Все этапы работы должны быть зафиксированы
Договор на оказание ремонтных работ нужен не столько для судебных разбирательств, сколько для документального оформления договоренностей между сторонами. В этом уверен юрист Московской коллегии адвокатов Антон Коневский.
— С момента первого появления рабочих на объекте до момента окончания ремонта, как правило, проходят месяцы, — пояснил Антон Викторович. — И многое из памяти может стереться, а вот бумага ничего не забудет. Так что никаких устных договоренностей— только на бумаге.
В договоре и его приложениях (таких как смета) описываются планируемые работы, сроки их исполнения и обязанности сторон по сумме и способам оплаты.
— Часто хозяева просят ремонтников вне сметы провести те или иные мелкие работы. Ну, например, повесить люстру или гардины, — рассказывает юрист. — А потом обижаются, когда рабочие просят за это деньги. Отказ от бесплатной работы справедлив. Лучше предусмотреть все «хотелки» на этапе составления договора. Либо скажите заказчику: если у вас появятся какие-то дополнительные желания, по деньгам договоримся. Это нормально.
С другой стороны, как пояснил юрист, все зависит от конкретной ситуации. Если, например, хозяева не придираются к работникам, да еще и кормят их, то требовать доплаты за мелочи— это значит испортить отношения. А где плохие отношения — там и придирки. А где придирки— там убытки. Отдельная история— смета.
— Как правило, в договорах прописывается возможное ее изменение на 10 процентов, — пояснил Антон Коневский.— Однако если жилфонд старый, я бы заложил куда большую цифру. Ведь пока не сделаешь, скажем, демонтаж старой проводки или, например, не начнешь сдирать старую побелку с потолка, то не понятно, в каком состоянии находятся конструкции на самом деле.
Иногда, случается, сроки ремонта бывают затянуты. В договоре такая ситуация должна быть предусмотрена. Если виной тому хозяин квартиры/помещения — например, своевременно не платил, не принимал этапы выполненных работ, несвоевременно предоставлял материалы, то понятно, что эта претензия — не к ремонтникам. Такие задержки должны отмечаться в письменной форме по ходу всего ремонта, чтобы не возникло недопонимания.
— Ведь в конце ремонта сами заказчики могут забыть, на сколько они — в совокупности эпизодов — задержали сроки ремонта, — пояснил юрист.— Ипредъявят претензию к добросовестным работникам. Поэтому старайтесь себя подстраховать.
Иногда задержка вызвана форс-мажором. Например, в доме отключено электричество. Тут никто не виноват, но факт тоже нужно письменно зафиксировать: такого-то числа не работали, потому что не было электричества. Иподпись хозяина.
Что касается оплаты, то юрист советует заключать договор на поэтапный расчет — по окончании и принятии отдельных этапов работ.
— В этом случае подрядчик страхуется от задержки выплаты после ремонта или вообще отказа от оплаты, — пояснил юрист. — А клиент застрахован от некачественно проведенных работ. Ему можно так исказать. «Мы наклеим обои — вы заплатите. Зато если поймете, что качество работ могло быть и выше или цена могла быть ниже, можете нанять кого-то другого. И никто никому не должен».
Такая постановка вопроса вызывает доверие, поскольку показывает, что компания заботится не только о себе, но и о клиенте
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!