Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Елизавета Костягина: Поклонники становятся моими друзьями

Общество
Елизавета Костягина: Поклонники становятся моими друзьями
По словам Елизаветы Костягиной, ее творчество эволюционировало вместе с ней / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
В этом году одному из самых ярких и самобытных коллективов на российской сцене – петербуржской группе MONOЛИЗА исполняется 10 лет. Празднование назначено на эту осень, а пока Елизавета Костягина, автор песен команды и остальные музыканты готовы порадовать столичную публику акустической программой, которую она еще не слышала. Пока поклонники ждут визита группы в Москву, «ВМ» поговорила с той самой Лизой о словах, о музыке, о движении и вообще о самом главном в жизни человеческой.

Главное – это нужно кому-то еще

— Лиза, до десятого дня рождения вашей команды остается совсем немного времени. Пора подводить какие-то итоги. Что принесли с собой эти 9 лет на сцене?

— Сложно вот так сразу ответить на этот вопрос. В первую очередь это, наверное, несомненное ощущение опыта. С течением времени ты понимаешь: то, что ты делаешь нужно все большему количеству людей. Твои песни не просто нравятся тебе самой и музыкантам твоей группы. Они находят отклик в других людях. Это, наверное, одно из самых положительных и бесценных ощущений.

— Вы чувствуете от поклонников MONOЛИЗы отдачу? Образуется обратная связь?

— Всегда после концертов мы получаем большое количество писем, отзывов, фотографий. За все это мы очень признательны и благодарны нашим слушателям. И, конечно, не может не радовать, что наши поклонники, если собираются подарить нам подарки, подходят к задаче с учетом наших увлечений. Если подарок адресован мне, зачастую он связан с моим любимым видом спорта. Даже украшения мне дарят со спортивной или музыкальной символикой. Это всегда что-то индивидуальное, а не просто коробка конфет или какая-то мягкая игрушка. Когда слушатели еще и так бережно относятся к твоим интересам, это очень приятно и не может не радовать.

— А случалось ли так, что кто-то из поклонников со временем становился для вас настоящим другом?

— Такие случаи действительно были. И по своим наблюдениям могу сказать, что подобные истории происходили и происходят не только у меня. Многие музыканты находят настоящих друзей среди своих поклонников. Я думаю, что это очень даже хорошо.

Отпустить эмоции на свободу

— За прошедшие 9 лет ваши песни изменились, эволюционировали. Они менялись вместе с вами?

— Все песни вольно или невольно становятся отражением их автора. Да, они эволюционировали вместе со мной. Бывают, правда, случаи, когда я пишу тексты не совсем от себя или про себя. Они могут родиться, основываясь на ситуации из чьей-то жизни, на чьем-то примере. Или текст может появиться из моего потока мыслей, когда я что-то представляю себе. Кстати, иногда песни появляются под впечатлением от увиденного фильма или от музыки, которая особенно зацепила меня. Но в любом случае в них буду я и мой взгляд на некоторые вещи. Любое творчество очень субъективно.

— Есть ли песня, которая сейчас наиболее близка вам самой?

— Самая близкая песня всегда – самая новая, та, что находится в ожидании, в процессе. Пока я даже не могу ее назвать. Она еще рождается.

— Когда песни появляются, они начинают отдельную, свою собственную жизнь?

— Такое бывает. С течением времени смотришь назад, читаешь текст или слышишь какую-то из своих песен и не понимаешь, как вообще до такого можно было додуматься и кто человек, который этот текст написал. Это очень странное чувство. Его можно сравнить с ощущением, когда у тебя немеет рука и нога. Кажется, что рядом с тобой лежит некий абсолютно посторонний предмет. В случае с песнями это объясняется скорее всего тем, что ты в момент их написания живешь чувствами и событиями, о которых пишешь. Но все эти эмоции временные. Они проходят, сменяются другими эмоциями. Приходит новое, а песни остаются подобно фотографиям.

— А бывает ли ощущение, что после написания песни отпускает те эмоция, то чувство, которое в нее вложено? Вы освобождаетесь?

— Да. И можно добавить: бывает, эта песня так и не выходит в свет, но текст написан и где-то у тебя лежит. Эта песня, может быть, даже не родилась, она сохранена в столе, но совсем необязательно ее где-то издавать, кому-то показывать. Достаточно того, что ее эмоция уже вышла.

