Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Архитекторы мира видят будущее – и отдают его музеям

Общество
Лучшие архитекторы мира раз в два года собираются в Венеции – городе, который встречает главное событие в области зодчества, биеннале архитектуры.

Москвич сравнил бы концепцию международной выставки с территорией ВДНХ: представьте несколько павильонов, в каждом из которых одна из стран рассказывает о собственных достижениях в урбанистике. Так устроена биеннале. Одни показывают видеоролики, другие представляют макеты, третьи обходятся эффектными фотографиями. Объединяет их заданная куратором всего мероприятия тема. Главный раздел биеннале располагается в тенистых садах Жардини, а второй на территории старого Арсенала.

Выставка проходит в течение полугода (28 мая – 27 ноября), а посещают ее миллионы. Взглянуть на то, как решила впечатлить звездных зодчих в Венеции Россия, отправилась и корреспондент «ВМ».

ГЕНИАЛЬНОЕ БЕЗУМИЕ

Чем отличается Венеция от других старых европейских городков? Ведь набор достопримечательностей прост как азбука: дремучего века собор, «панорамная» смотровая площадка, современные кварталы с зеркальными высотками, неприступная крепость да пара могил великих. Таксисты, везущие «по центру», неизбежно мелькающие за окном промзоны и узнаваемый вид из окна отеля... Предсказуемая история. Но Венеция - она не такая, она головокружительная.

В ней нет такси – зато ходят лодки с зеркальными крышами, что отражают ломаные линии по-достоевски мрачных домов, венецианцам не нужны проспекты – ведь есть тесные, словно сморщенные улочки, в этом городе жители не помнят названия улиц – им хватает бесконечной набережной и площади Сан Марко, которую сам Наполеон Бонапарт прозвал «гостиной Европы». Потому что именно она душа города на воде.

- Венеция – один из важнейших культурных очагов в мире, - говорит главный архитектор Москвы, куратор Российского павильона на XV Венецианской биеннале архитектуры Сергей Кузнецов. – Она, вобрав в себя множество культурных слоев, сумела сохранить индивидуальность, и сравниться с ней, очень миниатюрной, могут такие мегаполисы, как Москва, Нью-Йорк и Париж.

Венеция помпезно-парадна и одновременно с тем обшарпана. Она словно город, спроектированный эпатажным ребенком, который забыл парочку деталей (кстати, Герцен считал, что строить город на воде – «гениальное безумие»). Юный талант будто идеально прочертил дома, вместо дорог придумал речные каналы, а забавы ради – чтобы жители не скучали – подарил им маскарады. И вот результат: набережные без парапетов, сувенирные лавки с роскошными карнавальными масками, старинные, чарующие своим величием соборы, подтопленные здания, научившиеся от безысходности стареть достойно. И люди – танцующие танго ночью посреди главной площади, и дети – балансирующие на «внутреннем изгибе венецианского моста».
Венеция играет французскую музыку, пьет итальянское вино и говорит на всех языках мира. Она пахнет морем, шелестит голубиными крыльями, кричит голосами чаек и стучит веслами. Она влюбляет в себя все органы чувств. И именно она проводит единственную в мире художественную биеннале искусств вот уже больше века – собирая тысячи туристов, которые приезжают, чтобы приобщиться к высоким материям в культовом городе атмосферной Италии.

ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ МИРОВОГО ПОРЯДКА

В центральном павильоне в садах Жардини и Арсенале куратор Венецианской биеннале Алехандро Аравена, обладатель престижной Притцкеровской премии, представил 88 архитекторов из более полусотни стран. Выбранная им тема «Репортаж с фронта» - аллюзия на боевые действия. Войну, на которой и стратег, и полководец, и солдат – архитектор, сражающийся за качество жизни простого человека. На пронзительный вопрос «А судьи кто?» отвечает тоже архитектор: именно он определяет, удобно ли горожанину обитать в той или иной среде.

