Немцы заполняют тетрадки, японцы — трудятся на заводах
Чтобы подростки могли сделать правильный выбор и не пожалеть о принятом решении, в учебную программу многих американских школ включен особый предмет — Career development (с англ. «развитие карьеры». — «ВМ»). Фактически с первых школьных дней для детей проводятся уроки профессиональной ориентации. Педагоги специального курса знакомят учащихся с основными профессиями, делая акцент на те сферы деятельности, где сегодня специалисты действительно необходимы.
Перейдя в старшие классы, американские подростки могут попробовать свои силы на производственно-учебных комбинатах. На открытые уроки «развития карьеры» педагоги приглашают представителей высших учебных заведений, колледжей и крупных компаний, которые знакомят будущих работников с реалиями рынка труда и приглашают к себе пройти практику на каникулах. К слову, многие тинейджеры используют передышку в учебе, чтобы попасть на стажировку в престижные организации.
Интересная традиция существует во Франции. Там для каждого ребенка в день его поступления в школу создают специальное индивидуальное досье, куда вносят не только личные данные, но и рекомендации психологов по развитию способностей и интересов школьника, чтобы помочь ему реализоваться в выбранной профессии. Уже в 13–14 лет ученики знакомятся с актуальными профессиями на рынке труда. Также во Франции существуют различные Центры информации и ориентации, куда дети могут прийти вместе с родителями, чтобы разобраться с самоопределением.
А вот немецкие подростки во время учебы проходят огромное количество тестов и опросов для профессионального самоопределения. Ребята заполняют индивидуальную рабочую тетрадь, куда записывают общую информацию о семье, личных интересах, склонностях и профессиональных предпочтениях. Такая тетрадь вместе с данными об успеваемости, заполненными учителем, служит основой для профконсультаций в Центрах занятости.
Пожалуй, одна из самых серьезных по отношению к профориентации стран — Япония, где практикуют F-тест, помогающий выявить склонности к той или иной сфере. Кроме того, педагоги подталкивают своих подопечных проходить профессиональные испытания. Ученики 7–9‑х классов каждый год выбирают несколько видов работ по разным профилям. Получается, что каждый подросток может попробовать свои силы почти в 50 основных профессиях. Результаты таких практик засчитываются в F-тесте, по результатам которого выпускник выбирает специальность и список вузов, в которые он хочет поступать.