Старику приснятся львы. Парк после советского периода
Один старик каждый день выходил в море. На рыбалку. Восемьдесят четыре дня он никак не мог поймать рыбу. Первые сорок дней с ним был мальчик…
Кто бы мог подумать, что спустя годы блистательный репортаж старины Хэма (Эрнест Хемингуэй) сможет стать притчей.
Она про нынешнюю Кубу.
Только человек, поживший при социализме, может с ходу понять, что вообще вокруг происходит. И лишь переживший нашу «перестройку» здесь может заглянуть на пяток лет вперед. Для остальных – серьезное экстрим-шоу, где адреналин вырабатывается не от опасностей, а от бытовых неожиданностей, которые подстерегают всюду.
С сестрой моего одноклассника, выпускницей МГИМО Ракелитой Сиерра мы садимся в городской автобус.
- Дискотека на колесах, - успевает крикнуть мне в ухо Ракелита, когда автобус трогается с места, - держись крепко!
Понеслось!
Кукарача!
Сказать, что зажигательный танец мексиканской революции в битком набитом салоне, - «звучит», это все равно, что сказать про аттракцион «американская горка», что вагонетка там «ползет». Все прямо, по-гагарински: «поехали»… Водитель, невозмутимо закуривая сигарету, жмет на газ, до следующей остановки забывая, что на поворотах неплохо было бы вспоминать про педаль тормоза.
Кукарача!
Тело даже не надо заставлять! Полшага - налево, полшага - направо, полшага - вперед и резкий поворот… Вау!
К третьей остановке привыкаешь. Начинаешь разглядывать виды за окном автобуса.
Сказать, что вокруг разруха – нельзя. Хотя вид многих зданий обескураживающий: фасады если и ремонтировали, то до «Фиделя». Но картинку делает кинематографичной бесконечное количество экзотических такси из сороковых-пятидесятых прошлого века. Бьюики, мустанги,… Словом, - Голливуд…
- Понимаешь, - ловит мой взгляд Ракелита, - многие годы у нас был дефицит стройматериалов из-за блокады и санкций. И до сих пор, если здания и ремонтируют, то подолгу: нет то одного, то другого. Вот видишь – красивый ресторан «Голливуд». Это здание ремонтировали несколько лет. Причем долго, не поверишь, не было стекол…
Остановка. Мы вываливаемся из автобуса, еще несколько метров танцуя на асфальте. Танцуют все.
Кукарача!!!
Кстати, за проезд платила она. Так удобнее, потому, что у Ракелиты «внутренние» деньги. Кубинские песо. Их невозможно поменять на доллары или евро. А у меня после обмена– КУКи (как пишут российские сайты), или «се-у-се», потому, что английская аббревиатура у них CUC. Се-у-се, а мне, лично, больше нравится так – в почете, можно наменять по выгодному курсу (примерно 1,07-1,05 за евро, 1 – за доллар США). Поэтому их лучше поберечь на кафе и рестораны. Особенно негосударственные. Кстати, большинство «обменок» работает до 16 часов вечера. После шестнадцати придется менять в отелях, где курс будет низким и странным: за доллар могут дать больше, чем за евро. Поэтому «се-у-се» лучше запасаться с утра.
Слово «частное» на Кубе никто не произносит. Не принято. Хотя по сути частников уже много. В основном – в сфере питания и отдельных услуг.
- Очень многие предприятия закрылись после распада СССР и «Варшавского блока», - продолжает пояснять Ракелита. – Из 160 сахарных заводов осталось чуть больше пятидесяти. Мы слишком далеко от вас. Да и в России сейчас конкуренция… Не говоря про Германию, Венгрию и Польшу.
Средний чек на обед в ресторане – 10-15 се-у-се «на брата». Это если без рома. Тем паче – без вина. Пиво местное очень хорошего качества. Его варят в Гаване на недавно модернизированном заводе.
Во многих ресторанах курят. Запрещено лишь там, где есть кондиционеры, или хозяева ориентированы на американских и европейских туристов.
Рай для «информационного» отдыха. Забудьте про «фейсбук» и «инстаграм». Интернет – только в отелях или отдельных ресторанах и кафе. Везде за деньги. Карта «на час» обойдется в 3-4 се-у-се. Телефон, даже обозначая формат 3G, выйти в интернет не позволит.
- Сейчас проводят эксперимент в одном из округов. – Ракелита видит, что меня серьезно беспокоит отсутствие уже привычной для журналиста постоянной связи. - Там появился домашний интернет. Выделенный. А в остальном городе доступ в сеть с телефона есть только у врачей (25 часов в месяц) и журналистов (80 часов в месяц). Очень медленный интернет. Но все равно, лучше, чем никакой.
В определенные периоды года снять номер в гостинице – проблема. Наплыв туристов. Кстати, «горячий» сезон сейчас. Мне с большими трудностями удалось забронировать квартиру-апартаменты. Это тоже «новшество» для острова Свободы. Недешево. Зато среди народа.
Хозяйка Вивьен встретила доброжелательно.
- Алехей? – Она уже знала, потому, что бронировать пришлось через английский популярный портал и там с вместе с деньгами оставлять все данные. – Холодильник, газовая плита, душ, - все работает. Убираться будем через два дня. Сахар и чай – на кухне. Не забывай закрывать и входную дверь, и решетку за ней. Хотя, - здесь безопасно. Что будет надо, - вот мой телефон. Звони. Адьес, русо амиго…
Уличные магазинчики – не Европа. Ассортимент «не густой». Фрукты, бананы, соки, вода…
- Ты не знаешь, почему все так? – Ракелита смотрит с философским сожалением на остов некогда популярного ресторана «Москва». - Жаль, мы так любили ходить туда по праздникам на «солянку» и «оливье»… У нас такие люди! Такая природа! Так хочется не посвящать жизнь борьбе с трудностями…
- Нам тоже сейчас не просто, - подхватываю ее философское настроение. – Что-то в мире пошло «не так». Помнишь Хемингуэя? Один старик все время ходил в море. На рыбалку. И никак не мог поймать рыбу. С ним был мальчик. На восемьдесят пятый день…
Не печалься, Ракелита!
Все наладится. Старику приснятся львы!!!*
* Так заканчивается повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
Продолжение следует…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Цвет надежды. Этот мир скоро станет другим
С раннего утра зарядил дождик.
Неторопливо так.
Бац… Бац… Пауза. Бац-бац…
Непривычно. Плюс 20. Здесь, на Кубе, дождь в это время года – такой же нонсенс, как наш январский «плюс».
Только у нас, при нынешней аномалии, вьюжит.
А здесь – не спеша. Этак нехотя. Бац… Бац… Пауза. Бац-бац (далее…)
Три простых вопроса накануне встречи патриарха Кирилла с папой римским Франциском
Накануне исторической встречи Святейшего Патриарха Всея Руси Кирилла и папы римского Франциска, которая состоится в Гаване, специальный корреспондент «Вечерней Москвы» Алексей Белянчев передает из кубинской столицы.
Мнения и комментарии, услышанные накануне.
Всем собеседникам были заданы три вопроса:
- Как вы думаете, насколько важна встреча патриарха и папы Римского?
- Почему, на ваш взгляд, для нее выбрана Куба?
- Что изменится после встречи? (далее)