Павильоны стран напоминают театральные сцены, где главные герои – макеты. Они, подсвеченные теплыми лампами, словно позируют гостям. Изящные, до миллиметра сконструированные здания, хрупкие дороги, картонные комнаты, в несколько человеческих ростов конструкции, детские игрушки и куски гранита – все это объекты, с помощью которых архитекторы разговаривают со зрителем. Это их инструментарий, развивающий тему неравенства маленьких людей и больших городов.

Например, японцы показали уменьшенную копию социального коммунального жилья, а французы предложили строить дома из соломы, разложив ее как арт-объект посреди помещения, немцы обратили внимание на проблему некачественных школ через презентацию, а англичане трансформировали павильон в предельно аскетичную, но элегантную квартиру. У испанцев, которые завоевали Золотого льва, была тема недостроя после экономического кризиса.

Чтобы обойти биеннале, понадобилась бы неделя. Чтобы решить проблемы, которые она поднимает, во всем мире – века. Но начало уже положено.

НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ

Россия на биеннале смогла удивить мировое сообщество: Сергей Кузнецов выбрал в качестве темы павильона страны Выставку достижений народного хозяйства. И это было смело – как утверждают скептичные архитектурные критики, павильон абсолютно не соотносится с темой биеннале. Потому что якобы не поднимает социальных проблем.

За дверью российского павильона звучит музыка. Многоголосый Шостакович.

- ВДНХ – колоссальный проект, который играет важную роль в контексте Москвы, - говорит Сергей Кузнецов. – Я уверен, что это территория будущего, потому что она хранит историческую память, подразумевает глобальную реновацию и предопределяет абсолютно новый смысл общественной зоны. Она многое в себя вобрала – в первую очередь те ценности, которые привнесли на ВДНХ поколения горожан.

Мелодия увертюры – аккомпанемент короткому ролику, рассказывающему историю комплекса. По периметру проекции картинок прошлого – мрачного, под стать затемненному интерьеру павильона. На стене, противоположной входу, объемное изображение горельефа Вучетича.

- Горельеф был утерян, но его обнаружили строители во время реконструкции центра, - рассказывает архитектор. – Он символичен и как новое открытие ВДНХ.

Концептуальную идею горельефа продолжают реплики скульптур, обрамляющие лестницу. Они образуют целый музейный холл, провозглашая искусство России. Лестницу же создали специально для отечественного павильона: она приглашает из тьмы во свет.

Архитекторы мира видят будущее – и отдают его музеям ВДНХ – колоссальный проект, который играет важную роль в контексте Москвы / Фото: http://archsovet.msk.ru/

Второй этаж играет красками: проекции репортажных съемок с ВДНХ, калейдоскопный купол, задорная музыка. Картинки мелькают, бросая кадры зимних танцев на катке, шумных свадебных процессий, детских мастер-классов и обитателей зеленых оазисов. Круговорот жизни захватывает и переносит из томной Венеции в ритмичную Москву. Со второго этажа можно попасть еще в два помещения российской выставки: первое погружает в детальный исторический экскурс, а второе приглашает оценить будущее комплекса. Так, кураторы собрали уникальную коллекцию исторических артефактов – 48 книг, каждая из которых презентует исследовательские работы, когда-либо посвященные ВДНХ. Это и открытки, и статьи, и биографические справки. А футуристичность комплекса же демонстрируется в финальном зале «Лаборатория будущего». Одну из белоснежных стен занимает материнская плата: чипы, сплетенные дорогами, символизируют возможности «перезапуска» смысловой функции Выставки. Идея такова – нажал на условную кнопку – и общественное пространство трансформировалось. Как? Об этом можно узнать из студенческих работ молодых архитекторов. Они представлены в виде проектов на противоположной среде: стеклянные шары, картины в жанре «Что после апокалипсиса?», подземные города... Остается лишь понять, какая из идей применима к жизни.

- Я очень четко чувствую свою линию фронта, - говорит главный архитектор Москвы. – И этим чувством, воплощенным в экспозиции, я хотел обратиться к будущему Выставки. Потому что ведь сумма настоящего, прошлого и будущего всегда важнее дискуссии на тему того, насколько плохим было наше прошлое.

