Архитекторы мира видят будущее – и отдают его музеям
Москвич сравнил бы концепцию международной выставки с территорией ВДНХ: представьте несколько павильонов, в каждом из которых одна из стран рассказывает о собственных достижениях в урбанистике. Так устроена биеннале. Одни показывают видеоролики, другие представляют макеты, третьи обходятся эффектными фотографиями. Объединяет их заданная куратором всего мероприятия тема. Главный раздел биеннале располагается в тенистых садах Жардини, а второй на территории старого Арсенала.
Выставка проходит в течение полугода (28 мая – 27 ноября), а посещают ее миллионы. Взглянуть на то, как решила впечатлить звездных зодчих в Венеции Россия, отправилась и корреспондент «ВМ».
ГЕНИАЛЬНОЕ БЕЗУМИЕ
Чем отличается Венеция от других старых европейских городков? Ведь набор достопримечательностей прост как азбука: дремучего века собор, «панорамная» смотровая площадка, современные кварталы с зеркальными высотками, неприступная крепость да пара могил великих. Таксисты, везущие «по центру», неизбежно мелькающие за окном промзоны и узнаваемый вид из окна отеля... Предсказуемая история. Но Венеция - она не такая, она головокружительная.
В ней нет такси – зато ходят лодки с зеркальными крышами, что отражают ломаные линии по-достоевски мрачных домов, венецианцам не нужны проспекты – ведь есть тесные, словно сморщенные улочки, в этом городе жители не помнят названия улиц – им хватает бесконечной набережной и площади Сан Марко, которую сам Наполеон Бонапарт прозвал «гостиной Европы». Потому что именно она душа города на воде.
- Венеция – один из важнейших культурных очагов в мире, - говорит главный архитектор Москвы, куратор Российского павильона на XV Венецианской биеннале архитектуры Сергей Кузнецов. – Она, вобрав в себя множество культурных слоев, сумела сохранить индивидуальность, и сравниться с ней, очень миниатюрной, могут такие мегаполисы, как Москва, Нью-Йорк и Париж.
Венеция помпезно-парадна и одновременно с тем обшарпана. Она словно город, спроектированный эпатажным ребенком, который забыл парочку деталей (кстати, Герцен считал, что строить город на воде – «гениальное безумие»). Юный талант будто идеально прочертил дома, вместо дорог придумал речные каналы, а забавы ради – чтобы жители не скучали – подарил им маскарады. И вот результат: набережные без парапетов, сувенирные лавки с роскошными карнавальными масками, старинные, чарующие своим величием соборы, подтопленные здания, научившиеся от безысходности стареть достойно. И люди – танцующие танго ночью посреди главной площади, и дети – балансирующие на «внутреннем изгибе венецианского моста».
Венеция играет французскую музыку, пьет итальянское вино и говорит на всех языках мира. Она пахнет морем, шелестит голубиными крыльями, кричит голосами чаек и стучит веслами. Она влюбляет в себя все органы чувств. И именно она проводит единственную в мире художественную биеннале искусств вот уже больше века – собирая тысячи туристов, которые приезжают, чтобы приобщиться к высоким материям в культовом городе атмосферной Италии.
ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ МИРОВОГО ПОРЯДКА
В центральном павильоне в садах Жардини и Арсенале куратор Венецианской биеннале Алехандро Аравена, обладатель престижной Притцкеровской премии, представил 88 архитекторов из более полусотни стран. Выбранная им тема «Репортаж с фронта» - аллюзия на боевые действия. Войну, на которой и стратег, и полководец, и солдат – архитектор, сражающийся за качество жизни простого человека. На пронзительный вопрос «А судьи кто?» отвечает тоже архитектор: именно он определяет, удобно ли горожанину обитать в той или иной среде.
