Внутри себя я гарцую
Сюжет:
Воскресное чтениеИппотерапевтический центр «Живая нить» на огромной территории Московского ипподрома отыскать не просто. По обе стороны тянутся длинные одноэтажные конюшни, чуть дальше демонстрируют свою резвость орловские рысаки. Сложно поверить, что неприметное на первый взгляд здание, расположенное недалеко от центра ипподрома, регулярно посещают много людей, нуждающихся в помощи.
У входа в манеж дожидается кого-то интеллигентного вида мужчина. Это Дмитрий Виноградов — он пришел на занятия вместе с дочкой Машей. Разговаривать о болезнях близких людей, особенно если это твой ребенок, под силу не каждому.
Но Дмитрий решился.
— Дочке сейчас пять лет, с двух лет вожу ее сюда, — рассказывает Дмитрий. — У Маши ДЦП, аутизм и серьезные проблемы со зрением. За три года занятий прогресс налицо. Мы не ждем полного излечения, но дело даже не в этом. Маша занимается еще и в других местах разными видами реабилитации, но иппотерапия — ее хобби. Она очень любит сюда ходить.
Маша Виноградова уверенно сидит в седле, гарцует верхом на коне по кличке Майор и выполняет развивающие моторику упражнения. Кажется, они даются ей легко, однако так было не всегда.
Как правило, все нововведения дети с ограниченными возможностями сначала воспринимают в штыки. Вот и Маша какое-то время потратила, чтобы преодолеть психологический барьер и начать получать удовольствие от прогулок на лошади. Помог ей в этом Игорь Ионов, инструктор по иппотерапии.
— Сейчас дочка по-настоящему наслаждается занятиями, — улыбается Дмитрий Виноградов. — Она уже знает дорогу на Московский ипподром и очень радуется, когда понимает, что мы едем на иппотерапию. Я безумно рад, что у нас есть такие реабилитационные центры, где работают очень неравнодушные сотрудники, профессионалы и очень хорошие люди, такие как инструктор Игорь.
Игорь Ионов работает старшим инструктором по иппотерапии уже восемь лет. Он окончил педагогический факультет Тимирязевской академии, где деятельность его была связана и с лошадьми, и с педагогикой.
Специальной госпрограммы для иппотерапевтов не существует — Игорю пришлось получать дополнительное образование.
— Иппотерапия — это метод реабилитации, коррекционной работы с людьми, имеющими особенности как в физическом, так и в психическом развитии — детский церебральный паралич, расстройство аутистического спектра. И средство воздействия здесь — лошадь, — объясняет Игорь.
Он только что вернулся с очередного занятия и подробно рассказал Машиному отцу, чем именно они с девочкой занимались сегодня.
— Терапия строится с учетом того, чем именно болен человек, — рассказывает Игорь. — Например, если у ребенка расстройство аутистического спектра, ему сложно взаимодействовать с лошадью — в силу особенностей развития он ни с кем не хочет общаться. Первостепенная задача инструктора — стимулировать его к взаимодействию, наладить контакт.
Заведующий иппотерапевтическим отделением нашел общий язык и с Машей, и со многими другими пациентами «Живой нити». Из раза в раз, из недели в неделю, из месяца в месяц инструктор терпеливо занимался с девочкой — садился вместе с ней на лошадь, выполнял упражнения.
— Самое, пожалуй, главное наше достижение — это социализация. Ведь для Маши каждый новый человек — это стресс, — рассказывает отец девочки.
Животных, которые участвуют в программе реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тщательно отбирают — лошадь, взаимодействующая с особенными детьми, не должна быть чересчур высокой, или иметь слишком узкую спину.
Однако самые ценные качества животных, используемых в иппотерапии, это спокойный ровный нрав, доброжелательное отношение и желание общаться с человеком. По словам инструктора Игоря Ионова, животных, отвечающих всем этим требованиям, не так уж много.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Светлана Ткачева, врач-иппотерапевт:
— При гимнастических упражнениях верхом на лошади задействуются глубокие слои мозга, и можно работать с тяжелыми психосоматическими заболеваниями. Болезни человека часто возникают из-за сбоя телесных ритмов. А лошадь, воздействуя на всадника-пациента, помогает эти ритмы восстановить.
Общение ребенка и лошади идет на языке чувств и тактильных ощущений. Прикосновения к животному раскрепощают людей с расстройством аутистического спектра, помогают им социализироваться.
Наталья Улитина, тренер по конному спорту:
— Иппотерапия способна помочь больным детям — конечно, лишь под руководством врача-иппотерапевта, как дополнение к основному лечению. Для многих детей она становится толчком к прогрессу в оздоровлении. Я как тренер очень рада, что в нашей стране иппотерапия получила широкое развитие. Также существует паралимпийский конный спорт, в который люди часто приходят после занятий иппотерапией, становясь со временем настоящими спортсменами.