Московские дизайнеры рассказали, как открыть бизнес в столице
На каждые десять горожан приходится один малый и средний предприниматель. 30 процентов всех работающих москвичей заняты в сфере малого и среднего бизнеса, сообщал мэр Сергей Собянин весной 2017 года. Москва создает условия и новые инструменты поддержки и развития малого бизнеса.
Сам малый бизнес тоже готов делиться опытом. Ему и слово.
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Дизайнер и создатель марок одежды Таня Лебедева-Снеж утверждает, что в швейный бизнес попала случайно.
Успев к 30 годам окончить Российскую экономическую академию им. Плеханова и получить степень MBA (Master of Business Administration, буквально «мастер делового администрирования» — программа постдипломного бизнес-образования. — «ВМ»), сделала успешную карьеру — сначала в крупном издательстве, затем в маркетинге.
— Потом в какой-то момент пришли усталость и понимание, что всю жизнь я мечтала создавать, получая конкретные, осязаемые результаты своей работы, — говорит Таня.
Сначала она открыла в Москве магазин готовой одежды: привозила стоковые товары европейских марок.
Затем занялась торговлей в интернете. Особого удовлетворения бизнес не приносил — как и дохода — и Таня сделала решительный шаг, окунувшись в швейное производство.
— У меня давно были готовы эскизы. Где нашла первого портного, уже не помню, но дело пошло, причем с нуля, несмотря на отсутствие какого-либо опыта и знакомых в этой сфере. Уверена — если есть желание, успеха можно добиться с нуля. Начинаешь работать — начинают складываться кирпичики, — говорит дизайнер.
Три составляющих успеха, по мнению Тани, — деньги, желание и вера в победу.
— На старте нужны деньги, хотя бы небольшой капитал. Можно начать и со ста тысяч рублей — это минимальная сумма для старта штучного пошива, не считая средств на личные нужды. Не стоит надеяться, что доход придет сразу. Не нужно сразу нашивать полную коллекцию в размерах — попробуйте создать собственную ассортиментную матрицу: базовые модели, продающиеся модели-хиты. Без этого будет сложно управлять экономикой процесса — есть риск уйти в творчество и разориться, — отмечает дизайнер.
Начинать Таня советует с продаж в интернете.
— Это проще. Вы можете создать один образец, сфотографировать его и принимать заказы, отшивая под клиента нужный размер. В офлайне придется иметь полную размерную линейку на все модели, — говорит Лебедева-Снеж.
Самая большая трудность, по мнению Тани, — найти хороших швей.
— Швей-то много, а хорошие наперечет. Если у вас нет работы, пожалуйста, идите в швеи или портные, нам не хватает золотых рук!
СОВЕТ
Делайте то, что любите. Это самый прямой путь к поиску себя и своего места на рынке. Создавайте то, что нравится вам самим, клиент найдется. Прислушивайтесь к чужому мнению, но идите своим путем — популярными становятся дизайнеры со своим видением, воплощенным в изделиях. Постарайтесь не сойти на нейтральности — такого на рынке более чем достаточно.
ПРИДУМАТЬ И СДЕЛАТЬ
Создатель пространства, объединяющего швейный цех и арт площадку, Юля Неустроева в своем бизнесе совместила две страсти — современное искусство и дизайн одежды.
— После девяти лет работы менеджером решила кардинально изменить род деятельности. Понимание, как совместить искусство и дизайн, пришло не сразу. Три года я собирала информацию, проходила курсы, пробовала разные стратегии. Первым шагом стал онлайн-проект для художников — площадка для поиска клиентов. С детства я любила шить, постоянно что-то рисовала, перешивала одежду. Со временем мы с партнером создали бренд одежды. Стало понятно, как действовать. Так родилось арт-пространство, где под одной крышей создается одежда и предметы искусства, с собственным швейным цехом и магазином, — рассказывает Юля.
Три составляющие успешного старта, по ее мнению, — прописанный анализ целевой аудитории и четкая концепция бренда, бизнес-план как минимум на год и надежная команда.
— Мы планировали уложиться в один миллион — в расходы входило оборудование для цеха, ремонт арендованного помещения. Но тут действует правило — все посчитай, а потом умножь на два. А лучше — на три. У нас так и вышло, — говорит Юлия.
После подсчетов оказалось выгоднее запустить не только бренд, но и швейный цех.
