«Миры» подо льдом: 10 лет со дня погружения на дно Северного Ледовитого океана
«Арктика - 2007» состояла из международной команды. В ней приняли участие президент «Ассоциации полярников», первый вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров, исследователь Мирового океана с применением глубоководных обитаемых аппаратов, профессор Анатолий Сагалевич, председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, советский и российский инженер Евгений Черняев. Также в экспедиции участвовали шведский ученый Фредерик Паулсен и директор австралийской компании «Antarctic Logistics & Expeditions LLC» Майк МакДауэлл. Основной целью экспедиции являлось изучение природы Арктики и арктического шельфа.
Аппараты «Мир-1» и «Мир-2» базировались на судне «Академик Фёдоров» и атомном ледоколе «Россия». Первые тестовые испытания перед спуском на воду произошли 29 июля 2007 года.
В 9 часов 28 минут по Московскому времени 2 августа началось первое погружение аппарата «Мир-1». Через 19 минут за аппаратом последовал и «Мир-2». Глубина погружений аппаратов составила 4 261 метров и 4 302 метров. При погружении были взяты пробы грунта с целью определения российского арктического шельфа . После участники экспедиции с помощью металлической руки выгрузили на дно титановый флаг России.
В честь десятилетней годовщины участники экспедиции вспоминали это событие.
Им некогда было думать о страхе, хотя в экспедиции и были моменты, когда команде пришлось понервничать. Например, тогда, когда один из аппаратов больше часа блуждал рядом со льдом и не мог найти полынью. После её нахождения участники обнаружили, что треснула крышка люка. Но благо это никак не повлияло на исход экспедиции. Вот что вспоминает ученый Анатолий Сагалевич:
- Когда погружаешься, то о страхе думать некогда. Думаешь о том, что надо идти вперед, надо выполнять то, что нам надо делать. И не бояться. В действительности у нас были разные моменты во время эксплуатации аппаратов, но, в общем-то, страха никогда не было, потому что мы всегда выходили из разных критических ситуаций.
Фредерик Паулсен горячо отозвался об этой экспедиции:
- Для меня это был величайший момент в моей жизни.
Инженер Евгений Черняев рассказал о своих впечатлениях:
- Для меня этот спуск был очень интересен, уникален. Такие вещи происходят один раз в жизни. Конечно, было понятно, что было очень сложно подготовить эти спуски, установить на судна аппараты, подготовить всё необходимое оборудование для того, чтобы провести экспедицию. Но я понимал для себя задачу, что нужно приложить все усилия, чтобы все работало. И получилось так, что я фактически не спал ночами перед спуском, потому что оба манипулятора отказали на «Мир-1» и пришлось переделать блок электроники. В итоге все получилось. Вся команда и я чувствовали то, что нас поддерживают опытные полярники, которых Артур Николаевич Чилингаров подключил к экспедиции. Поэтому слаженность команды и послужила успехом всей экспедиции.
Анатолий Сагалевич привел в пример слова американского космонавта Базза Олдрина, который был восхищен подвигом команды, спустившейся на дно Северного Ледовитого океана:
- После экспедиции я выступал в Соединенных Штатах на заседании клуба исследователей. В конце там выступил космонавт Базз Олдрин, который был на Луне вместе с Нилом Армстронгом. Он сказал, что Анатолий с командой сделали то, что, наверное, может быть повторено тогда, когда на Северном полюсе растает лёд.