Архитекторы мира видят будущее – и отдают его музеям ВДНХ – колоссальный проект, который играет важную роль в контексте Москвы / Фото: http://archsovet.msk.ru/

НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКАХ. КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ

В субботу, 24 сентября, в театре Пикколо, расположенном в Кампо-делла-Танна, прошел симпозиум «Музеи и общественные пространства как драйверы развития городов и социального прогресса». В течение дня ведущие эксперты обсуждали, как может трансформироваться культурное начало мегаполиса так, чтобы решать и социальные, и интеллектуальные, и эстетические, и даже градостроительные задачи. Для себя архитекторы поставили следующие вопросы: как использовать музейные пространства в мире? Есть ли потенциал у заброшенных районов, в которых появляются культурные центры? Каковы стратегии культурной среды, отражающей прогресс зодчества XXI века?

Зал театра Пикколо заполнен на треть. На сцене вместо актеров, играющих драматические этюды, – архитекторы и искусствоведы. У них есть звания, награды и десятки научных публикаций. Их знают в лицо, а здания и выставки, которыми они наполняют страны, давно стали символами эпохи.
Они сменяют друг друга у микрофона, создавая сонм голосов, воспевающих роль архитектуры в мире. Архитектура – это мир, который предопределяет существование человека. Это Вселенная, частью которой личность или является, или нет. И если нет, то виновата в этом Вселенная, а не он.

- Что такое культура? – задает риторический вопрос Сергей Кузнецов. – Это фундамент города, это то, что делает местность мегаполисом: ведь только в городе есть своя культура, проявляемая даже в мелочах. Создают ее люди, площади, улицы, события. А ее квинтэссенция – это масштабные объекты.
При развитии территории, уверен он, в первую очередь нужно обращать внимание на внедрение культурной функции, иначе пространство изживет себя. И личностью способен стать только тот человек, который вырос в культурной среде: тогда он может изобрести нечто прекрасное, умеет думать и творчески подходить к проблемам, способен учиться и совершенствовать мир.

- В Москве есть четкое понимание того, что такое культурная среда: она меняется и обогащается – строятся новые музеи, развивается функция старых, реконструируются исторические объекты, - отметил Сергей Кузнецов. – Парк Зарядье – это будет новое, несопоставимое ни с каким другим музейное пространство, только выставочных площадей строится несколько тысяч метров. И я думаю, что это место встанет в один ряд с крупнейшими музеями – по посещаемости и интересу.

Презентацию музея «Гараж» показал директор центра современной культуры Антон Белов – также он рассказал о московской архитектуре, столичных зодчих и самых громких проектах последних лет. По словам Лукаса Файрайсса, урбаниста и писателя, именное такие примеры свидетельствуют о том, что музеи выступают в качестве культурных пространств – сегодня они воспринимаются и обывателями, и экспертами как центр архитектурных функций.

- Музей как культурный институт должен восприниматься всем миром, - подчеркнул он. – Это вещи в себе, целые мегаполисы архитектуры, искусства и эмоций, которые показывают будущее, настоящее и прошлое урбанистики, меняя социальную экономику.

Эксперты сошлись во мнении: города не существует вне культуры, он не может жить только благодаря кафе и магазинам, которые так интересны юным жителям мегаполиса. Функции таких центров, считает норвежский архитектор Кьетил Торсен, должны постепенно забирать музеи, не теряя при этом первоначальной ценности.

- В этом плане интересный сплав представляет ВДНХ, где удалось совместить культуру, парковую зону, историческую и образовательную функции, развлечения и спортивные активности, - прокомментировал мнение коллеги Сергей Кузнецов. – Там каждый день происходит что-то интересное, и люди проводят на территории общественной зоны все выходные. В Москве многие музеи и парки реализуют новую функциональную модель, демонстрируют более современный подход, привлекают широкую аудиторию – это и Пушкинский музей, и парк Горького, и Третьяковская галерея.

