Виктор Талалихин. Первый ночной таран
Последние несколько лет в средствах массовой информации стали появляться материалы, «разоблачающие» героев Великой Отечественной войны. Связывая образы героев с советской пропагандой, авторы утверждают, что эти «иконы коммунистических идеалов» — только фикция, далекая от реальности. Но пытаясь сделать на имени героев сенсацию, эти авторы забывают, что герои — уже сенсация.
— Конечно, в те непростые времена, в 41-м, когда враг вплотную подошел к Москве, страна, как в воздухе, нуждалась в героях, — говорит Михаил Михайлов, руководитель музея «Герои нашего времени», организованного при школе № 2053. — Нам нужны были символы, примеры для подражания, отчаянные ребята, готовые ради спасения столицы своей Родины пойти на огромный риск.
Михаил Михайлов — ветеран войны в Афганистане — как никто другой знает, что такое передовая. Талалихин и для него стал настоящим кумиром, а потому еще в 2011 году он с группой педагогов открыл в школе музей, пополненный ценным экспонатом — оплавленным фрагментом самолета Талалихина, найденного под Москвой.
— Мы знаем Талалихина как первого летчика, совершившего ночной таран... — продолжает Михайлов. — Конечно, эту историю подхватили и растиражировали фронтовые газеты: статный и красивый юноша, герой... Он мог вдохновить людей на подвиги, героизм.
Что бы там ни говорили, но Виктор Талалихин был обычным человеком. Родился он 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Саратовской области в крестьянской семье. В 1924 году Талалихины перебрались в Вольск, а летом 1933-го отец Виктора завербовался на стройку в Москве, куда за ним переехала и вся семья. Затем была школа фабрично-заводского ученичества при Московском мясокомбинате. В сентябре 1935 года Талалихин записался в планерный кружок. Позднее он писал в фабричной многотиражке: «Я знал, что после окончания кружка пойду в летчики. Чтобы летать так, как летают наши герои — Чкалов, Байдуков и Беляков».
В октябре 1936 года Виктора как передовика и активиста по комсомольской путевке направляют в один из аэроклубов столицы. Медкомиссию он проходит успешно, а вот его рост — 155 см — мог стать серьезной помехой для дальнейших полетов. За этот незначительный недостаток он получит среди друзей прозвище Малыш. И все-таки в 1937-м на У-2 он совершит свой первый полет и в декабре того же года будет призван в Красную армию, затем поступит в Борисоглебскую военную авиашколу имени Валерия Чкалова. О своей учебе он вспоминал: «Встаешь, бывало, с первыми лучами солнца, а возвращаешься к отбою, когда над аэродромом уже загорались ранние звезды».
...Первые месяцы Великой Отечественной войны. В ночь на 7 августа 1941 года Талалихин совершит ночной таран и уничтожит фашистский бомбардировщик. Но остался он в живых — по воле случая. «В ночь на 7 августа, — вспоминал на следующий день, выступая на радио Талалихин, — когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я поднялся в воздух. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел «Хейнкель-111». Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор. Враг резко развернулся и со снижением полетел обратно...
Я снизился до 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно — таранить. «Если я погибну, так один, — подумал я, — а фашистов в бомбардировщике четверо». Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал подбираться к нему. И в это время враг пускает очередь из пулемета. Обожгло правую руку…» Самолет перевернулся, надо было выбрасываться с парашютом. Михаил Михайлов уверен — это редкая удача:
— Недавно я читал, что Талалихин случайно задел винтом самолета хвост бомбардировщика. Это обычные выдумки. Для подобного маневра требуется точнейший расчет.
Погиб Виктор Талалихин в том же 1941-м в неравном бою с тремя самолетами противника.
СПРАВКА
Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Участвовал в советско-финской войне. На биплане И-153 «Чайка» совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолета. В годы Великой Отечественной войны сбил 6 вражеских самолетов. Погиб под Подольском 27 октября 1941 года.
КСТАТИ
Только за первый день Великой Отечественной войны семь советских летчиков совершили воздушный таран. Такая тактика практически гарантировала гибель пилота. Однако были асы, таранившие противника неоднократно. Советский летчик Борис Ковзан таким образом сбил четыре вражеских самолета и каждый раз благополучно приземлялся с парашютом.