Главное
Эксклюзивы
Карта событий
Смотреть карту

Столичные сети фастфуда конкурируют за счет оригинальной концепции и уникальных предложений

Общество
Столичные сети фастфуда конкурируют за счет оригинальной концепции и уникальных предложений
Виктория Дрога, продавец одного из столичных кафе-кондитерских, уже пользуется кассовым аппаратом нового образца, выдающим фискальный чек / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
28 лет назад в Москве открылся первый фастфуд западного типа. Как изменились с тех пор предприятия быстрого питания и приносят ли они выгоду, выяснила корреспондент «ВМ».

Точки ресторанов быстрого обслуживания можно найти возле каждой станции метро.

Нашпигованные фастфудом на любой вкус ресторанные дворики торговых центров — наглядный пример конкуренции в этом сегменте, а очереди к кассам — признак стабильной популярности.

— У жителей мегаполисов фастфуд занимает половину всех расходов на питание вне дома, — утверждает генеральный директор компании изучения рыночной конъюнктуры Мария Ванифатова. — Причем в современном понимании фастфуд — это не только гамбургеры и хот-доги. Это и набирающий популярность сегмент пиццы, и развивающиеся сети так называемых премиальных бургеров, и даже русский фастфуд вроде сетей блинных или чебуреков.

И все же никто не станет отрицать, что пальма первенства на этом рынке принадлежит тройке крупнейших мировых сетей, работающих на столичном рынке уже почти три десятка лет.

— Эти сети могут позволить себе делать бешеные скидки на определенный ассортимент и вывешивать баннеры из разряда «Все по 50 рублей», — объясняет председатель совета директоров компании, владеющей франшизой одной из сетей кафе быстрого питания, Сергей Рак. — Свой доход они получают за счет большого потока посетителей. Мелким сетям или отдельным заведениям с этим конкурировать сложно. Из-за необходимости закупать небольшие партии стоимость товара повышается. И что бы вы ни предлагали, ценник будет в разы выше.

А ведь главные преимущества фастфуда — дешевизна и скорость. По словам Ванифатовой, при современном темпе жизни москвичей атмосфера и сервис уже не столь важны. Если можно поесть быстро и вкусно, зачем ждать?

— Успех любого предприятия общественного питания на 60 процентов состоит из правильно выбранной локации и на 30 — из вкусной еды за приемлемый чек, — считает директор по маркетингу одной из сетей гамбургерных Илья Климов. — По статистике, 80 процентов открывающихся в Москве заведений общепита закрываются в первый год работы. Формат быстрого обслуживания заточен под сетевое развитие с централизованными отделами закупки, производства, логистики. Выживают игроки, которые предлагают продукт за разумные деньги и отличаются от конкурентов.

Среди последних трендов рынка — фаст-кэжуал, или «элитный» фастфуд. Как правило, это небольшие заведения на фермерских рынках.

— Фаст-кэжуал — тенденция, отбирающая у традиционных ресторанов долю, — считает Ванифатова. — Но окупаемость заведения будет зависеть от его концепции: если место выделяется и дает интересное с точки зрения продукта предложение.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Игорь Бухаров, президент федерации рестораторов и отельеров России:

— В связи с тем, что фастфуд — это все-таки более или менее дешево, популярность этого сегмента растет. В 2016 году прирост составил чуть больше, в 2017-м — чуть меньше, но количество точек постоянно увеличивается. Для людей это вопрос выбора. Где больше хочется провести время: в ресторане с обслуживанием или в бюджетном фастфуде? Молодежь, например, не против второго варианта. Этот сегмент развивается по причине невысоких доходов определенных групп. И все же мелким сетям фастфуда конкурировать с крупными игроками на рынке невозможно.

Татьяна Крылова, председатель профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации Москвы:

— Никто не станет оспаривать востребованность быстрого питания в Москве, особенно среди молодежи. Люди старшего поколения посещают подобные заведения реже. Но у тех же студентов это практически массово. Сегодня во всем конкуренция, и рестораны с высокими ценами даже при всех своих преимуществах часть аудитории теряют. Прибыльность предприятий зависит от многих факторов. Но если все предусмотреть, продумать ассортимент, на рынке вполне можно «выстрелить». Думаю, быстрое питание вряд ли потеряет популярность.

Подкасты