Что ни хутор - свой запев, что ни казачий род – страница истории России
Пока идешь через огромный парк к центру, месту основных действий фестиваля, встречаешь небольшие группы казачьих коллективов. Гармонист в нарядной казачьей одежде бьет по кнопкам гармоники. Мелодию подхватывают голоса нескольких казачек и казаков. Они ведут песню, точно играючи, то накаляя песню эмоцией, то обрывая ее.
«А из-за леса блестят копия мечей.
Едет сотня казаков-усачей.
Попереди офицер молодой
Ведет сотню казаков за собой.
За мной, братцы, не робей, робей!
На завалы поспешай поскорей.
А кто первым до завалов добежит
Тому честь, и крест, и слава надлежит.
На завалах мы стояли, как стена.
Пуля слышалась, летела как пчела,
А и что это задонские казаки –
Они рубят и сажают на штыки...»
А вот малая сцена, у нее свои песни. Вообще все здесь напоминает большой казачий стан, где у каждого костра свой хутор сидит, а у каждого хутора – свой запев.
«Поехал казак на чужбину далеко
На добром своем коне вороном,
Свою он краину навеки покинул,
Ему не вернуться в отеческий дом...»
И многие голоса «хлопочут» над песней. Оттого кажется и густа она, и хмельна, как доброе вино.
А там за горами, где вьются метели,
Зимою морозы лютые трещат.
Где сдвинулись грозно и сосны, и ели,
Казачьи кости под снегом лежат...»
На центральной сцене одно за другим идут выступления казачьих ансамблей. Одними из первых на площадку вышел ансамбль «Казачий дюк» из хуторского казачьего общества «Марьинское».
- Привет, Москва! Здорово дневали братья-казаки! – приветствует гостей солист ансамбля казачий полковник, атаман Игорь Сокуренко.
- Слава Богу! – звучит ответ разношерстной публики. Что ж, и концерт начался песней «За Россию, нашу Мать».
Тут же ровными рядами бурлит ярмарка казачьих товаров. Тут и шашки, и нагайки, и одежда, и сувениры... ну и медовые напитки, куда ж без них!
- Из Курска медовуха, отведай, гость! – призывает меня Виктор Степанцов, одетый в красную русскую рубаху.
- А мы из Сибири привезли особую настойку. Пьешь – кровь чистишь. Никакого спирта, только брага. Мои прадеды к царскому столу такую поставляли. Секрет храним и вам угодить готовы, - приглашает покупателей другой продавец.
Вдоль ярмарки людей – не протолкнешься, особенно много их у рядов, где выложены казачьи шашки всех возможных образцов.
- Мы восстанавливаем шашки всех видов, - объясняет публике продавец Николай Белосоков. - Эта, без дужки – исконно кавказского типа. А вот - азиатского типа, она с дужкой, напоминает сабли драгунского типа. Вот это так называемая «Солдатская шашка 1834 года» со стальным искривленным клинком с широким долом. Вот тоже солдатская, но уже 1838 года, она также однолезвийная, но уже с двулезвийным боевым концом и одним широким долом. Отличалась рукоятью, на которой есть поперечные желоба для удобства хвата. Офицерская шашка отличается от солдатской тем, что она короче и легче, а эфес с ножнами украшен узорами.
- И что почем? – спрашиваю.
- Кинжалы – от 4000, а шашки – от 5800 рублей.
Взрослые накупили детворе папах. Головные уборы от разных производителей и стоят по-разному. Форменная фуражка донских казаков – от 900 рублей, кубанки – от 800, папахи – от 2000. Да, за пределами «Царицына» шумит мегаполис, но здесь, на фестивале, присутствие огромного города не чувствуется вовсе. Здесь своя, особая атмосфера. А мелюзге-то как весело здесь!
- Папа, купи лук, а за это я пять пятерок принесу из школы, - шепчет на ухо родителю его чадо 10 лет. Нет, не согласен отец, говорит, что пора уже стальной клинок покупать, а не деревянную игрушку. Но мальчишка непреклонен в своем уговаривании... Минут через десять паренек уже пускает стрелы на поляне за торговыми рядами. Уговорил-таки батьку.