Павильоны стран напоминают театральные сцены, где главные герои – макеты. Они, подсвеченные теплыми лампами, словно позируют гостям. Изящные, до миллиметра сконструированные здания, хрупкие дороги, картонные комнаты, в несколько человеческих ростов конструкции, детские игрушки и куски гранита – все это объекты, с помощью которых архитекторы разговаривают со зрителем. Это их инструментарий, развивающий тему неравенства маленьких людей и больших городов.
Например, японцы показали уменьшенную копию социального коммунального жилья, а французы предложили строить дома из соломы, разложив ее как арт-объект посреди помещения, немцы обратили внимание на проблему некачественных школ через презентацию, а англичане трансформировали павильон в предельно аскетичную, но элегантную квартиру. У испанцев, которые завоевали Золотого льва, была тема недостроя после экономического кризиса.
Чтобы обойти биеннале, понадобилась бы неделя. Чтобы решить проблемы, которые она поднимает, во всем мире – века. Но начало уже положено.
НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Россия на биеннале смогла удивить мировое сообщество: Сергей Кузнецов выбрал в качестве темы павильона страны Выставку достижений народного хозяйства. И это было смело – как утверждают скептичные архитектурные критики, павильон абсолютно не соотносится с темой биеннале. Потому что якобы не поднимает социальных проблем.
За дверью российского павильона звучит музыка. Многоголосый Шостакович.
- ВДНХ – колоссальный проект, который играет важную роль в контексте Москвы, - говорит Сергей Кузнецов. – Я уверен, что это территория будущего, потому что она хранит историческую память, подразумевает глобальную реновацию и предопределяет абсолютно новый смысл общественной зоны. Она многое в себя вобрала – в первую очередь те ценности, которые привнесли на ВДНХ поколения горожан.
Мелодия увертюры – аккомпанемент короткому ролику, рассказывающему историю комплекса. По периметру проекции картинок прошлого – мрачного, под стать затемненному интерьеру павильона. На стене, противоположной входу, объемное изображение горельефа Вучетича.
- Горельеф был утерян, но его обнаружили строители во время реконструкции центра, - рассказывает архитектор. – Он символичен и как новое открытие ВДНХ.
Концептуальную идею горельефа продолжают реплики скульптур, обрамляющие лестницу. Они образуют целый музейный холл, провозглашая искусство России. Лестницу же создали специально для отечественного павильона: она приглашает из тьмы во свет.
Второй этаж играет красками: проекции репортажных съемок с ВДНХ, калейдоскопный купол, задорная музыка. Картинки мелькают, бросая кадры зимних танцев на катке, шумных свадебных процессий, детских мастер-классов и обитателей зеленых оазисов. Круговорот жизни захватывает и переносит из томной Венеции в ритмичную Москву. Со второго этажа можно попасть еще в два помещения российской выставки: первое погружает в детальный исторический экскурс, а второе приглашает оценить будущее комплекса. Так, кураторы собрали уникальную коллекцию исторических артефактов – 48 книг, каждая из которых презентует исследовательские работы, когда-либо посвященные ВДНХ. Это и открытки, и статьи, и биографические справки. А футуристичность комплекса же демонстрируется в финальном зале «Лаборатория будущего». Одну из белоснежных стен занимает материнская плата: чипы, сплетенные дорогами, символизируют возможности «перезапуска» смысловой функции Выставки. Идея такова – нажал на условную кнопку – и общественное пространство трансформировалось. Как? Об этом можно узнать из студенческих работ молодых архитекторов. Они представлены в виде проектов на противоположной среде: стеклянные шары, картины в жанре «Что после апокалипсиса?», подземные города... Остается лишь понять, какая из идей применима к жизни.
- Я очень четко чувствую свою линию фронта, - говорит главный архитектор Москвы. – И этим чувством, воплощенным в экспозиции, я хотел обратиться к будущему Выставки. Потому что ведь сумма настоящего, прошлого и будущего всегда важнее дискуссии на тему того, насколько плохим было наше прошлое.
НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКАХ. КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ
В субботу, 24 сентября, в театре Пикколо, расположенном в Кампо-делла-Танна, прошел симпозиум «Музеи и общественные пространства как драйверы развития городов и социального прогресса». В течение дня ведущие эксперты обсуждали, как может трансформироваться культурное начало мегаполиса так, чтобы решать и социальные, и интеллектуальные, и эстетические, и даже градостроительные задачи. Для себя архитекторы поставили следующие вопросы: как использовать музейные пространства в мире? Есть ли потенциал у заброшенных районов, в которых появляются культурные центры? Каковы стратегии культурной среды, отражающей прогресс зодчества XXI века?
Зал театра Пикколо заполнен на треть. На сцене вместо актеров, играющих драматические этюды, – архитекторы и искусствоведы. У них есть звания, награды и десятки научных публикаций. Их знают в лицо, а здания и выставки, которыми они наполняют страны, давно стали символами эпохи.
Они сменяют друг друга у микрофона, создавая сонм голосов, воспевающих роль архитектуры в мире. Архитектура – это мир, который предопределяет существование человека. Это Вселенная, частью которой личность или является, или нет. И если нет, то виновата в этом Вселенная, а не он.
- Что такое культура? – задает риторический вопрос Сергей Кузнецов. – Это фундамент города, это то, что делает местность мегаполисом: ведь только в городе есть своя культура, проявляемая даже в мелочах. Создают ее люди, площади, улицы, события. А ее квинтэссенция – это масштабные объекты.
При развитии территории, уверен он, в первую очередь нужно обращать внимание на внедрение культурной функции, иначе пространство изживет себя. И личностью способен стать только тот человек, который вырос в культурной среде: тогда он может изобрести нечто прекрасное, умеет думать и творчески подходить к проблемам, способен учиться и совершенствовать мир.
- В Москве есть четкое понимание того, что такое культурная среда: она меняется и обогащается – строятся новые музеи, развивается функция старых, реконструируются исторические объекты, - отметил Сергей Кузнецов. – Парк Зарядье – это будет новое, несопоставимое ни с каким другим музейное пространство, только выставочных площадей строится несколько тысяч метров. И я думаю, что это место встанет в один ряд с крупнейшими музеями – по посещаемости и интересу.
Презентацию музея «Гараж» показал директор центра современной культуры Антон Белов – также он рассказал о московской архитектуре, столичных зодчих и самых громких проектах последних лет. По словам Лукаса Файрайсса, урбаниста и писателя, именное такие примеры свидетельствуют о том, что музеи выступают в качестве культурных пространств – сегодня они воспринимаются и обывателями, и экспертами как центр архитектурных функций.
- Музей как культурный институт должен восприниматься всем миром, - подчеркнул он. – Это вещи в себе, целые мегаполисы архитектуры, искусства и эмоций, которые показывают будущее, настоящее и прошлое урбанистики, меняя социальную экономику.
Эксперты сошлись во мнении: города не существует вне культуры, он не может жить только благодаря кафе и магазинам, которые так интересны юным жителям мегаполиса. Функции таких центров, считает норвежский архитектор Кьетил Торсен, должны постепенно забирать музеи, не теряя при этом первоначальной ценности.
- В этом плане интересный сплав представляет ВДНХ, где удалось совместить культуру, парковую зону, историческую и образовательную функции, развлечения и спортивные активности, - прокомментировал мнение коллеги Сергей Кузнецов. – Там каждый день происходит что-то интересное, и люди проводят на территории общественной зоны все выходные. В Москве многие музеи и парки реализуют новую функциональную модель, демонстрируют более современный подход, привлекают широкую аудиторию – это и Пушкинский музей, и парк Горького, и Третьяковская галерея.
О концептуальной идее, которой должны придерживаться все культурные центры столицы, зарубежным экспертам рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. На ее взгляд, успешна только та программа обновления, которая ориентирована на открытый диалог с широкой аудиторией. Фондохранилища за семью печатями, неприкосновенные сокровища библиотек, закрытые двери в центрах искусств, четко ограниченное от общественного музейное пространство – пережиток прошлой эпохи. Сложной и политизированной. Наше сегодня – это открытые зоны.
