Требуется помощь восточной красавице
Сюжет:
Специальный репортажНаверное, нет ни одного ребенка во всем мире, который бы остался равнодушным, увидев впервые в жизни театральное представление, где все персонажи «ожившие» куклы. Полвека назад, когда не было интернета, а единственный мультик детям показывали по телевизору один раз в день в программе «Спокойной ночи, малыши!», да и то не всегда, поход с родителями в кукольный театр был целым событием, запоминающимся на всю жизнь.
Не чудо ли воочию увидеть на сцене оживших сказочных персонажей, которых до этого видел только на картинках детских книжек!
Но как рождается эта живая сказка? Кто и как вдыхает, подобно Творцу, жизнь в неживое, выясняли корреспонденты «Вечерки», сами став на время подмастерьями известных кукольников.
Естественно, с Сергеем Шахиджаняном мы отправились в Центральный театр кукол им. С.В. Образцова. Тем более что Сергей был знаком с самим Образцовым и часто бывал в этом театре. Так что пройти в святая святых, то, что скрыто от обычного зрителя, было для нас несложно.
Когда шел пешком от станции метро «Цветной бульвар» до театра с волшебными часами на фасаде здания вспомнил все спектакли, на которых мне довелось побыть. Первый раз в детстве с бабушкой смотрели сказку «По щучьему велению». Потом уже после службы в армии: «Дон Жуан», «Божественная комедия» и «Ноев ковчег». Сколько лет прошло, а помню, все как будто было вчера. Поэтому, когда мы заходили через служебный вход в театр, разволновался, как мальчишка.
И вот мы в первой мастерской. Знакомлюсь с дежурным художником театра Ольгой Семеновой.
— Я что-то вроде кукольного врача-реаниматолога, — улыбается Ольга, показывая свое небольшое хозяйство, — «лечу» кукол, которым нужна срочная «медицинская помощь» перед выступлением.
Сразу обратил внимание, что Ольга сказала «не ремонтирую сломанных кукол», а именно лечу, как врач скорой помощи.
— В основном чаще всего рвутся лески и сыромятные соединения на коленных и локтевых суставах, ведь именно на них приходится основная нагрузка при управлении куклой на сцене. Бывают и механические повреждения лиц и кистей рук у кукол при транспортировке, когда театр выезжает на продолжительные гастроли по стране и за рубеж. Через час спектакль «Необыкновенный концерт», а у одного артиста из хора «Все принимайте витамин» не хватает одного уха. А найти, чтобы приклеить на место не могут. Где-то по дороге потеряли. Вырезала недостающее ухо из пробки от шампанского. Покрасила. Приклеила. Стало как новое. Вот такая работа.
— А этой восточной красавице какая помощь нужна? — спрашиваю Ольгу, разглядывая красивую куклу в восточном одеянии.
— Вот видите у нее на щечке большая вмятина и краска потрескалась. Да и брови с глазами подвести свежим гримом не помешает — красавица все же.
Ольга замазала вмятину на щеке специальной пастой, а я наложил кисточкой румяна. Потом подвел брови и глаза.
Затем под руководством мастера Семеновой починил коленный сустав у Пиноккио. Немудрено, за десять лет выступления вконец износился и порвался. Это было совсем не сложно вырезать из кожи полоску и привинтить на коленную чашечку деревянного мальчишки из сказки Карло Коллоди.
А вот в большой мастерской, где изготавливали кукол для нового спектакля «Золушка», премьера которого состоится в декабре, работы было побольше.
Сначала художник по изготовлению игровых кукол Фаина Хлебникова доверила мне полировать наждачной бумагой большую тыкву, склеенную из множества кусочков пенопласта. Эта будет та самая тыква, которую добрая фея превращает в карету, на которой Золушке предстоит ехать на бал к королю. Работа была не сложная, но очень кропотливая. Главное, чтобы тыква после покраски выглядела как настоящая, будто только что с грядки.
— Ну, раз взялся за тыкву, следующее задание поработать с кучером кареты, — улыбается художник Елена Лисянская.
Здесь пришлось орудовать ниткой с иголкой. Обшить металлический каркас кучера специальной материей. Сделать ему как бы тело, на которое потом будет надет яркий камзол кучера. Мой персонаж по сравнению с Золушкой очень маленький, всего не более 30 сантиметров. Это и понятно, ведь на сцене он вместе с каретой будет находиться, как бы чуть вдали от основного действия, а значит, должны быть сохранены законы перспективы.
По свидетельству Елены Лисянской, даже на такого маленького сказочного героя, который на сцене появляется всего на пару минут, уходит от четырех до пяти дней. Теперь можете себе представить, сколько труда и времени нужно целому коллективу мастеров-художников, чтобы изготовить всех действующих персонажей для нового спектакля «Золушка». Всего же в музее одного из самых больших в мире кукольных театров и в его запасниках хранится более шести тысяч различных кукол, изготовленные не только отечественными мастерами, но и переданные в дар от зарубежных коллег в знак уважения.
— Обязательно приходите на премьеру «Золушки», — приглашает нас директор Центрального театра кукол им. С.В. Образцова Ирина Корчевникова. Ирина в театре сравнительно недавно, но с ее приходом резко активизировалась гастрольная деятельность театра и постоянно возникают перемены.
— Кукольный театр — он драматический! — уверена Ирина Корчевникова. Поэтому она большое внимание придает не только куклам, но и фойе — оно в этом году оформлено по-новому, меняется и экспозиция крупнейшего в стране музея кукол.
Обязательно придем, ведь в новом спектакле есть и наша миллионная капелька труда.