Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Неограниченная рука» тульских инженеров дотянулась до «Оскара»

Общество
«Неограниченная рука» тульских инженеров дотянулась до «Оскара»

[i]История русских мастеров, впервые в истории американского кино получивших «технический» «Оскар» за свое изобретение, и сама могла бы стать сюжетом фильма. Василий Орлов и Лев Евстратов прославились на весь Голливуд благодаря своей «неограниченной руке» – специальному подъемному крану для камеры. Он использовался для съемок многих знаменитых блокбастеров: «Мистер и миссис Смит», «Супермен возвращается», «Большие гонки».[/i][b]Левши из компании «Лесков»[/b]Чудо-кран, поразивший Голливуд, изготовили в здании бывшей автобазы на окраине Тулы. Именно здесь обитает компания с символичным названием «Лесков». У входа в мастерскую развеваются два флага: американский и русский. «Хотел повесить советский, но не смог найти. Почему советский? Дизайн нравится!» – улыбается Василий.В мастерской кипит работа, на столах разложены чертежи. Рабочие приветливо с нами здороваются и продолжают трудиться. Только один из них говорит мне строго: «Вы только правильно все о нашей «руке» пишите. А то за «ребенка» обидно!» «Сейчас адаптируем кран для канадской кинокомпании.У них погодные условия иные, нежели в Голливуде, поэтому мы делаем ее морозоустойчивой», – поясняет Василий. Главное достоинство крана – гиростабилизированная головка, как кисть механической руки. Она перемещает без труда камеру и, что самое важное, гасит любые толчки, которые возникают при движении. От крана в мастерской пока только детали: стрела и рамы. Чтобы увидеть «неограниченную руку» в действии, мы поднимаемся на второй этаж в конструкторское бюро. Василий запускает на одном из компьютеров рекламный ролик, демонстрирующий все возможности крана.По пустыне на бешеной скорости несутся два автомобиля. На крыше одного из них – стрела башенного подъемного крана с кинокамерой на конце. Автомобили то сближаются, то расходятся, выписывая причудливые траектории. Камера то поднимается вверх, то опускается до колес автомобиля.«Прежде чем начать съемку, операторы тщательно выстраивают схему перемещения автомобилей. Для этого берут две игрушечные машины и прочерчивают траекторию их движения, – комментирует Василий. – Съемка при помощи «неограниченной руки» – очень непростое дело. Здесь важны точность и осторожность. Были такие случаи, когда кран, подобный нашему, сорвался и поранил нескольких человек».Каждый из специалистов, которые задействованы в съемках с помощью «неограниченной руки», должен быть настоящим профессионалом.В автомобиле заняты все четыре места, рядом с водителем – камера-ассистент. Он дистанционно управляет фокусом камеры. За ним – оператор крана, который отвечает за перемещение головки и камеры. Ну и прямо за водителем камера-мен, в чью задачу входит управление стабилизированной головкой. Для этого требуется особая координация движений.«Неограниченная рука» весит триста килограммов, длина пять метров, высота два. Управлять машиной с четырьмя пассажирами, трехсоткилограммовой штуковиной на крыше, к тому же несущейся на скорости до 160 километров в час – дело, мягко говоря, непростое. Поэтому водители-каскадеры, способные на это, пользуются в Голливуде большим спросом и зарабатывают около 1000$ за десять часов съемки.[b]«Только такие ребята, как мы, готовые работать ради интереса, могли за это взяться»[/b]На экране внезапно машины останавливаются, подняв клубы пыли. Ролик закончен. Я отрываюсь от экрана компьютера и оглядываюсь по сторонам. На стене прямо передо мной большая фотография – сорок человек смотрят в объектив умоляющими глазами.– Эту фотографию прислал из Америки мой троюродный брат Лев Евстратов, когда уговаривал нас взяться за изготовление аппарата. Он объяснил, что здесь все, кто задействован в съемочном процессе за кадром, – операторы, механики, и все они просят нас сделать это.– Долго сомневались?– Полгода. Честно говоря, сначала хотел отказаться, потому что было совершенно непонятно, что это должен быть за зверь. Но Лев приехал из Лос-Анджелеса и все объяснил. Было и боязно, и интересно. В результате любопытство победило.Лев Евстратов и не предполагал, к каким невиданным успехам приведет его увлечение наукой – гироскопией. Он окончил МГТУ имени Баумана и долгое время работал на кафедре гироскопических приборов под руководством известного ученого Владимира Фатеева. Там в 1970-е пытались приспособить военную технологию к гражданским нуждам и разработали гиростабилизатор киноаппарата. Пригодилось это изобретение во время Олимпиады-80. Тогда телевизионщики столкнулись с серьезной проблемой во время съемки яхтенных гонок на Балтике.Одна из камер должна была снимать с катера, но волнение воды не позволяло получить приемлемую статичную «картинку». Тут-то и пригодился гиростабилизатор киноаппарата. Съемки прошли идеально.В середине 1980-х годов это уникальное оборудование попало на киевскую Киностудию им. Довженко. А после перестройки оно перешло в руки частной Кинокомпании. Лев разработал для нее дистанционно управляемый гиростабилизированный операторский кран, размещаемый на крыше автомобиля. Когда руководитель крупной компании по производству кинооборудования из Голливуда увидел этот аппарат, то сразу же пригласил изобретателя в Лос-Анджелес.