Жизнь диктует современные требования к образованию
На пленарном заседании были представлены итоги работы дискуссионных площадок. О результатах обсуждения в рамках работы площадки «Школа России: к новым образовательным результатам» «ВМ» рассказала ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая.
— Маргарита Николаевна, какие вопросы обсуждались на дискуссионной площадке?
— На нашей площадке мы говорили о том, что изменения, которые происходят в обществе и в экономике, диктуют новые требования к результатам образования. Реалии сегодняшнего дня — электронные коммуникации, онлайн-обучение. Практически нет профессий, в которых не было бы требований к компетенциям электронного общения.
За последние годы пройден значительный путь в этом направлении. Сегодня школа реально использует электронные ресурсы, сервисы для достижения образовательных результатов, повышения квалификации педагогов, взаимодействия с детьми и родителями. Поэтому проект, связанный с созданием российской электронной школы, должен выйти на новый уровень. Нужна единая электронная образовательная среда, созданная ведущими педагогами по лучшим программам российского образования.
На совещании мы выступили с инициативой создания российской электронной школы и придания ей статуса государственной инициативы в области образовательной политики. Очень рады, что Дмитрий Анатольевич Медведев нас поддержал.
— В чем заключается идея российской электронной школы?
— Российская электронная школа будет представлять собой завершенный курс интерактивных видеоуроков по всей совокупности общеобразовательных предметов средней школы, полностью соответствующих федеральным образовательным стандартам. Эти уроки будут создаваться на основе лучших педагогических практик и размещаться в открытом доступе.
— Соответствует ли уровень среднего образования в России возможностям высшей школы?
— Несомненно, сегодня создаются все условия, чтобы в вузы поступали самые мотивированные и подготовленные ребята.
Большое значение имеют механизмы профориентации, предоставление возможностей углубленной подготовки детей 7–9-х классов, в том числе за счет интеграции системы «Школа-вуз». В Москве такая интеграция реализуется в различных форматах: «Университетские субботы», когда вузы приглашают в гости школьников; профильные классы.
— Хотелось бы поговорить и о других программах, реализуемых в Москве. Дает ли, на ваш взгляд, проходящее масштабное благоустройство в столице позитивный результат?
— Безусловно. Сносится самострой, расширяются пешеходные зоны, появляются замечательные кафе. Положительные коррективы вносит в жизнь москвичей программа «Моя улица», очевидны усилия городских властей по упорядочению дорожного движения.
С надеждой смотрю на открытие Московской центральной кольцевой дороги. Сложно интегрировать транспортные узлы, но это делается — и заслуживает уважения и аплодисментов!
— За этими направлениями развития стоят реализованные инициативы партии. Участвуете ли вы в политической жизни страны?
— Мы государственный вуз, один из центральных вузов, отвечающих за языковую политику в стране и за рубежом, подготовку кадров, изучение текущей ситуации с положением русского языка в мире. Это важнейшие факторы безопасности любого государства, и в этом ключе мы, разумеется, участвуем в политической жизни.
По моему мнению, огромное количество инициатив «Единой России» связаны с русским языком. Например, программа развития библиотек, которым Институт Пушкина готов предложить такой интересный формат, как «Литературные гостиные», — удивительный проект, в нем сохраняются живое общение и коллективное чтение. Для решения многих проблем в культурной, гуманитарной сфере необходимо объединяться, и проекты партии являются объединяющей площадкой для таких инициатив.
Я приняла решение стать доверенным лицом этой партии, потому что сегодня, по моему мнению, нет другой политической партии, которая могла бы так консолидировать страну, предложить важные и нужные проекты. Думаю, что придет время, когда появятся другие политические силы, но сейчас альтернатив нет. Это моя не только политическая, но и гражданская позиция.
СПРАВКА
Во всероссийском августовском совещании педагогических работников приняли участие более 500 педагогических работников из 66 регионов России. В их числе — победители профессиональных конкурсов. Пленарное заседание форума проходило 20 августа под руководством председателя правительства России Дмитрия Медведева и министра образования и науки Ольги Васильевой. На заседании были представлены итоги работы пяти дискуссионных площадок.