Космический велосипед довезет до Юпитера и Луны
Пока общеобразовательные учреждения будут разрабатывать новую программу, школьники могут окунуться в мир космоса, посетив Московский планетарий.
Здесь проходили подготовку Юрий Гагарин и лучшие летчики Советского Союза, а основоположники ракетной техники Фридрих Цандер и Сергей Королев обсуждали в залах планетария будущее развитие космической отрасли.
— Разумеется, эта информация долгое время была засекречена, — рассказывает Фаина Рублева, научный директор Московского планетария. — Никто не знал, что среди посетителей были лучшие люди нашей страны.
Время шло, и планетарий развивался. Старый аппарат, «чудо из Йены» из Германии, позволяющий видеть звезды как на ладони, заменили на новый — оптоволоконный проектор звездного неба «Универсариум М9», самый совершенный в мире. Помимо него, были закуплены и другие суперсовременные системы, которые помогли вывести планетарий на одно из первых мест по уровню оснащения среди других стран.
— Планетарий — не только звездное небо, — подчеркивает Фаина Рублева. — Хотя, несомненно, оно наше сердце. Мы поняли, что человека нужно погружать в мир космоса постепенно, дать ему возможность абстрагироваться от повседневных забот.
Так возникла идея совершенно другого типа музея — интерактивного. Его прозвали «неправильным», потому что он противоречил главной заповеди музея — «руками ничего не трогать». В интерактивном музее прикасаться к экспонатам не только не запрещается, а, наоборот, приветствуется.
— Задача таких музеев — помочь человеку лучше усвоить знания через собственное восприятие и непосредственный контакт с экспонатами, — поясняет Рублева. — У нас порядка 100 «космических сокровищ», с которыми можно взаимодействовать.
Так, посетители могут отправиться в путешествие по Солнечной системе на... космическом велосипеде. Перед двухколесным транспортным средством установлен экран, где видно, куда движется путешественник. Можно свернуть к Юпитеру, приблизиться к Солнцу и даже вылететь за пределы Солнечной системы, чего, кстати, делать не советуют. При приближении к границе механический голос предупреждает: «Внимание, вам следует повернуть обратно».
— Параллельно велосипедист получает информацию о том, к какому объекту он приближается, сколько весит и какими свойствами обладает, — отмечает Фаина Рублева. — Факты, поступающие в таком неформальном виде, усваиваются гораздо лучше, чем если бы дети об этом прочитали в учебниках.
При этом директор по науке утверждает, что планетарий не замена школы, а лишь ее дополнение. Кстати, помимо интерактивной части, музей предлагает и более традиционные способы образования — лекции.
— Не так давно мы запустили цикл «Звездные уроки», которые рассчитаны на учеников с 3 по 11-й класс, — добавляет Фаина. — Он состоит из 12 лекций, посвященных тому или иному разделу астрономии. Каждая обычно сопровождается презентацией.
А для тех, кто серьезно интересуется астрономией, руководство планетария запустило проект «Трибуна ученого», куда приходят ведущие астрономы страны. По словам Фаины Рублевой, такие лекции собирают полные залы.
КСТАТИ
В октябре учащийся московской школы № 179 Иван Старостин и воспитанник «Курчатовской школы» Иван Кузьмин завоевали серебряные медали на Международной астрономической олимпиаде. Еще двое москвичей — учащийся образовательного комплекса «Воробьевы горы» Владимир Гораджанов и ученик гимназии № 1518 Артем Матрохин — получили бронзу».
Команды соревновались в теоретическом, наблюдательном и практическом турах. Нашу страну представляли сборная России и команда Московского региона, завоевавшие 11 наград.