Так Лев и оказался в Голливуде. Посмотрев на съемочный процесс изнутри, Евстратов придумал проект «неограниченной руки», идеально подходящей для съемок с мчащегося автомобиля.Сам собой напрашивается вопрос: зачем нужно было заказывать изготовление крана тульским мастерам, неужели в Лос-Анджелесе нет своих умельцев? Ответ прост: русские стоят дешевле, и к тому же американские предприятия отказывались браться за создание маленькой партии аппаратов – им это невыгодно. «Только такие ребята, как мы, которые готовы работать ради интереса, могли за это взяться», – комментирует Василий.[b]«…энд бабУшку»[/b]Знаменательный день в жизни Василия Орлова и Льва Евстратова случился 18 февраля, когда их пригласили в Голливуд на вручение «технического» «Оскара» (эта церемония проходит на две недели раньше основного мероприятия).По словам Василия, это было самое настоящее приключение: «Смокинг я заказал напрокат. Почему-то американцы, даже очень богатые, предпочитают арендовать смокинги, а не покупать. Меня во время примерки смокинга развеселил «напузник», который надевается под смокинг, чтобы фигура выглядела более стройной. Смокинг я надел впервые в жизни, и собственное отражение в зеркале мне понравилось. Потом за нами на лимузине заехал наш спонсор Джо. Этот человек достоин отдельного упоминания. Во-первых, потому, что он рискнул и вложил деньги в затею, сути которой до конца не понимал, а во-вторых, он сам по себе человек очень занятный. Живет одним днем, катается по пустыне на гоночных машинах, летает в Мексику и Африку. Однако при таком экстремальном образе жизни суетиться он не любит. «Большой человек должен ходить медленно», – не устает повторять Джо. Когда он вкладывал деньги в кран, то не думал о прибыли. «Неограниченная рука» ему скорее была нужна для понтов – девочкам говорить в кино: «Смотрите, Брэд Питт позировал моему аппарату».Так вот – Джо, Лев и я залезли в лимузин. Нам было очень весело. Особенно мне и Льву. Дело в том, что у меня утром из-за смены климатических поясов очень болела голова, и Лев предложил выпить перед церемонией немного чего-нибудь расширяющего сосуды, чтобы не «позорить доброго имени русских инженеров». Дальше было все забавнее и забавнее. Когда мы подъехали к отелю «Беверли Хилтон», нас уже встречали журналисты телеканала «Дискавери». Нам пришлось три раза вылезать из машины, чтобы получился хороший кадр. До церемонии оставалось время, и мы решили подкрепиться. Тут опять началось веселье: на наш столик поставили поднос с горой сэндвичей.Мы, конечно, обрадовались и набросились на них. Потом официантка, поняв, что перепутала заказ, вернулась за подносом. Правда, надкусанные сэндвичи она выложила, а поднос с оставшимися переставила на соседний стол.Если у них такой бардак творится на кухне, что же происходит в правительстве! Но размышлять было некогда – нужно было торопиться в зал.Наверное, вокруг меня были знаменитости, но я никого не узнавал. Сначала нас кормили, потом развлекал какой-то известный американский комик на сцене. Люди выходили на сцену, их награждали. В ответ счастливые лауреаты толкали речь. Как водиться, всех благодарили, само собой, по-английски. А я решил эту традицию изменить, поэтому, когда мне дали слово, сказал все что хотел по-русски, поблагодарил американских партнеров, родителей и особенно покойную бабушку, у которой в эти дни должен был быть день рождения. Переводчица все перевела, а «бабушку» так и произнесла по-русски, но с американским акцентом: «энд бабУшку». Зал просто лег от смеха».[b]«Все дороги в кино идут через Голливуд»[/b]После того как Василий стал лауреатом «Оскара», его жизнь не слишком изменилась. «Конечно, соседи, друзья за меня до сих пор радуются. Очень был горд отец.Он долгое время работал инженером-конструктором, но после перестройки ему пришлось оставить любимое дело и заняться торговлей. А вот администрация города никакого интереса к нам не проявила, но это, наверное, к лучшему», – рассказывает Василий.Сейчас Василий расширяет штат своей небольшой компании. Правда, найти хороших инженеров в Туле непросто – больших денег на этом не заработаешь.Свободного времени у Василия практически нет, поэтому в кино ему удается выбираться крайне редко. Правда, фильмы, где снимается родная «неограниченная рука», старается не пропускать.В России к разработкам братьев пока никто интереса не проявил. Впрочем, изобретатели надежды не теряют: «Теперь, когда наш аппарат прославился в Голливуде, наверное, и наши заинтересуются. Действительно, все дороги в кино идут через Голливуд».[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]Премия Американской киноакадемии за научно-технические достижения в кино учреждена в 1931 году. На «технический» «Оскар» номинируются изобретения, которые имеют особую ценность для киноискусства и уже подтвердили свою значимость благодаря продолжительному использованию в киноиндустрии. Существует она в трех видах: статуэтка «За научные или технические заслуги» (получает компания, которая длительное время успешно работает на рынке, и ее изобретения запущены в массовое производство), почетный знак «За научные и инженерные достижения» и грамота «За технические достижения». Наши изобретатели награждались «За технические достижения».[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.