Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Владимир Мусаэльян рассказал, как работал пул во времена Брежнева

Общество
Вечером во вторник, 1 марта, в Белом зале Дома журналистов собрал гостей, профессионалов-фотографов и просто любителей исторических кадров Владимир Мусаэльян – человек-эпоха, мэтр фотожурналистики.

По нашим временам Владимира Гургеновича точно называли бы мега-звездой, но он, при всей своей современности, человек другого времени, и потому начисто лишен и «звездности», и «понтов», рассказывает о своей удивительной жизни без капли высокомерия, а опытом делится не с позиции «я-видел-все», а легко и просто. Ну, словом, это – Мусаэльян. Ни прибавить, ни убавить.

Его грандиозным архивом за границей интересовались куда больше, чем у нас. Это, конечно, удивительно, но факт остается фактом – американцы предлагали ему бесплатное медобслуживание в обмен на невзрачные черно-белые пленки, на которых он протоколировал и «овеществлял» таким образом историю. У нас интерес к архиву проявляла только Раиса Максимовна Горбачева, вроде бы, по слухам, хотела его изъять, но дело ничем не кончилось. Вот так... А ведь это – не просто история, а история живая, при нас с вами состоявшаяся. Что имеем, не храним? Впрочем, зачем обобщать? Мусаэльян – хранит.

Сначала Владимир Гургенович, тогда еще просто длинный, симпатичный и солнечно-улыбчивый Володя «стажерил» в ТАССе, потом стал там корреспондентом и в этом качестве объездил полмира, а то и больше. Грани Мусаэльяна-фотохудожника бесконечны. Это и ода величию труда («Да мы раньше снимали обычных людей, простых, за мной несколько заводов были «закреплены»!), и фантастическая съемка так называемых «обычных людей» - по сути нас с вами, ни разу не звезд; бытовым и жизненным деталям (представьте, как снять зерно в сомкнутых лодочкой ладонях так, чтобы оно выглядело как драгоценные камни?!). А еще - бесконечное преклонение перед женской красотой (цикл «Русские женщины»; «Я был влюбчив!, - смущенно говорит верный семьянин и сползает с темы, поскольку не о личном разговор). И обязательно то, с чего начиналось его имя – величие космоса, первые шаги на пути его покорения.

Дивные фотопортреты Мусаэльяна – тема отдельного разговора. Он всегда делал акцент на глаза и руки, и рассматривать лица людей, «пойманных» его камерой, можно до бесконечности – изучать взгляды, выражение лиц, пытаться прочесть слова, так и не сказанные губами, разгадывать характеры. Его фотопортреты не статичны, это лишь на секунду замершее движение, полет мысли, чувств...

Новая страница в его жизни, творчестве и осознании жизни – эпоха, когда Владимир Мусаэльян стал личным фотографом Генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева. Мы видели разные стороны одной медали: нам достался ее фасадный вариант – человек, на глазах теряющий здоровье, целующий приезжавших к нам политиков, окруженный сонмом полусонных приспешников, что скопом выходили на трибуны у Мавзолея – черно-серое Политбюро ЦК, похожее на огромную серую ворону...

Мусаэльяну довелось видеть оборотную сторону – ту, где жил и работал сильный человек, не лишенный своих странностей и особенностей, но в чем-то – наивный романтик, простой и доступный, способный на великие дела и поступки. А в серо-черной массе были свои звезды, свои интриги, свои лидеры, саботажники, хитрецы и интригоплеты. И в брежневских поцелуях (а Владимир Гургенович снял целую поцелуйную серию) было свое коварство – да, он умел нравиться, а иногда располагал к себе людей именной вот этой своей естественной простотой, открытостью и способностью легко отойти от протокола.

С Брежневым было не так, как с Хрущевым, которого Мусаэльян тоже застал. Снимал он и Андропова, и Константина Черненко, и Михаила Горбачева. Но все это было уже не то, что при Леониде Ильиче, которого «Гургенычу» довелось знать с 1969 по 1982 год, ведь в течение всего этого времени он находился рядом с ним практически неотступно.

... Свое время и тех, с кем работал, кто был рядом, Мусаэльян никогда не предавал. Хотя возможностей таких было множество – людям свойственно быстро забывать добро и плевать в спины тех, кто кажется поверженным героем. Все разрешается со временем. И рассматривать удивительные фотографии Владимира Мусаэльяна – огромное удовольствие: он даже политиков снимал как обычных людей, а потому они на его фотографиях – не бывшие, а живые и настоящие.

На встрече Владимира Гургеновича спрашивали о многом – о том, приходилось ли ему рисковать жизнью, почему он не снимает звездное небо и фотографировал ли он Сергея Королева (ответ «нет» - на все вопросы), а также о деталях – любым ли объективом можно было фотографировать (ответ – «да»), где он проявлял пленки («заказал два специальных чемодана, в которых был у меня и проявитель, и закрепитель, и... чего там только не было»), была ли при такой работе личная жизнь («ну сын-то родился») и еще о многом-многом. Ну а про модное селфи мы его решили не спрашивать, чтобы не травмировать Мастера глупостями. Владимир Гургенович спокойно может снять что-то на камеру телефона, отлично управляется с современной техникой и компьютером, но все же...

Не остались в стороне и иностранцы: на встречу с Мусаэльяном один журналист специально прилетел с Кубы, а другой – уже занимающий ответственный пост и ставший дипломатом – нашел время в плотном графике и пришел выразить почтение и «прикоснуться»: это был... Чрезвычайный и Полномочный Посол Черногории в России Зоран Йоцович. Господин посол знает о том, что такое журналистика, не понаслышке: он в прошлом профессиональный журналист, дипломатия пришла в его жизнь позже.

- Я писал статьи и знаю, насколько важно читателям видеть то, что описывается словами, как важен зрительный ряд. И для меня огромная честь посмотреть работы такого мастера, - сказал Зоран Йоцович, а затем прибавил: - Но вообще журналистика – это не просто профессия, это любовь. Да. Это точно так!

И Владимир Мусаэльян кивнул, соглашаясь – для себя он это понял давным-давно.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.