Александр Олешко: Москву увидел в «Букваре»
На вопрос «Как вы все успеваете?» Олешко отвечает просто: «Надо уметь правильно планировать дела». С вопроса о планах и начался наш разговор.
— Александр, к сорока годам вы стали заслуженным артистом, звездой. А что дальше?
— Я не люблю слово «звезда». Сегодня оно утратило былой смысл. Звезды — это Любовь Орлова, Грета Гарбо… Звезда — она где-то далеко, недоступна и одинока. Даже великий Юрий Никулин — не звезда, он — любимейший и необходимейший человек. И это гораздо больше, чем звезда… Что будет дальше? А дальше будет большая и плодотворная жизнь.
У нас у всех есть пример — Владимир Зельдин. 101 год! Играет, поет, танцует. Три часа на сцене плюс б анкет. Значит, впереди у меня еще сколько? 61 год творческой жизни! Представляете, сколько всего я еще успею сделать?
— У Александра Олешко есть секрет или рецепт успеха?
— Понимаете, все, что человек излучает, к нему и возвращается. Я вот часто заглядываю в интернет. Для многих сегодня он не источник информации, а большая жалобная книга. Кому-то не нравится плитка в Москве, кому-то, наоборот, асфальт, кому-то вид из окна, у кого-то дрель все время дребезжит… Задал бы человек себе вопрос: раз рядом со мной все время дрель, куда бы я ни пришел, может, эта дрель где-то внутри у меня застряла? Так что рецепт успешной и радостной жизни у меня один: будь добр к миру — и он тебе ответит тем же.
— Творческая жизнь у вас складывается удачно. А личная?
— И в личной все нормально. Мои отношения с моей девушкой — они не для всеобщих глаз. На примерах многих актеров я убедился, что для людей нашей профессии залог счастливого стабильного брака — не афишировать его лишний раз. А мне нравится, когда люди, встретившись в молодые годы, не расстаются до конца дней.
— В 15 лет вы приехали в Москву и остались в ней навсегда. Любите этот город?
— Я полюбил Москву еще раньше — на картинке из «Букваря». Сегодня я сам стремлюсь сделать свою жизнь в Москве приятной и радостной. Например, в меню нескольких ресторанчиков на Патриарших прудах вы найдете блюда по рецептам из моего детства. В одном ресторане — пирожок по рецепту моей бабушки, в другом — ленивые вареники «От Саши Олешко», в третьем — куриная печенка в яйце с солью. Это уже рецепты моей мамы. Я захожу туда, заказываю эти блюда — и будто дома, в Кишиневе… А еще моя Москва — это Москва интеллигентных людей, Москва бабушек и дедушек, которые гуляли в костюмах и пальто вне моды. Слава богу, я таких еще застал. Сейчас пожилых людей просто не видно. Сплошная молодежная тусовка. Такое ощущение, что молодые люди не думают о том, что пройдет 20 лет и все они будут в другом возрасте, в другом статусе. Живут одним днем.
— Почему, как вы думаете?
— Потому что прервана связь времен, нет общей культуры, нет продуманной государственной программы, где честно и талантливо объясняли бы людям: вот это — хорошо, а это — плохо. Сейчас модно говорить: да, есть и хорошее, и плохое, и вы сами выбирайте. Но человек чаще всего не может выбрать сам, он скатывается на низменные инстинкты, на то, что проще. Вот у нас в Щукинском училище каждый день начинался с фразы Этуша: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Понимаете? Не случайно сегодняшняя так называемая свобода без границ породила такое количество монстров. Видимо, такой исторический период, и нужно справляться, не поддаваться давлению хауса. Кстати, это возможно.
— Вы играли в нескольких театрах. Сейчас — в Вахтанговском. Считаете, нашли свою сцену?
— Как интересно судьба пишет сценарий! Когда я репетировал свою программу для поступления в Щукинское училище с актером Вахтанговского театра Анатолием Меньшиковым, мы работали с ним именно в той гримерке, в которой я потом оказался как артист. Для меня это важный знак.
В новом сезоне у нас открывается еще арт-фойе, и я буду одним из первых, кому предстоит в нем выступать: со струнным квартетом «Мелодион» мы будем для детей читать сказку «О царе Салтане». Так что Театр Вахтангова для меня — сказка наяву, корабль, на котором я хотел бы плыть дальше в свою творческую жизнь.
— То есть вам нравится стабильность не только в супружеской жизни, но и в профессиональной?
— Да. Я восхищаюсь: у Ланового, у Максаковой, у Этуша — одна запись в трудовой книжке. Вскоре будем праздновать столетие Галины Львовны Коноваловой, которая не дожила до этой даты полтора года. К ней роли и любовь зрителей пришли в 90 лет! Я бегал на ее спектакли. Забегал за кулисы, и она шутила: «У каждой бездарности должен быть поклонник. У меня это — Олешко!» Она иронично относилась к себе и была с большим чувством юмора.
— А есть у вас «золотая пятерка» режиссеров, с которыми хотелось бы поработать в кино?
— Из классиков это Меньшов, Данелия и Михалков. Из режиссеров помоложе — Николай Лебедев и Владимир Хотиненко. А вообще всему свое время. Мне нравится фраза, сказанная о Михаиле Жарове: «Он был артист и человек, который делал все, что мог, и мог все, что делал». Буду счастлив когда-нибудь соответствовать такой же оценке.
СПРАВКА
Александр Владимирович Олешко родился в Кишиневе, в фильмографии более 50 ролей, ведущий телепрограмм «Один в один», «Точь-в-точь» и многих других. В 1999 году пришел в труппу Театра сатиры, в 2000-м — актер «Современника», где проработал более 10 лет. Разведен, бывшая супруга — актриса Ольга Белова.