— Поначалу бренд не принесет стабильного дохода — магазины не выкупают коллекции, а берут их на реализацию, т.е. платят по факту продажи. Давайте подсчитаем: коллекция из шести образов обойдется в 150 тысяч рублей — ткань, пошив, лукбук (фотоподборка ансамблей одежды определенной коллекции. — «ВМ»). Магазин покупает коллекцию: шесть моделей по шесть экземпляров разных размеров. Отшить такой маленький тираж на фабрике дорого — 450–500 тысяч рублей и два месяца работы. И еще 3 месяца ждать денег с продаж. Это уже полгода без прибыли. А собственный швейный цех позволяет брать заказы от других дизайнеров и тоже приносит деньги, — объясняет Юля.
Аренда помещения обошлась в 100 тысяч рублей в месяц, оборудование — в 400, еще 400 тысяч ушло на ремонт.
— В общей сложности мы потратили 3 миллиона рублей. Пройдет еще года полтора, пока мы вернем эти деньги, но благодаря работе цеха через те же полгода после старта удалось выйти на определенный стабильный доход, — говорит дизайнер.
Массовый тренд, по мнению Юли, — онлайн-продажи с отличным сервисом.
— Замечаете, как нас приучают к хорошему сервису? Все можно заказать в интернете... Уверена, через какое-то время мы будем сидеть за компьютером, крутить 3D-модель самого себя на экране и примерять на нее одежду. А потом эту одежду свяжет наш собственный принтер!
СОВЕТ
Объективно оцените свои навыки и умения, которые будут необходимы при построении бизнеса. Не делайте то, что получается плохо — наймите профессионала или найдите партнера. Обязательно проведите тест-драйв: сшейте по своим эскизам, например одно платье, посчитайте себестоимость, определите цену и попробуйте продать через соцсети. Это многое прояснит.
Задавайте вопросы тем, кто уже это прошел! Многие из моих коллег готовы давать консультации, есть профильные группы и чаты в соцсетях, где можно попросить совета. Знакомства и еще раз знакомства. Например, на маркетах одежды — знакомьтесь с клиентами, байерами (закупщиками. — «ВМ»), коллегами по цеху. Делайте ставку на коллаборации. По опыту, крутые проекты происходят при взаимодействии людей разных профессий и жизненного опыта.
КОММЕНТАРИИ
Дарья Ядерная, эксперт:
— Спрос на отечественные бренды растет — как со стороны покупателей, так и магазинов. Во многом этому помог валютный скачок — в то время, как зарубежные марки выросли на 200 процентов, наши — на 20. Стартовать сегодня не сложно, сложно удержаться на рынке. На начальном этапе зачастую дизайнер живет по принципу «один в поле воин», одновременно создавая эскизы, занимаясь продвижением бренда, администрированием процессов. Важно суметь подобрать команду.
Ольга Штейнберг, представитель консалтинговой компании:
— Главные тенденции рынка — рост нишевых проектов и онлайн-продаж. Общайтесь с коллегами, клиентами — помните: коммуникация и сервис правят бал на рынке. Используйте для этого в том числе все социальные сети.
Ксения Серикова, владелица мультибрендового магазина отечественных марок:
— Залог успеха — правильный выбор концепции и понимание своей целевой аудитории. Буквально — вы должны знать, где ваш потенциальный клиент пьет кофе и какие газеты и сайты читает. Для продвижения используйте социальные сети, в Москве это в первую очередь популярные Facebook и Instagram. От этого напрямую зависят продажи.
Мария Резникова, основатель международного конкурса для дизайнеров The Fabrika:
— Не ленитесь искать информацию о конкурсах, выставках, грантах. Программ сейчас очень много — есть частные инициативы, программы госсектора. Обратите внимание на проекты Торговопромышленной палаты РФ, Минпромторга, Российского экспортного центра. Сейчас популярны питч-сессии — встречи в формате коротких презентаций проекта инвесторам. Не забывайте про краудфандинговые площадки (коллективное финансирование проектов. — «ВМ»). Многие проекты ведет Российский союз молодежи — не бойтесь обращаться туда напрямую.
*комментарии экспертов подготовлены по итогам встречи «Конкурент-клуба» на ВДНХ 12 июля 2017 года
КСТАТИ
Себестоимость, умноженная на 6, формирует цену изделия в рознице. Для опта этот коэффициент для начинающего дизайнера 2,5–3.
ФАКТ
2 года — стандартный срок для раскрутки марки или магазина дизайнерской одежды.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!