Страна празднует День железнодорожника
В этот день для них пройдут праздничные концерты, спортивные соревнования и даже благотворительный забег. «Вечерняя Москва» присоединяется ко всем теплым словам и пожеланиям и вспоминает важные проекты, которые изменили наше представление о поездках на поездах.
Но для начала немного из истории праздника. Появился он в конце XIX века, когда Николай I в 1896 году подписал указ о чествовании сотрудников железной дороги. Торжество совпало с днем рождения императора — 25 июня (6 июля), — при котором и появились первые километры новой транспортной системы: прогулочная железная дорога в Царское село и всероссийская магистраль от Петербурга до Москвы. В честь праздника у всех работников железнодорожных предприятий был выходной. На вокзалах и основных станциях проходил молебен. А вечером железнодорожники шли на концерты с банкетами.
Праздник пришелся всем по душе и стал доброй ежегодной традицией вплоть до революции 1917 года, когда новая власть отменила его как пережиток империализма. Впрочем, уже в 1930-х годах железнодорожникам вернули профессиональный день. Но теперь его отмечали 30 июля. В этот день сам Сталин встретился с делегацией работников железной дороги и поблагодарил их за героический труд. И только в 1940-х годах торжество официально закрепили за первым воскресеньем августа. Правда, Днем железнодорожника его стали называть почти 40 лет спустя.
Сегодня праздник отмечают все, кто связан с железной дорогой, включая сотрудников трамвайных депо и метрополитена. Поддерживают будущих коллег и студенты профильных вузов и колледжей. Как правило, в День железнодорожника в учебных заведениях проходят веселые праздники со спортивными состязаниями, среди которых метание шпал, толкание вагонов и перетягивание рельса.
Лучшие в мире
Сегодня Россия по праву гордится своей железнодорожной сетью. В мировом рейтинге по протяженности путей — а это ни много ни мало около 90 тысяч километров — наша страна занимает почетное третье место, уступая лишь Китаю и США. Одна из главных «веток» — Московская железная дорога. Протяженностью 13 тысяч километров она обслуживает Москву, Подмосковье, Калужскую, Тульскую, Орловскую, Курскую, Рязанскую, Смоленскую, Брянскую и частично Владимирскую области.
Московская железная дорога считается самой разветвленной. Только в столичном регионе сходятся 11 радиальных направлений. В сутки Московская железная дорога отправляет около 300 пассажирских, 850 грузовых и 3000 пригородных поездов. Помимо обычных составов это и современные «Ласточки», комфортабельные «Стрижи», стремительные аэроэкспрессы и даже рельсовые автобусы. Важно, что интервалы движения между пригородными поездами в часы пик не превышают пяти минут. Как заверяет компания-перевозчик, такой частоты движения «нет ни на одной железной дороге мира!». И это далеко не предел.
Метро и МЦК
Власти столицы большое внимание уделяют развитию транспортной системы города. И это не только строительство новых дорог, но и создание комфортной и удобной сети пассажирских перевозок. И здесь одним из самых непростых, ожидаемых и масштабных проектов стал запуск Московского центрального кольца (МЦК). После реконструкции старого участка Московской железной дороги в городе появилась 14-я линия столичного метро. Правда, в отличие от всех остальных, эта ветка полностью наземная, но на скорости движения поездов это никак не отразилось. Более того, многие отдаленные районы города стали гораздо доступней. Там, где раньше нужно было ехать до метро на автобусе, теперь можно дойти пешком до станции МЦК. Сократилось и время, которое пассажиры тратили на дорогу. Так, от Москвы-Сити до Войковской теперь можно доехать всего за 14 минут. На метро этот же путь с двумя пересадками займет больше получаса.
— Московский метрополитен ежегодно перевозит более 2,4 миллиарда пассажиров, — рассказал первый замначальника метро по стратегическому развитию и клиентской работе Роман Латыпов. — С начала года у нас уже появились восемь новых станций, новые удобные пересадки на МЦК, которые значительно повысили транспортную доступность жилых районов Москвы и повлияли на рост пассажиропотока.
По его словам, за первые шесть месяцев 2018 года поезда метро перевезли более 1 миллиарда 201 миллиона человек. Еще свыше 60 миллионов человек воспользовались МЦК. В целом, по сравнению с первым полугодием прошлого года, пассажиропоток на наземном кольце вырос на 21 процент. Москвичи выбирают МЦК, потому что это быстро и удобно. По линии курсируют современные «Ласточки», оборудованные системой климат-контроля, розетками для зарядки телефонов и бесплатной беспроводной сетью Wi-Fi.
С МЦК можно пересесть не только на другие станции метро, но и на пригородные электрички, что позволило существенно разгрузить как подземку, так и центральные вокзалы Москвы. Кстати, некоторые переходы сделаны по принципу «сухие ноги», то есть пассажирам, чтобы перейти с одной станции на другую, даже на улицу не надо выходить.
Бесплатный проезд
Развивается в Москве и пригородное сообщение. Электрички, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, должны стать такими же комфортными, как и «Ласточки» на МЦК. Между тем, с 1 августа на пригородных электричках действует бесплатный проезд для пенсионеров и жителей столицы некоторых льготных категорий.
— Они могут бесплатно ездить в электричках не только в Москве и области, но и в других регионах, имеющих беспересадочное сообщение со столицей, — написал в своем микроблоке в Твиттере Сергей Собянин. — Это Рязань, Владимир, Тула и многие другие города.
Чтобы ввести новую льготу, Российским железным дорогам и пригородным железнодорожным компаниям пришлось в кратчайшие сроки провести огромные технические работы. Сейчас оформить бесплатный проездной билет можно в кассах вокзалов. Для этого нужно показать социальную карту москвича. Позже льготные билеты будут выдавать и автоматы.
Московские диаметры
Еще один совместный проект московского правительства и Российских железных дорог — создание Московских центральных диаметров (МЦД). Они свяжут столицу с областью, при этом время в пути сократится в полтора-два раза. Через весь город можно будет проехать в среднем за 45 минут.
Всего в Москве можно создать 17 диаметров. Реализация проекта начнется со строительства двух МЦД.
— Общая протяженность двух диаметров составит 132 километра, — уточнил глава столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. — По прогнозам ими будут пользоваться около 90 миллионов пассажиров в год, то есть у нас появятся почти 900 тысяч дополнительных пассажирских мест в сутки.
По подсчетам аналитиков, запуск московских диаметров поможет разгрузить дороги и метро города на 10–12 процентов. Планируется, что поезда по первому диаметру поедут уже в следующем году. Ожидается, что сервис на МЦД будет таким же, как в метро и на МЦК. По линиям будут курсировать современные поезда. Максимальный интервал движения в часы пик составит не больше шести минут. Кроме того, на МЦД сделают удобные пересадки на другие виды общественного транспорта Москвы.
— По сути дела, железная дорога по своим качества, комфорту, четкости и графику движения ничем не будет отличаться от метрополитена, — подчеркнул Сергей Собянин.