- Третьяковская галерея пропагандирует идею открытости, воплощая ее в жизнь уже сейчас, - уточнила Зельфира Трегулова. – Музей воспринимает себя этакой картинной галерей национального менталитета, российского народа, и мы не должны закрываться. Наша цель – показать все внутренние пространства между комплексом зданий, превратить центр на Крымской набережной в органичную часть панорамного вида города.
Во всем мире люди нуждаются в искусстве, считает директор Третьяковки, а искусство –в зрителях. И яркий тому пример – Венецианская художественная биеннале.
О ЧЕМ УЗНАЛА ВЕНЕЦИЯ. МОСКОВСКИЕ ПРОЕКТЫ
- На территории ВДНХ – в павильоне № 1 - планируется развернуть грандиозный Музей культурного комплекса. На данный момент готовится проект реконструкции объекта. Уже известно, что главной экспозицией станут экспонаты российского павильона на XV Венецианской биеннале архитектуры;
- Мемориальный музей Третьяковых, который реконструируют уже к 2018 году, станет частью маршрута «Мили искусств» - культурного комплекса, в составе которых будут здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу, Гараж, исторические объекты Центрального парка имени Горького и Музеона;
- На территории бывшего завода имени Лихачева к 2020 году возведут музей «Эрмитаж – Москва». Строители приступят к работе в следующем году, площадь пятнадцатиэтажного культурного центра составит 13 тысяч «квадратов».
КСТАТИ
На Венецианскую биеннале архитектуры за несколько месяцев приходит порядка шести миллионов человек, при этом 85 процентов осматривают российский павильон. В первые часы открытия на территории выставки одновременно находятся тысячи человек. В туристический сезон посещаемость вырастает в два-три раза.
ЦИФРА
300 тысяч человек – такова среднестатистическая посещаемость комплекса ВДНХ за день.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Мединский, министр культуры РФ:
- На XV Международной биеннале архитектуры в Венеции мы хотели рассказать не только о прошлом, но и о будущем комплекса. В 1990-е годы прошлого века ансамбль ВДНХ пришел в упадок, а серьезные работы по благоустройству территории начались лишь несколько лет назад. Главная цель – создать универсальный культурно-образовательный центр, где всем горожанам и гостям столицы будет доступен широкий спектр сервисов – культурных, спортивных, рекреационных. ВДНХ – масштабный архитектурный ансамбль, феноменальное городское явление, возникшее в СССР в конце 1930-х годов. Он создавался на волне всенародного энтузиазма и в нем нашли отражение многие идеологические мифологемы Советского государства. Я уверен, что феномен ВДНХ заключается и в том, что, несмотря на все величие и размах, этот комплекс малоизвестен за рубежом.
Екатерина Проничева, директор ВДНХ:
- Архитектурно-парковый ансамбль ВДНХ – модель идеального мира, призванная демонстрировать достижения страны и ее отдельных республик в различных областях и в то же время быть местом равных возможностей для всех жителей огромной многонациональной страны. Формируя пространство ВДНХ, проектировщики и экспоненты Выставки решали глобальную общую задачу – повышение качества жизни людей. Ген социально-значимого пространства был изначально заложен в саму ДНК ансамбля архитекторов Вячеславом Олтаржевским, автором генерального плана территории. ВДНХ должна была стать парадной выставкой страны.
Лиз Дилер, партнер-основатель Diller Scofidio + Renfro Architects, американский архитектор (Нью-Йорк):
- Европа – родоначальница мировой культуры, и теперь это не только то место, которое порождает культуру и задает тон архитектуры, но и среда, где живут главные потребители архитектуры. Именно поэтому она должна представлять достойный продукт – такой, к которому сегодня стремится Москва. Европа и Москва, как один из ее центров, стали рынком искусства, в которых первоочередную роль играют музеи. Чем должны заниматься политики, урбанисты, чем должна интересоваться молодежь? Музеями и культурными центрами. Однако существуют глобальные проблемы – индустриальные пространства экономически подавлены, и призваны решить эти вопросы деятели искусства, потому что именно они главная движущая сила мира.
