Назад в СССР. Ностальгия оказывается сильнее здравого смысла
Ирландское издание The Irish Times опубликовало результаты исследований, посвященных влиянию ностальгии на восприятие человека. В эксперименте испытуемых помещали в холодную комнату и просили вспомнить что-нибудь ностальгическое, какое-то приятное событие. И эти воспоминания делали комнату в представлении людей теплее.
У российских специалистов разговор о ностальгии короткий:
— Большое значение в ностальгическом настрое людей конкретно в нашей стране играет роль государства, — считает социолог «Левадацентра» Степан Гончаров. — В начале нулевых годов подобная реакция населения была вызвана разочарованием в реформах, которые не смогли удовлетворить запросы людей. Снижение авторитета советского строя также связано с политикой. Люди забывают о прошлом в периоды стабильности и относительного спокойствия в стране и мире.
ОТКУДА НОЖКИ СЕРВАНТА РАСТУТ
Нежелание прощаться с пережитками прошлого просматривается практически в каждой квартире. Многие семьи до сих пор могут похвастаться ведущим предметом интерьера, который некогда представлял собой «богатство», а сейчас просто покоится на стене, местами поеденный молью. Это живописный ковер. Даже если его с болью в сердце согласились оторвать от стены, то непременно оставили храниться где-то в кладовках, ведь расстаться с ним окончательно — значит проститься с любимым прошлым. То же самое в квартирах происходит и с чехословацкими стенками, сервантами на ножках и трехрожковыми люстрами.
Социолог «Левада-центра» Степан Гончаров предлагает еще разок заглянуть в прошлое, дабы найти корни любопытного явления.
— В 90-е годы при распаде СССР не произошло переосмысления перемены политического строя, страна находилась в состоянии шока. Чтобы выйти из кризиса, людям было необходимо как можно быстрее адаптироваться к новым условиям. Неудивительно, что это отразилось на сознании народа, — размышляет Степан Гончаров.
Можно сказать, что переход на новый строй стал глобальной психологической травмой для всего населения. Как известно, если постоянно держать проблему в себе, она никуда не денется. Вот и предпочитают люди находить утешение в любовании старой мебелью, пластинками и другими атрибутами прошлого.
— Об этом явлении всегда было не принято говорить. Казалось, что если попросту забыть о существовании СССР, то люди быстрее станут жить настоящим. Но не тут-то было, — объясняет Степан Гончаров. — В других странах придерживаются другой позиции. Например, в Германии после Второй мировой войны основательно подошли к вопросу: как жить дальше, в каком направлении идти. Много обсуждали проблему фашизма, говорили о формировании новых ценностей. У нас же в стране не было такого перехода к новым реалиям.
Сериалы о советском времени штампуются на Первом канале один за другим. Только о советской моде можно узнать сразу из трех многосерийных фильмов «Манекенщица», «Королева красоты и «Красная королева», снятых в период с 2014 по 2016 год. Даже с советскими маньяками можно «познакомиться», посмотрев несколько телесериалов, например «Мосгаз», снятый в 2012 году. По Первому каналу также шел многосерийный фильм «Паук», в котором действие разворачивается осенью 1967 года. Это серия фильмов о знаменитом следователе Черкасове. Иосиф Бакштейн, директор Института проблем современного искусства, считает, что безразличие населения к современным ценностям вынуждает власти пересматривать взгляды на советское прошлое. Отсюда и появляется одобрение съемок фильмов и сериалов о жизни в Cтране Cоветов.
— Нет альтернатив, — замечает Иосиф Бакштейн. — А чтобы придумать что-то новое, нужно сначала разобраться со старым. Поэтому воспоминания о прошлом — это попытка в нем как-то разобраться, узнать, что так сильно удерживало внимание зрителя.
— Режиссеры попросту паразитируют на ностальгических направлениях общества, — считает Виктор Матизен, директор Гильдии киноведов и кинокритиков. — Они всегда держат «нос по ветру», тонко чувствуя, что сейчас в стране наступил кризис ценностей и идеалов. Если политическая обстановка вызывает опасения, значит, надо искать эту стабильность в прошлом, в СССР. Так рассуждают режиссеры. К слову, не все там было так спокойно, как об этом принято говорить. Просто люди знали, что им заплатят на заводах зарплату, они смогут спокойно есть и спать. Поэтому сериалы не несут ни исторического, ни художественного смысла.
Похожие тенденции есть и в музыке. Многие радиостанции одну за другой выпускают в эфир композиции прошлых лет, поскольку это обеспечивает высокие рейтинги. Только в России зрителя можно «заманить» устаревшими коммерческими продуктами, в то время как в Европе и на Западе делают ставки на молодых артистов. В России же еженедельная аудитория радиостанции «Ретро FM» составляет почти 20 миллионов человек — примерно 30 процентов всего населения страны.
