Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Море Ивана Костина

Общество
Малая советская подводная лодка типа «М». Фото 1941 года
Малая советская подводная лодка типа «М». Фото 1941 года / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Ветеран войны Иван Костин знает: того, кто знает о войне не понаслышке, она не отпускает всю оставшуюся жизнь. Вот и к нему она возвращается: бессонными ночами он «слушает» море.

Приглашая нас с фотокорреспондентом Антоном Гердо пройти в комнату, Елена Леонидовна успевает шепнуть мне: «А мой-то на меня ругался: зачем, мол, ты в газету написала? Придумала тоже…» Услышав, «ее» тут же закивал головой, подтверждая: «Ругался, да. А что уж такого необыкновенного у меня в жизни было? Все как у всех вроде…»

Родился Ваня Костин в глухой деревушке Кировской области. До сих пор считает, что места красивее еще поискать надо: знали бы вы, какой там лес на грибы и ягоды щедрый, да и с реки без улова ни разу не возвращался… Но это летом. А зимой он, мальчишка, был при важном деле: с 12 лет разносил почту по ближайшим деревням. Мороз, метель, тьма тьмущая и даже страх встретиться с выходившими к деревням из леса волками не относились к уважительным причинам, позволявшим не доставить кому-то письмо или газету. Успел Иван поработать и сплавщиком леса, и лесорубом: копейка в семье Костиных лишней никогда не была…

А в 1944-м, когда парню исполнилось 17, его призвали на войну. Он попал в последний «фронтовой» призыв: до окончания Великой Отечественной оставалось полгода. Для Костина она закончилась гораздо позже... Первым местом его службы стала подводная лодка М-15, или «малютка», как ласково называли ее моряки. А он, гидроакустик Иван Костин, был ее ушами и ангелом-хранителем команды.

— Вот вы же по шуму двигателя трактор от легковушки отличите, даже если не видите их? — спрашивает Иван Алексеевич. — А акустик по посторонним шумам должен уметь отличить подводное судно от надводного, определить его классификацию: военное или гражданское...

— Ты расскажи, Иван, как тебя похоронили, — просит мужа Елена Леонидовна.

— Не люблю я об этом вспоминать, — вздыхает Костин. — Сколько лет прошло, но как представлю, что матери тогда пережить пришлось, хоть и взрослый мужик, а со слезами справиться не могу...

Видимо, специалистом Иван Костин был отличным, если однажды его вызвали в СМЕРШ и сообщили, что с подводной лодки он переводится в спецкоманду: ему предстояло служить на кораблях, которые сопровождали военную технику из Америки.

— Никому ничего сообщить я не мог, информация была сверхсекретная. И когда мой друг, который проходил службу недалеко от меня, приехал в увольнение и спросил, можно ли повидаться с Костиным, ему сказали, что подводная лодка М-15 и весь ее экипаж погибли. Друг сообщил моим родителям... — Иван Алексеевич машет рукой и умолкает.

Прошло несколько месяцев, прежде чем родители узнали, что сын Иван жив. Про то, что за это время он дважды был на волосок от гибели, Костин рассказывать не стал: им и так досталось...

 22 апреля 2018 года. Ветеран войны Иван Алексеевич Костин с женой Еленой Леонидовной  22 апреля 2018 года. Ветеран войны Иван Алексеевич Костин с женой Еленой Леонидовной / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

— Возвращались на корабле сопровождения из Америки и едва не подорвались: встать на якорь не удалось, грунт не позволил, и нас стало сносить на японскую мину. Капитан уже отдал команду надеть спасательные пояса и построиться по борту, чтобы покинуть корабль. Только внимательность сигнальщика нас спасла. А двум другим кораблям это минное поле тогда преодолеть не удалось...

В 1951 году, когда закончилась его служба на флоте, Иван Костин сделал то, о чем давно мечтал: пошел учиться. Поступил в авиационный техникум, по окончании которого много лет отработал на одном из авиационных заводов.

— Видимо, неплохим специалистом был, если отправляли меня в командировки и в Германию, и в Венгрию, и в Польшу, — Костин показывает удостоверение изобретателя-рационализатора и пропуск 1972 года, разрешающий «провоз воинских грузов через государственную границу СССР».

На пенсию ветеран вышел, когда ему исполнилось 62.

— Да если наш с женой трудовой стаж сложить, страшно представить, сколько получится! А если к нему еще и 65 лет совместной жизни прибавить, вообще со счету собьешься, — улыбается Иван Алексеевич. — Лена моя 34 года на одном месте проработала: химию и биологию преподавала глухонемым детям. Вот и дети по нашим стопам пошли: Вера логопедом в детском саду работает, Андрей — офицер, Афганистан прошел, живет с семьей в Белоруссии. На День Победы ждем его.

9 Мая большая семья Костиных — у Ивана Алексеевича и Елены Леонидовны четверо взрослых внуков и два правнука — поедет на Поклонную гору: там, говорит Иван Костин, он как будто возвращается на 73 года назад, в тот день, когда услышал о нашей Победе.

СПРАВКА

Малоразмерные подводные лодки типа «М» начали строить в СССР в 1932 году. Они предназначались для защиты морских баз, но могли нести дежурство и в открытом море. Лодки имели клепаный корпус и были вооружены всего двумя торпедами и одной 45-мм пушкой. Экипаж насчитывал 36 человек. Иван Алексеевич Костин служил акустиком на лодке «М» VI серии за номером 15. Лодка входила в состав Тихоокеанского флота ВМФ СССР. В 1950 году выведена из состава флота, а еще через год разоружена и разделана на металл.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.