К сборнику стихов я пока не готова

— Много ли скопилось подобных неизданных наработок в ящиках вашего стола?

— У меня есть какие-то ранние стихи, но мы все прекрасно знаем, что не каждое стихотворение может стать песней. Это ни для кого не новость. Бывает, что некоторые мысли оказываются зарифмованными. Иногда я могу взять оттуда четверостишие или даже строчку, отдельную мысль или рифму и превратить их во что-то новое, музыкальное. Но остаются и те, что еще не стали, а возможно никогда не станут песнями.

У вас не было идеи выпустить эти стихи отдельным сборником?

— Скорее не было таких предложений. Впрочем, пока я не считаю, эти тексты достойны какого-то публичного внимания. Они могут принести мне больше пользы иным способом. Когда я к ним обращаюсь, эти стихи могут дать мне какую-то эмоцию, пробудить воспоминания. С помощью этих ощущения я смогу что-то закончить, дополнить. Из этого может родиться новая песня. Все эти стихи у меня записаны в блокнотах и тетрадках в клеточку, но… Нет у меня такого количества полноценных, по-настоящему законченных стихотворений, чтобы выпускать сборник. А книгу текстов наших песен нам уже подарили на мой прошлый день рождения. Это, кстати, натолкнуло нас на мысль, что такой сборник, песенник можно выпустить и большим тиражом.

— Вы говорите, что ваши песни рождаются из эмоций. А какие эмоции больше свойственны вам самой?

— Тут как раз тот случай, когда диапазон творчества полностью совпадает с диапазоном моего характера. Внутри меня живут разные яркие переживания, можно даже сказать крайности. Кажется, такой тип нервной деятельности называется сангвиник. Он смешанный. Иногда человека кидает от одного полюса настроения к другому, но при этом есть широкая амплитуда, богатство эмоциональных возможностей. Как ни крути, все зависит от мыслей, существующих в твоей голове здесь и сейчас. А еще – от проблем и вопросов, которые ставит перед тобой жизнь в каждый конкретный момент. Эмоции возникающие в минуту, в которой пребываешь – все отталкивается именно от них.

Елизавета Костягина: Поклонники становятся моими друзьями Группа признательна фанатам за огромное количество писем, которые поклонники присылают после концертов  / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Тексты тоже рождаются на волне сиюминутных эмоций? Или приходится долго вынашивать их в себе?

— Бывает, что некоторые песни пишутся очень быстро. Внезапно приходит какая-то строчка, а я тут же дописываю все остальные. Но случается и наоборот. Я знаю, что у меня есть идея, есть основная мысль, но подбирать к ней подходящие слова приходится иногда даже в течение многих месяцев. Иногда я беру гитару и наигрываю пришедшую в голову мелодию, пока на нее не лягут слова, которые ей нужны, которые мне нужны.

Поддержка поклонников очень важна

— Ваш концерт в столице пройдет 16 августа, но отмечать день рождения проекта MONOЛИЗА вы будете только в ноябре. Что вы готовите для своих поклонников к круглой дате?

— Во-первых, мы хотим отметить десятилетие в нашем любимом клубе, в котором выступаем если не на протяжении всех десяти лет, то лет восемь точно. Это клуб «Jagger» в Санкт-Петербурге. Главное событие по поводу нашего дня рождения будет проходить именно там. К этому моменту я планирую дописать новые песни, которые сейчас находятся в процессе, и представить их вниманию слушателей. Очень хочется видеть в зале известных друзей в качестве гостей. Если все это не совпадет с их гастрольными графиками, думаю, они обязательно придут. У нас еще есть время, чтобы придумать массу всего интересного. Пока точно мы знаем только дату – 26 ноября. Посмотрим. Возможно, с программой, которую группа отыграет в этот день, мы отправимся в тур по России. Но пока основной план у нас – Санкт-Петербург и Москва.

— Кстати, есть ли отличия между вашими поклонниками в двух столицах?

— Мне очень сложно сравнивать Москву и Петербург, потому что есть довольно активная часть наших поклонников, которая с удовольствием перемещается из одного города в другой вслед за нами. По этой причине мне тяжеловато отследить эмоциональное отличие одной столицы от другой. Питер всегда очень родной, но более сдержанный. К тому же здесь происходит наибольшее количество концертов в сравнении с другими городами. Москва всегда встречает нас очень тепло. Это второй город по количеству и наших поклонников, и наших концертов. Среди других городов особенной теплотой отличаются Новосибирск, Пермь, Екатеринбург. В этом году мы впервые были в Кемерово. Этот город тоже произвел на нас сильное впечатление. Я давно заметила: чем холоднее на улице, тем теплее в зале.