Вот и получается, что многим людям, где бы они ни находились, невольно приходится слушать информацию о похождениях «Шальной императрицы» Ирины Аллегровой или «Одинокого бродяги любви, Казановы» Валерия Леонтьева.
Даже мир моды, который по определению должен стремиться вперед, подвержен влиянию ретро. Например, популярность возвращается к разным шляпам, «бабушкиным сумкам» и даже ботинкам в духе «прощай, молодость». А один всемирно известный дом моды как-то раз и вовсе шокировал поклонников выпуском одной сумки. Модель полностью повторяет те экземпляры, с которыми передвигались по стране челноки в 90-е годы. Стоит такая сумочка три тысячи долларов.
«ПОСТИМПЕРСКИЙ СИНДРОМ» И МИФОЛОГИЗАЦИЯ МОЛОДОСТИ
Новое обычно отрицает старое — вот еще одна мысль, объясняющая, почему людям бывает так тяжело прощаться с советским прошлым. Культуролог и философ, профессор Российского государственного гуманитарного университета Игорь Яковенко считает, что непреодолимая тяга к ретро возникает в тот момент, когда люди особенно устали от многочисленных новых веяний современного мира.
— Оценка новых тенденций всегда очень субъективна.
Многие появившиеся модные веяния подвергаются сомнению, поскольку никогда нельзя понять, несут они в себе пользу или вред. И в этот самый момент вспоминается то самое надежное, «солидное» прошлое, которое в рамках советской идеологии ни у кого не вызывало сомнений. Вот именно это прошлое и становится альтернативой пугающей «чужой» современности. Оно выступает мерилом и образцом, — рассуждает Игорь Яковенко.
По его мнению, в истории можно найти немало подобных примеров. С приходом большевиков изменилось мировоззрение, люди начали выбрасывать иконы. А в 1960-е годы настроения в обществе изменились и народ снова с теплотой вспомнил о забытой религии.
— Это некий процесс балансирования в обществе, который есть всегда. Сюда же добавляется «постимперский синдром», характерный для нашего народа. Люди привыкли считать Россию «сверхдержавой», и если это понятие, по их мнению, не применимо в нынешний момент к стране, то они начинают искать другие, более подходящие периоды.
Конечно, особенно рьяно «ищет» эти исторические периоды существования сверхдержавы старшее поколение. В качестве аргументов они называют количество республик, входящих в состав СССР. При этом у них даже не возникает вопроса: согласились ли народы, проживающие там сейчас, пополнить состав страны.
У специалистов на этот счет есть совершенно очевидные замечания.
— Во все времена для людей старшего возраста характерна мифологизация молодости. А вместе с тем вспоминают не определенную политическую или социальную обстановку, они ностальгируют по своей ушедшей молодости, — говорит Игорь Яковенко.
КАК ЗАРАБАТЫВАЮТ НА ВОСПОМИНАНИЯХ
«Мифологизация молодости» заставляет человека вытеснять негативные воспоминания и цепляться за те, что несут в себе позитивные эмоции. Так, прошлое окрашивается в теплые тона, прежняя жизнь кажется лучшей, нежели сейчас. На этом обычно зарабатывают предприимчивые продавцы. Например, недавно на прилавках снова появилась жвачка с вкладышами, где содержатся философские мысли о том, что такое любовь. Пик ее популярности пришелся на 1990-е годы, неудивительно, что ностальгия людей по тем временам подарила товару вторую жизнь. Теперь в интернете можно заказать целые коробки этой жвачки, выбрав предварительно размер и вкус.
— Воспоминания о прошлом мы волей-неволей переносим на вещи, которые нас тогда окружали, — объясняет Арсен Даллакян, консультант поведенческого маркетинга. — Психике свойственен «эффект переноса», поэтому все эти жвачки, музыка 90-х и нулевых годов нам кажутся чемто милым и родным.
Специалисты вспоминают еще об одной черте человеческой психики — эффекте «простого знакомства». Все знакомое нравится больше только потому, что человек с этим уже встречался.
— Это явление связано с отождествлением предметов с самим собой. Наша любовь к вещам из нашего прошлого — это есть не что иное, как любовь к самим себе, — удивляет неожиданным доводом Арсен Даллакян. — Маркетологи прекрасно знают об огромной силе ностальгии. Им известно, что воссоздание элементов того времени позволяет людям испытывать положительные чувства и эмоции.
Они также знают, что это отлично продается, поэтому плодят ретроконцерты, всевозможные ремиксы, ремейки, коллекционные издания и прочее, прочее.