О концептуальной идее, которой должны придерживаться все культурные центры столицы, зарубежным экспертам рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. На ее взгляд, успешна только та программа обновления, которая ориентирована на открытый диалог с широкой аудиторией. Фондохранилища за семью печатями, неприкосновенные сокровища библиотек, закрытые двери в центрах искусств, четко ограниченное от общественного музейное пространство – пережиток прошлой эпохи. Сложной и политизированной. Наше сегодня – это открытые зоны.

- Третьяковская галерея пропагандирует идею открытости, воплощая ее в жизнь уже сейчас, - уточнила Зельфира Трегулова. – Музей воспринимает себя этакой картинной галерей национального менталитета, российского народа, и мы не должны закрываться. Наша цель – показать все внутренние пространства между комплексом зданий, превратить центр на Крымской набережной в органичную часть панорамного вида города.

Во всем мире люди нуждаются в искусстве, считает директор Третьяковки, а искусство –в зрителях. И яркий тому пример – Венецианская художественная биеннале.

О ЧЕМ УЗНАЛА ВЕНЕЦИЯ. МОСКОВСКИЕ ПРОЕКТЫ

- На территории ВДНХ – в павильоне № 1 - планируется развернуть грандиозный Музей культурного комплекса. На данный момент готовится проект реконструкции объекта. Уже известно, что главной экспозицией станут экспонаты российского павильона на XV Венецианской биеннале архитектуры;

- Мемориальный музей Третьяковых, который реконструируют уже к 2018 году, станет частью маршрута «Мили искусств» - культурного комплекса, в составе которых будут здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу, Гараж, исторические объекты Центрального парка имени Горького и Музеона;

- На территории бывшего завода имени Лихачева к 2020 году возведут музей «Эрмитаж – Москва». Строители приступят к работе в следующем году, площадь пятнадцатиэтажного культурного центра составит 13 тысяч «квадратов».

КСТАТИ

На Венецианскую биеннале архитектуры за несколько месяцев приходит порядка шести миллионов человек, при этом 85 процентов осматривают российский павильон. В первые часы открытия на территории выставки одновременно находятся тысячи человек. В туристический сезон посещаемость вырастает в два-три раза.

ЦИФРА

300 тысяч человек – такова среднестатистическая посещаемость комплекса ВДНХ за день.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Мединский, министр культуры РФ:

- На XV Международной биеннале архитектуры в Венеции мы хотели рассказать не только о прошлом, но и о будущем комплекса. В 1990-е годы прошлого века ансамбль ВДНХ пришел в упадок, а серьезные работы по благоустройству территории начались лишь несколько лет назад. Главная цель – создать универсальный культурно-образовательный центр, где всем горожанам и гостям столицы будет доступен широкий спектр сервисов – культурных, спортивных, рекреационных. ВДНХ – масштабный архитектурный ансамбль, феноменальное городское явление, возникшее в СССР в конце 1930-х годов. Он создавался на волне всенародного энтузиазма и в нем нашли отражение многие идеологические мифологемы Советского государства. Я уверен, что феномен ВДНХ заключается и в том, что, несмотря на все величие и размах, этот комплекс малоизвестен за рубежом.

Екатерина Проничева, директор ВДНХ:

- Архитектурно-парковый ансамбль ВДНХ – модель идеального мира, призванная демонстрировать достижения страны и ее отдельных республик в различных областях и в то же время быть местом равных возможностей для всех жителей огромной многонациональной страны. Формируя пространство ВДНХ, проектировщики и экспоненты Выставки решали глобальную общую задачу – повышение качества жизни людей. Ген социально-значимого пространства был изначально заложен в саму ДНК ансамбля архитекторов Вячеславом Олтаржевским, автором генерального плана территории. ВДНХ должна была стать парадной выставкой страны.

Лиз Дилер, партнер-основатель Diller Scofidio + Renfro Architects, американский архитектор (Нью-Йорк):

- Европа – родоначальница мировой культуры, и теперь это не только то место, которое порождает культуру и задает тон архитектуры, но и среда, где живут главные потребители архитектуры. Именно поэтому она должна представлять достойный продукт – такой, к которому сегодня стремится Москва. Европа и Москва, как один из ее центров, стали рынком искусства, в которых первоочередную роль играют музеи. Чем должны заниматься политики, урбанисты, чем должна интересоваться молодежь? Музеями и культурными центрами. Однако существуют глобальные проблемы – индустриальные пространства экономически подавлены, и призваны решить эти вопросы деятели искусства, потому что именно они главная движущая сила мира.