Песня на троих

— Вы создали песню на стихи Светланы Лаврентьевой, больше известной как Кот Басё. Как пришла эта идея?

— У меня, честно говоря, никогда не стояло в планах писать музыку на чей-то текст, мы исполняем свой материал. Это вышло случайно, спонтанно. Я уже читала Светлану до этого момента, но тут встретила ее слова в интернете, которые меня зацепили. Я предложила ей поработать над текстом, чтобы получилась песня. И так родилась «Жуть». Это произошло как-то само собой. Спонтанность – обязательный критерий настоящего творчества.

— Эту песню Вы записали в дуэте со Светланой Сургановой. Она сразу согласилась работать над песней вместе с вами?

— Я знала, что Светлана Сурганова очень тепло относится к творчеству Кота Басё. Именно поэтому я предложила ей исполнить эту песню дуэтом. Она откликнулась сразу, и работа пошла. Мы еще изменили одну из строчек на «родиться в ноябре». Для Светланы Сургановой это особенно актуально, ведь у нее день рождение именно в этом месяце.

— С ней вас связывают дружеские или только рабочие отношения?

— Мы друзья и соседи. Живем во Всеволожске на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Иногда вместе на улице играем в бадминтон.

Музыке помогает спорт

— Вы серьезно занимаетесь бадминтоном. Какое место сегодня он занимает в вашей жизни?

— Это моё большое увлечение, которое началось еще в детстве. Когда-то я занималась в юношеской секции, состояла даже в юношеской сборной Норильска. В возрасте 10 лет мне пришлось выбирать между лёгкой атлетикой и бадминтоном, так как совмещать было сложно, это был мой первый осознанный выбор. Затем в возрасте 16 лет в этом выборе победило творческое начало. Ну, а вернувшись в спорт уже в зрелом возрасте, я, конечно, поняла, что придется много работать, чтобы участвовать в соревнованиях и турнирах. Помимо прочего, спорт для меня – это возможность снять стресс и переключиться на другую волну. Физическая нагрузка очень хорошо ставит голову на место. К тому же, это общение и путешествия с людьми, с которыми мы находимся на одной волне и говорим на одном языке. Недавно большой и весёлой компанией съездили на турнир в Латвию.

— На ваш взгляд, активный образ жизни необходим всем или кого-то можно простить за нежелание себя утруждать, к примеру, утренней пробежкой?

— Движение – это жизнь. Меня часто спрашивают, помогает ли он творчеству. Так вот, после тренировок зачастую происходит эмоциональный подъем. В такие моменты приходит масса интересных мыслей и идей. Я могу написать что-то новое. А главное – есть возможность переключиться. После концертов или гастролей я начинаю тренироваться и по-другому могу потом посмотреть на все происходящее. Если же случаются проблемы, конфликты, негативные мысли, после физических нагрузок иначе на это смотришь. И я ничего нового не скажу, если заявлю, что это полезно с точки зрения физического здоровья. Просто все должно быть в меру. Нагрузки не должны приносить осложнений, увечий и травм. А сейчас все уже знают, что кроме всего прочего бадминтон улучшает зрение. Баннеры с таким слоганом можно увидеть на улицах Казани.

Жизнь в пути

— Чем еще вы по-настоящему увлечены помимо спорта и музыки?

— Долгое время я увлекалась кинологией. У меня до сих пор живет Кимба – уже 12 лет. Это американский стаффордширский терьер. До этого была еще одна собака. Увы, она умерла в 2011 году. Я активно занималась разведением и участвовала в выставках по всей стране и миру, окончила кинологические курсы. Даже была руководителем породы в Петербурге при кинологическом клубе.

— Вы объездили много стран. Путешествия – еще одно ваше увлечение?

— Да. Я езжу всюду, где мне интересно. На машине могу поехать в Прибалтику. Зимой выбираю экзотические страны - Индия, Куба, Вьетнам. Осенью, как правило, еду в Европу. Я люблю гастроли в том числе и за то, что они позволяют ездить по городам, которые ты сама не созреешь посетить самостоятельно. Но они оставляют яркий след. Нижний Новгород или, к примеру, Казань прекрасны, особенно если удалось вырваться туда весной или летом.