МНЕНИЯ
Сергей Чобан, член Союза немецких архитекторов, член Союза московских архитекторов, член Архсовета:
- Я думаю, что Венецианская биеннале и симпозиум изменят отношение экспертного сообщества московских архитекторов к музеям как к культурным центрам: это мероприятие представляет целую гамму взглядов. Думаю, свою роль сыграет тезис Сергея Кузнецова, который выразил очень важную идею о том, что музей не должен быть грандиозным, он не всегда обязан выполнять функцию огромной институции, но должен сочетать разные функции, с помощью которых человек познает город. Так житель сможет узнать мегаполис, прочувствовать его и наполнить собственным смыслом. Как это воплотить в жизнь? Большое значение должны играть камерные музеи, перемещаясь по которым, переживая культурный опыт которых, гость сможет через призму впечатлений от экспозиций узнать мегаполис. Воспринимать город и музеи в едином взаимодействии – это новое, очень интересное слово в градостроительном контексте.
Думаю, музеи должны стать оживляющей функцией для новых кварталов. Иностранные коллеги во время симпозиума говорили о том, что музеи могли бы сосредоточиться только в центре, чтобы завоевать определенную территорию, но я не согласен с этим. Если музеи будут выноситься за пределы исторического «сердца» города, они обогатятся новыми функциями, станут современными очагами притяжения людей. Они бы вдохнули в жизнь в любой район – пусть самый отдаленный и заброшенный. И решили бы и интеллектуальные, и социальные, и транспортные проблемы.
Мартин Рот, экс-директор лондонского музея Виктории и Альберта:
- Россия возрождается, и Москва – главная точка возрождения всей страны. Я могу говорить об этом как эксперт, у которого достаточное количество друзей из России – и я понимаю, каким образом проходят процессы обновления. Перестройка российской столицы – это тихая (от слова «тишина») революция. Что делают столичные власти? Нет, они не кричат о том, что расширяют общественные пространства, озеленяют город, возвращают историческим памятникам первоначальный вид и меняют функции музеев, они просто делают свою работу. Казалось бы, все основывается на мелочах, начинается с мелочей, но это ведь именно то, что нужно простому горожанину, то, что принципиально меняет качество его жизни. При этом продукция, которую выдает Москва, достойная, но о ней мало кто знает за рубежом. Москва удивит в момент. Что касается музеев, то я уверен, что они должны развиваться не только на уровне функциональных смыслов, но и с точки зрения внутреннего наполнения. Потому что культурный центр без серьезной, уникальной коллекции – ничто. Фонд – это сердце и душа любого музея. Об этом важно помнить и при строительстве новых, и во время реновации старых музеев. Кстати, примером грандиозного строительства новых музеев служит Китай – на территории, где каждый квадратный метр на счету, с 1990-х годов построены десятки культурных центров. И это движение в правильную сторону в контексте градостроительного развития.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Роль общественных пространств обсудят под небом Венеции лучшие архитекторы мира
24 сентября, уже в эту субботу, в Венеции пройдет симпозиум "Музеи и общественные пространства как драйверы развития городов и социального прогресса" - на нем ведущие эксперты международного уровня подведут промежуточные итоги Венецианской биеннале архитектуры-2016. Руководителем всего мероприятия в этом году стал чилийский архитектор Алехандро Аравена, член жюри Притцкеровской премии. А куратором российского павильона - главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Симпозиум пройдет в формате живого общения: с 10:00 и до 18:00 урбанисты будут обсуждать роль культурных центров и общественных пространств в контексте развития мегаполисов. Дискуссии, на которых выступят и профессора архитектурных университетов, директор Выставки достижений народного хозяйства Екатерина Проничева и ректора ведущих профильных вузов, сосредоточатся вокруг потенциала образовательной и просветительской функции музеев.(далее..)