, вырастили с трех месяцев, — рассказывает мать Александра, с которой мы уединились в библиотеке. — Бывает, привозят детей из дома малютки, а там девочки по три года, они все время кричат. Одна садится в уголок, вторая садится, и орут без причины, ни к кому не обращаясь. Видно, в доме малютки к ним подходить было некому. Мы месяцами таких детей на руках носим, пока не почувствуют, что рядом живой человек.

Есть дети, у кого родители в местах лишения свободы… Сейчас в стране почти нет беспризорников, а раньше привозили чужие люди, крестные, бабушки, дедушки, соседи.

У нас были две девочки из Узбекистана. Они побирались на вокзале и церковных папертях. А отец приезжал лишь забрать деньги. Когда они к нам попали, не говорили ни по-узбекски, ни по-русски. Здесь их крестили. Сейчас они уже взрослые, у них свои семьи, свои дети.

— У сестер в монастыре есть откровение помыслов. А у девочек в приюте? — спрашиваю мать Александру.

— У каждой девочки есть своя старица, ей может стать даже очень молодая сестра, монахиня. И девочка своей старице все-все про себя рассказывает.

Бывает, например, очень украсть хочется. Ребенок говорит или пишет: «Очень хочу взять эту вещь, еле сдерживаюсь. Помолись обо мне». Сестра помолится. Даже от того, что девочка расскажет, ей уже легче становится. На исповеди дети грехи рассказывают, а то, что в мыслях — старице. Многие думают о родителях, о будущем. У кого-то душевные раны незаживающие.

МУНДИР ДЕВУШКАМ К ЛИЦУ

— Слева — Иванов луг, — послушница Мария показывает рукой на заснеженное поле.

Мы на самом верхнем ярусе колокольни. — 25 октября 1812 года тут столкнулись русские с французами. Французы шли из Боровска, чтобы превратить Малоярославец в «квартиру» для Наполеона. Бой шел сутки: восемь раз город переходил из одних рук в другие. И наши победили. Монастырские врата — одна из немногих построек, что уцелела от той битвы.

На вратах сохранился лик Спасителя. Вокруг все испещрено пулями, а лик не тронут.

Спускаемся по лестнице, и Мария рассказывает, что каждый год 25 октября на этом поле проходит реконструкция сражения. Осень, дожди, идти приходится по мокрой глине.

«Мы словно в 1812 году!» — говорят дети. Казалось бы, девочки, но военный патриотизм им не чужд. Несколько лет назад, в один из выпусков, все гимназистки пошли в военные: кто в Академию ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, кто в Университет Министерства обороны на военных переводчиков.

— Все дети поступают в престижные вузы. У нас есть экономисты, психологи, юристы, журналисты, иконописцы. Две девочки учатся в мединститутах, — мать Александра показывает мне портреты выпускниц гимназии.

Образованию, которое получают гимназистки, могут позавидовать выпускники элитных школ. Девочки учатся в школе искусств на двух отделениях: хореографическом и хоровом. Поют, танцуют все — вне зависимости от способностей. Учат два обязательных языка: английский и греческий. А летом девочки выезжают на фестивали за рубеж — и страну посмотреть, и язык попрактиковать.

— В Италию часто ездим, в Грецию несколько раз в год. И в Австрии были, в Испании, в Германии, и в Израиле, — перечисляет мать Александра.

Кроме общеобразовательных предметов, языков и искусств, девочки владеют многими ремеслами. Занимаются в иконописной и швейной мастерских, осваивают мозаику, ходят помогать на кухню — у кого к чему душа лежит.

За разговором заходим в «вышивальный класс». На станке с катушками разноцветного шелка незаконченный образ святого.

Сестра Харитина объясняет, что это не машина, а целый компьютер для вышивания. Техника сложная, уже несколько раз ломалась, поэтому на нем обучают работать лишь старших девушек под присмотром монахини. На станке создается только риза, а лик вышивают вручную. Потом девочки расшивают икону янтарем и жемчугом.

ПОМОЩЬ СВЯТОГО

Детский приют в Малоярославце стал первым монастырским приютом в новой России. Мать Александра вспоминает, что в 1992-м, когда монастырь превратили в женский (он открылся в 1990-м как мужская обитель), время было трудное, и много детей оставалось без надзора. И в 1994 году матушка Николая, настоятельница, решила открыть приют.