— У вас никогда не было желания переехать куда-нибудь?

— Нет, смена места жительства – это не про меня. Не знаю, почему. Мне хорошо путешествовать, отдыхать так какое-то время. Я могу уехать куда-то на пару месяцев, а потом с удовольствием возвращаюсь домой, соскучившись по людям, которые здесь остались. Больше двух с половиной месяцев, наверное, не протяну вдали от дома.

— А есть в Петербурге какие-то ваши собственные места силы?

— В первую очередь это мой дом. Иногда местом силы для меня становятся спа-центры. Но, скорее в Прибалтике. Спа-салоны с их банями, хамамами, бассейнами – это мое место отдыха. Здесь я могу расслабиться и набраться сил и энергии. Есть они и в Питере, я их постепенно открываю для себя. Скоро стану экспертом в этом вопросе.

Елизавета Костягина: Поклонники становятся моими друзьями Елизавета Костягина любит путешествовать, но переехать в другую страну не хочет - всегда тянет обратно домой / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Протест на любой вкус

— Сильно ли изменилась рок-музыка и ее аудитория за последние годы?

— Дело в том, что я не совсем могу отнести формат нашей группы к рок-музыке. Как-то раз мне даже пришло гневное сообщение, где автор очень ругался из-за того, что нас относят к року. Но сами мы этого не делаем. я всегда была против каких-то рамок и ограничений, когда дело касается творчества.. Я пишу то, что хочу сказать, а наша музыка – то, что, по нашему мнению, красиво оформляет смысл этих слов, позволяет тексту максимально легко и эмоционально восприниматься. А что это - рок или не рок, решать не нам, а критикам и слушателям. Могу точно сказать одно: основа рок-музыки – некий вечный протест. И вот он как был, так и остался. Ничего не изменилось. Меняются аранжировки, подходы к музыке, к песне. Но это нормальный и закономерный процесс, который происходит постоянно.

— А есть ли что-то, против чего сегодня стоит протестовать?

— Как раз сегодня для протеста очень много поводов. Каждый может найти для себя объект протеста по душе.

— А какой по душе вам?

— Я против насилия над животными, против дискриминации личности в любых её проявлениях. Мне чужды равнодушие, беспринципность и ненадежность в людях. Ну и конечно, я против повышения цен на топливо.

Идти своим собственным курсом

— Есть ли музыканты, на которых вы ориентируетесь, кто вас вдохновляет?

— Таких четких ориентиров нет. Я могу посмотреть кино или послушать какую-то иностранную электронную музыку, и она меня может вдохновить, даже если я не понимаю слов. Подтолкнуть к созданию чего-то своего может одна гармония, одни звуки. Я могу задуматься о чем-то или по мотивам сюжета фильма написать что-то. Музыки я, к сожалению, слушаю очень мало. Я всегда включаю радио, но сесть и послушать чей-то альбом – это огромная редкость.

— Выходит, направлений и музыкантов любимых нет?

— Из отечественных команд мне близки СПЛИН, «Агата-Кристи», «Кино», «Крематорий», «Чайф». Ничего нового после них я для себя не открыла.

— Может ли вас вдохновить книга?

— Все чаще я читаю публицистику, обращаюсь к публикациям на темы, которые меня интересуют в данный момент. Это философия, психология, медицина. Для художественной литературы мало времени, а главное – мало что может меня по-настоящему увлечь. Я читаю четверть книги, максимум – половину. До конца как-то дело не доходит. По-моему, последнее, что я прочла от корки до корки – книги Майкла Каннингема. И будет очень смешно, если я говорила об этом в интервью пять лет назад. Но именно этого писателя я рекомендую к прочтению. К тому же, я могу найти в сети стихи кого-то из сегодняшних поэтов и с удовольствием познакомиться с его творчеством получше. Так были открыты и Кот Басё, и Катарина Султанова, и Вера Полозкова.

— Какое кино вы любите?

— Кино я смотрю очень много. Обожаю российский кинематограф. Кстати, очень люблю Константина Хабенского. Из мирового кино тоже смотрю очень многое, но запоминается не все. Меня очень впечатлил «Облачный атлас» с его идеей реинкарнации, «Пассажиры». Если перечислять все мои любимые фильмы, потребуется очень много времени.

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.