МНЕНИЯ

Сергей Чобан, член Союза немецких архитекторов, член Союза московских архитекторов, член Архсовета:

- Я думаю, что Венецианская биеннале и симпозиум изменят отношение экспертного сообщества московских архитекторов к музеям как к культурным центрам: это мероприятие представляет целую гамму взглядов. Думаю, свою роль сыграет тезис Сергея Кузнецова, который выразил очень важную идею о том, что музей не должен быть грандиозным, он не всегда обязан выполнять функцию огромной институции, но должен сочетать разные функции, с помощью которых человек познает город. Так житель сможет узнать мегаполис, прочувствовать его и наполнить собственным смыслом. Как это воплотить в жизнь? Большое значение должны играть камерные музеи, перемещаясь по которым, переживая культурный опыт которых, гость сможет через призму впечатлений от экспозиций узнать мегаполис. Воспринимать город и музеи в едином взаимодействии – это новое, очень интересное слово в градостроительном контексте.

Думаю, музеи должны стать оживляющей функцией для новых кварталов. Иностранные коллеги во время симпозиума говорили о том, что музеи могли бы сосредоточиться только в центре, чтобы завоевать определенную территорию, но я не согласен с этим. Если музеи будут выноситься за пределы исторического «сердца» города, они обогатятся новыми функциями, станут современными очагами притяжения людей. Они бы вдохнули в жизнь в любой район – пусть самый отдаленный и заброшенный. И решили бы и интеллектуальные, и социальные, и транспортные проблемы.

Мартин Рот, экс-директор лондонского музея Виктории и Альберта:

- Россия возрождается, и Москва – главная точка возрождения всей страны. Я могу говорить об этом как эксперт, у которого достаточное количество друзей из России – и я понимаю, каким образом проходят процессы обновления. Перестройка российской столицы – это тихая (от слова «тишина») революция. Что делают столичные власти? Нет, они не кричат о том, что расширяют общественные пространства, озеленяют город, возвращают историческим памятникам первоначальный вид и меняют функции музеев, они просто делают свою работу. Казалось бы, все основывается на мелочах, начинается с мелочей, но это ведь именно то, что нужно простому горожанину, то, что принципиально меняет качество его жизни. При этом продукция, которую выдает Москва, достойная, но о ней мало кто знает за рубежом. Москва удивит в момент. Что касается музеев, то я уверен, что они должны развиваться не только на уровне функциональных смыслов, но и с точки зрения внутреннего наполнения. Потому что культурный центр без серьезной, уникальной коллекции – ничто. Фонд – это сердце и душа любого музея. Об этом важно помнить и при строительстве новых, и во время реновации старых музеев. Кстати, примером грандиозного строительства новых музеев служит Китай – на территории, где каждый квадратный метр на счету, с 1990-х годов построены десятки культурных центров. И это движение в правильную сторону в контексте градостроительного развития.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Роль общественных пространств обсудят под небом Венеции лучшие архитекторы мира

24 сентября, уже в эту субботу, в Венеции пройдет симпозиум "Музеи и общественные пространства как драйверы развития городов и социального прогресса" - на нем ведущие эксперты международного уровня подведут промежуточные итоги Венецианской биеннале архитектуры-2016. Руководителем всего мероприятия в этом году стал чилийский архитектор Алехандро Аравена, член жюри Притцкеровской премии. А куратором российского павильона - главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Симпозиум пройдет в формате живого общения: с 10:00 и до 18:00 урбанисты будут обсуждать роль культурных центров и общественных пространств в контексте развития мегаполисов. Дискуссии, на которых выступят и профессора архитектурных университетов, директор Выставки достижений народного хозяйства Екатерина Проничева и ректора ведущих профильных вузов, сосредоточатся вокруг потенциала образовательной и просветительской функции музеев.(далее..)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.