Корреспондент «ВМ» понаблюдал, как подмосковные спасатели проводят мониторинг лесов
Об этом и о главной причине возгораний "ВМ" рассказал начальник управления пожарно-спасательных сил Главного управления МЧС России по городу Москве Дмитрий Ширлин.
- Аэромобильная группировка - это силы быстрого реагирования для тушения торфяных и лесных пожаров, - рассказал Ширлин. - Десятки единиц разнотипной противопожарной техники в случае необходимости за быстрое время доставляются к месту возгорания.
Если рядом нет пожарного колодца, это не беда. Для подачи воды подойдут озера, пруды, реки и даже болота.
- Практически все пожары - дело рук людей, - привел печальные выводы статистики Ширлин. - Люди, отдыхая на природе, не соблюдают элементарные правила техники безопасности. Разводят костры прямо на траве, бросают непогашенные окурки и даже горящие спички. При ветряной, сухой и жаркой погоде из маленькой искры в считанные мгновения разгорается огромное пламя...
Последствия больших пожаров отчетливо ощущались в 2010 году. Столица была окутана густой пеленой дыма. Впрочем, причиной сильного задымления Москвы были не только нерадивые отдыхающие. Система обводнения торфяников тогда находилась не в лучшем состоянии.
Дело в том, что для добычи торфа в свое время осушили большие площади болот. Затем, когда добывать торф перестали, очень многие места так и остались сухими. Их, как этого требовалось, не затопили водой. А поскольку торф добывали в промышленных масштабах на огромнейших территориях, то они и оказались во власти огня во время жаркого и сухого лета 2010 года.
- После масштабных торфяных пожаров 2010 года правительством Московской области была разработана программа "Экология Подмосковья 2011-2013 гг.", в рамках которой было спроектировано и построено 76 комплексов гидротехнических сооружений систем обводнения торфо-месторождений Московской области общей площадью 73 тысячи гектаров, - сообщил заместитель генерального директора ГКУ "Мособллес" Вячеслав Диков.
В Новомосковском и Троицком округе столицы, появившихся пять лет назад, на землях Подмосковья, со слов Дмитрия Ширлина, торфяных пожаров быть не может по одной простой причине - здесь нет промышленных залежей торфа. Но в то же время само по себе это не гарантирует, что огонь отсюда не может распространиться туда, где торфяники все же есть.
- В Новомосковском и Троицком округах каждый год создается минирализованная полоса общей длиной почти 2 тысячи километров, - рассказывает о профилактической работе Дмитрий Ширлин.
Тяжелая техника создает противопожарную полосу шириной 5-8 метров сначала в мае. Затем еще и ближе к августу полоса обновляется, так как на ней начинает расти трава.
- У нас налажено взаимодействие с МЧС Московской области, - говорит Дмитрий Ширлин. - Мы постоянно проводим совместные учения. При необходимости готовы предоставить имеющиеся у нас средства для тушения торфяных и лесных пожаров, если таковые произойдут у соседей. Но ни в этом, ни прошлом году таких обращений к нам не поступало. Хотя в постоянном режиме наши пожарные части, находящиеся у границ Москвы, помогают в тушении домов, различных иных построек, автомобилей.