На сцене тем временем выступает Московский казачий хор. Его солист Максим Никитин поет изумительно, отмечают слушатели. Звучит русская песня «Мне во сне привиделось». Да, песня не исконно казачья, но за столетия русская и казачья культуры так переплелись, что песни стали общими, как, собственно, и этносы. Русь еще в 19 веке вобрала в себя песенную казачью культуру как близко родственную, а казачья песня обогатилась за счет традиций центральной части России.
- Сейчас вы услышите, что такое многоголосое казачье пение, - говорит со сцены Максим Никитин. – Казаки сегодня – это в первую очередь защитники русских традиций. И мы этот фронт никому не отдадим!
И Московский казачий хор грянул «Любо, братцы, любо, любо, братцы жить!..»
- Все, теперь это мой любимый хор! – улыбаясь заявила мне супруга, подпевая «...с нашим атаманом не приходится тужить...». Вместе с нами более тысячи зрителей подпевают этот один из потрясающих гимнов казаков.
На одной из площадок фестиваля проходит Чемпионат по рубке шашкой. На огороженной территории в железные подставки воткнуты связанные прутья лозы. На прутьях 3 метки. Казак должен с размаху шашкой срубить прут лозы так, чтоб прут в стойке не только не упал на землю, но и чтобы срез получился точный, как от лезвия бритвы. Одновременно участвуют 5 казаков. Рубят лихо. Вжик – даже не шелохнулась лоза, а срезана пополам. Вжик – и у второго также. Кажется, это просто. Прямо перед нами плотный казак лет 40 размахивается и – бах. Лоза вместе со стойкой опрокидывается. Вторая попытка – бах – то же самое.
- Не думала, что это так сложно, - говорит своему мужу стоящая рядом женщина.
- Конечно, это сложно! – отвечает ей муж. – Тут нужно, чтобы угол удара был исключительно верный, исключительно! Хват шашки должен быть очень крепкий, чтобы во время удара лезвие не гуляло, а ровно вошло в прутья. Рассчитать силу удара тоже важно – иначе лоза перевернется. Это искусство сравни с самурайским кобудо. Видишь - эти прутья в диаметре схожи с размером мужской руки?
- Ой, мамочки! Руки?! Страсти какие, - удивляется соседка, дама в возрасте, подслушавшая этот разговор. – А я думала, это просто так они прутья связали.
На площадке конной выездки и джигитовки тоже многолюдно. Наездники конно-спортивной школы имени генерала Якова Петровича Бакланова уже не первый год приезжают на фестиваль «Казачья станица» из Волгоградской области – одной из частей Всевеликого Войска Донского. Однако Школа Бакланова по какой-то причине приписана к Центральному казачьему войску. Но это, в общем-то, формальности. Поскольку казак – человек вольный. Он может приписаться к любому казачьему войску. При желании.
Школа имени генерала Бакланова – одна из наиболее известных и титулованных военно-спортивных школ Юга России. Школа названа в честь легендарного казачьего генерала Якова Бакланова, в XIX веке возглавлявшего 17-й Донской казачий полк. Конники этой школы чемпионы Кубка России по джигитовке. А один из них – Константин Щеглов в разделах «Владение оружием» и «Вольная джигитовка»долгое время был абсолютным чемпионом.
Под песню «Ойся, ты, ойся» наездники устроили классное шоу.
По соседству разбили лагерь представители Всевеликого Войска Донского – исторически первого казачьего объединения. Узнаю принадлежность казаков по флагу – красный, синий, желтый цвета, древняя эмблема – пронзенный стрелой олень. Идем к казачьему куреню. Казаки Каменского района за плетеным забором соорудили типичный казачий двор. Дом, телега, колодец, лавочки. На лавочке сидит донской казак, усы подкручивает, оружие чистит. В доме хлопочет его казачка – красавица, наряжена так – хоть сейчас на праздник. К слову, традиция быть всегда при параде осталась у донских казачек до сих пор.