Вот почему стилизованные вечеринки в духе «80-х и 90-х годов» так популярны в столичных ночных клубах. Многие артисты годами исполняют затертые до дыр композиции. Их гастрольная деятельность успешно осуществляется как раз благодаря наличию проверенных хитов. Зачем нужно сочинять и петь новую музыку, если и на старую во всех городах России до сих пор есть спрос.
— Это своеобразная иллюзия погружения. Возвращение песен, концертных программ позволяет уйти от реальности, — считает философ Игорь Яковенко. Человек готов платить любые деньги за воссоздание соответствующей атмосферы.
ПОТЕРЯВШИЕСЯ ВО ВРЕМЕНИ
Вместе с тем специалисты уверены, что у безграничной любви к прошлому есть и обратная сторона медали. Одно дело, когда бабушка с упоением рассказывает о необыкновенной синеве неба в ее молодости, и совсем другое, когда об этом начинает говорить какой-нибудь студент.
А таких молодых любителей ретро в Москве очень много. Свою страсть они направляют на коллекционирование редких аудио- и видеокассет, прослушивание и исполнение старых песен. При этом атмосферу любимого времени они могли наблюдать, лишь будучи воспитанниками детских садов.
— Гипертрофированная форма ностальгии может перерасти в неприятие настоящего.
Особенно это свойственно людям, имевшим действительно значительные успехи в прошлом: спортсмены, балерины, музыканты. Если лучшие достижения объективно остались в прошлом, тяжело бороться с соблазном последовать за ними. Говорят, именно этот факт когдато стал причиной самоубийства писателя Хемингуэя.
Кто-то мудрый сказал, что на определенных возрастных этапах надо уметь переставать любить то, к чему ты тяготел ранее, — предостерегает Арсен Даллакян.
Также есть люди, про которых уместно сказать: «живут не в том времени». По своему внутреннему складу они не вписываются в современную действительность.
— Сейчас нужно самому отвечать за свое благосостояние, напряженно работать, чтобы чего-то достичь. Советский Союз же можно охарактеризовать как некую «богадельню», где нельзя было стать богатым, но и невозможно было разориться. Так вот, многим нынешним людям в такой бесперспективной среде жить было бы куда комфортнее, нежели сейчас, — считает философ Игорь Яковенко.
МЕРОПРИЯТИЯ, НА КОТОРЫХ МОЖНО ПРИКОСНУТЬСЯ К ПРОШЛОМУ
С ветерком по страницам истории
Каждый год в Москве проходят парады и показы ретроавтомобилей. На мероприятиях владельцы с гордостью демонстрируют свои раритетные «Волги», «Запорожцы», «Москвичи», «Чайки», а также иномарки: спортивные купе и родстеры Ferrari, Jaguar, Mustang и другие. За руль автомобилей в этот день садятся звезды спорта и шоубизнеса. Оценивают штурманские упражнения участников десятки судей.
■
Запах старины
В столице есть несколько необычных и очень ароматных музеев винтажной парфюмерии, которые проводят выставки своей продукции. Там можно найти оригинальные духи СССР производства 1988 года и позднее. Раритетные ароматы коллекционеры часто упоминают как «ретро», «пожилые» или «старые» духи. Редкими считаются духи, снятые с производства, лимитированный парфюм. Винтажные духи — парфюм, выпущенный 25 лет назад и раньше. Раритет — многолетний парфюм, не являющийся винтажем (то есть выпущенный менее 25 лет назад).
■
Дискотека века
Каждый год в крупнейших спорткомплексах столицы популярные радиостанции организуют событие «Дискотека 80-х и 90-х», куда съезжаются знаменитости прошлых лет. Действует обязательный дресс-код: лосины, малиновые пиджаки, пластиковые сережки и прически с объемным начесом. В фойе продают атрибуты тех времен: значки, кассеты и футболки с любимыми артистами.
■
Незабвенные игровые автоматы
В городе также проходят выставки ретроэлектроники. На некоторых игровых автоматах до сих пор можно играть. Домашние приставки включают в себя «бродилки» с участием водопроводчика Марио, а первые портативные гаджеты — игры «Ну, погоди!» и «Микки Маус» 1984 года выпуска. Атмосфера прошлого подкрепляется соответствующими атрибутами: кукурузными палочками и газировкой.
■
От ампира до вампира
Коллекциями старинных платьев может похвастаться историк моды Александр Васильев. Он регулярно проводит выставки, на которых можно увидеть старые кружева, шляпки, перчатки и другие детали одежды. Сам Александр Васильев свою коллекцию называет «От ампира до вампира». Например, есть ночная рубашка, которая в советское время использовалась в виде вечернего платья. Зрители охотно приходят, чтобы узнать, в какие наряды одевались незабвенные Людмила Касаткина,Клавдия Шульженко и Майя Плисецкая — кстати, единственная в то время обладательница туалетов от Кардена и Шанель.