Вначале появились пять девочек. Все размещались всего в трех комнатах.

— Число детей очень быстро росло. Как только какое-нибудь здание отстроится для сестер, монахини не успеют заехать, дети въезжают. Следующее здание закончили, опять дети занимают. Построили архиерейский корпус. А нам снова места мало. Попросили: «Владыко, можно одну комнатку занять, класс сделать?» Потом соседнюю, еще соседнюю — и так весь дом захватили. Владыко приезжает раз в месяц, а мы выселяемся, — смеется мать Александра.

Денег на постройку здания для приюта не хватало катастрофически. Монахиня рассказывает, что мать-настоятельница поехала в Бари, в Италию, к мощам святителя Николая.

Только помолилась, подходит настоятель храма и спрашивает: «Вы русская?! Вчера тут русский генерал молился, давайте познакомлю?» Тот генерал и помог со строительством.

Сегодня в монастыре есть не только здание приюта и многочисленные мастерские, но даже классы, где девочки получают высшее образование.

Воспитанницы могут получить светское образование, диплом Российского государственного социального университета (РГСУ), не покидая стен монастыря. Пока по одной специальности — православная журналистика.

В монастыре находится лаборатория удаленного доступа РГСУ: студентки изучают углубленно литературу, русский, основы журналистского мастерства и многие другие дисциплины. А на первом этаже архиерейского корпуса недавно открыли радиостудию.

Послушница Маша, которая сама учится на православного журналиста, рассказывает, что перед записью обязательно занимаются с педагогом техникой речи. И нужно не только скороговорки произносить: «33 корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали, да не вылавировали…» Приходится делать специальные упражнения, чтобы разжать челюсти. Например, говорить резко, опуская низко челюсть, и не обращать внимания на то, что это звучит грубо. Еще пара упражнений — и через некоторое время учащийся готов к записи передачи.

С ПАРНЕМ — К МАТУШКЕ

— А мы можем приготовить обед за две недели? Продукты не испортятся? — девочки подбежали советоваться с послушницей Марией. — Вдруг не успеем все испечь?

К празднику приюта девочки готовятся заранее. Ведь с вечера 2 февраля и до следующего вечера часть монастырских забот и радостей будет отдана им. Дети служат литургию: поют на клиросе, подают священнику кадило, читают на церковнославянском трудные слова «Апостола».

А еще надо подготовить концертную программу и угощение для сестер, гостей. И мать-настоятельница дает им полностью волю. Поэтому в обеденном меню может быть, например, одно первое, одно горячее, зато сладкое может занимать несколько страниц.

«Мороженое каждому, торт со сгущенкой, еще «Наполеон»... — пишут девочки.

— Первое время выпускницы приезжают очень часто: советуются с матушкой, с сестрами, — говорит мать Александра. — Если им нравится кто-то из парней, обязательно привозят к матушке и знакомят. Одна девчонка возила сначала парня, потом, смотрим, другого привезла, потом третьего. Но честно привозят... Мы тут и свадьбы играем.

За воротами монастыря специально для венчаний построили храм в честь Архангела Михаила. Ведь по канонам в монастыре венчать нельзя.

Столько свадеб уж сыграно, что в приюте появилась костюмерная с платьями невест.

— Девочкам, когда выходят из приюта, где жили в достаточно закрытой среде, сложно приспособиться к обычной жизни? — спрашиваю.

— Наоборот, легко, — уверяет мать Александра. — Даже если их кто-то оскорбляет, обижает. Другие бы дети уже взорвались, а наши воспитанницы знают, как отреагировать в той или иной ситуации. Сначала в миру они все хватают, им все нравится, но год проходит, они приезжают в приют и говорят: «Мы поняли, как же нам тут хорошо было». Говорят нам: «Спасибо, что вы нас терпели, что научили».

...«Богородице Дево, радуйся, благодатная…» — доносится пение. Девочки идут мимо приюта с иконами и фонариками. Луноликая Аленка в темном пальто крепко сжимает двумя ручками образ Богородицы и крестит им на три стороны света.

* Имена воспитанниц приюта изменены

ОБ АВТОРЕ

Марина Гладкова - специальный корреспондент, лауреат Премии мэра Москвы за цикл публикаций о людях необычных профессий.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.