- Прежде чем попасть на этот фестиваль, мы прошли большой конкурсный отбор, - рассказывает казак Каменского района Ростовской области Петр Кузьмич. - Выиграли районный культурно-этнографический конкурс, затем областной, а после окружной, затем и Всероссийский.
От Ростовской области на фестивале выступили народный фольклорный ансамбль «Донской родник» (Каменский район) и муниципальный ансамбль песни и пляски «Донское сияние» из знаменитого хутора «Вешенская» Шолоховского района.
Возле одной из армейских палаток - таких мы увидели несколько на площадках фестиваля - под гитару поют военные песни школьники, одетые в казачью кадетскую форму.
- Вместе с кадетами мы занимаемся военным поиском, - рассказывает руководитель поискового отряда «Эхо войны» московской школы №2053 Алексей Земсков. – У нас есть Музей «Герой нашего времени», руководит которым Михаил Михайлов. Часть нашей экспозиции мы привезли сюда, на фестиваль. А помогают нам самые активные ученики школы – поисковики Дмитрий Васькин, Андрей Быков и Екатерина Женочкина.
Рядом с музеем стоит походный храм. Именно с его освящения, собственно, и начался фестиваль. Ведь исстари так повелось, что прежде чем утвердиться на новом месте, казаки первым делом ставили православный храм и назначали при храме служить своего казачьего священника. А уж установив храм, оставить эту позицию было уже никак нельзя – защищать территорию, где есть православный храм, было делом чести и веры. А честью и верой своей казак крепок был всегда. Не зря и пословица утвердилась: «Казак без веры не казак». Почему так? А потому что в вере черпались силы для боя, существовали и особые боевые молитвы, помогающие казаку войти в измененное состояние сознания, дающее больше сил, развивающее интуицию, а по преданиям - и неуязвимость от пуль и стрел врага.
Среди огромного количества людей вижу знакомое лицо. Пенсионер, с окладистой бородкой, человек с горящими глазами. Вспоминаю, что в сети попадались документальные фильмы с его участием. Короче говоря, случайно встречаю Юрия Сергеева - писателя, потомственного казака, автора проекта "Воины духа" - серии фильмов о мастерах-характерниках - хранителях древнего казачьего воинского и целительского искусства - Казачьего Спаса.
- Свою новую книгу здесь продаю, - улыбнулся Юрий Васильевич. – Собрал в нее все, что есть про людей, владеющих Казачьим спасом.
- Но ведь утрачено это искусство, об этом немало писали на тематических сайтах: что да, было такое знание, но как цельный комплексный метод оно утеряно, - говорю писателю.
- А вот и нет, - отвечает писатель. Я, знаете, изъездил всю Россию-матушку в поисках хранителей родовых знаний. Повсюду живут такие люди, себя не выпячивают, детям знания передают, что-то мне рассказывают и показывают. Я же с семинарами в казачьих обществах много где бываю. И утверждаю, что Казачий Спас не утерян.
На память и с обещанием встречи, чтобы поговорить о Казачьем Спасе, Юрий Сергеев дарит мне сборник своих стихов о казаках. У него этих маленьких книжец сотни экземпляров, он их дарит.
- Походный храм, освященный сегодня во время фестиваля, будет передан Центральному казачьему войску. Его перевезут в одну из местностей, чтобы молодые казаки смогли прийти помолиться, обрести покой, спросить благословение, - пояснил ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин.
Уже солнце село, прекрасно сиял Екатериниский дворец, а у «хуторов» фестиваля продолжались беседы, звучали песни. На главной же сцене финальную музыкальную точку поставил впервые принявший участие в фестивале «Казачья станица Москва» знаменитый Государственный академический русский народный хор имени Пятницкого.
Фестиваль организован Департаментом национальной политики, межрегионального сотрудничества и туризма города Москвы совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества и Войсковым казачьим обществом Центральное казачье войско.
Каждый год этот фестиваль – культурное событие осени. И на взгляд многих людей – один из самых ярких и самобытных фестивалей столицы.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ ФОТОРЕПОРТАЖ: VI Международный фестиваль «Казачья станица. Москва»