Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Полковник Виталий Кийко: Пошел в ОМОН, потому что не хотел сидеть на совещаниях

Общество
Полковник Виталий Кийко: Пошел в ОМОН, потому что не хотел сидеть на совещаниях
Бойцы группы мобильного задержания ОМОНа Росгвардии выдвигаются навстречу «преступникам» на репетиции шоу, посвященного 30-летнему юбилею отряда / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
3 октября отмечается годовщина ОМОНа. Накануне праздника корреспондент «ВМ» побеседовал с ветераном этого подразделения полковником милиции в отставке Виталием Кийко.

- Виталий Борисович, расскажите, как вы попали в это легендарное подразделение, и не жалеете ли об этом?

- Разве можно жалеть о том, чего сам хотел? Но на самом деле московский ОМОН на год старше российского. Его создали в октябре 1987 года для проверки: будет ли эффективным этот опыт. Как раз в конце 1980-х начинался разгул преступности, усилилась политическая активность в столице, поэтому работа отрядов милиции особого назначения была эффективной. В ЦК КПСС (Центральном Комитете Коммунистической партии Советского Союза. – Прим. "ВМ") опыт признали успешным, и ровно через год, в октябре 1988-го, решили создавать аналогичные отряды во всех областных городах. А я пришел служить в ОМОН в ноябре 1987-го. До этого был начальником подразделения по делам несовершеннолетних, заместителем начальника уголовного розыска, возглавлял ОВИР (Отдел виз и регистрации. - Прим. "ВМ"). Собирались тогда назначить меня начальником отделения милиции № 50, чего мне очень не хотелось. Руководитель милицейского подразделения такого уровня – это работа не для меня: пришлось бы много времени проводить на совещаниях. А мне по душе живая работа. Поэтому пришлось применить «административный» ресурс. Так и попал служить в ОМОН. Был назначен начальником отделения контрпропаганды: кроме института, я окончил высшие партийные курсы, поэтому мог аргументированно говорить со всеми категориями людей. Знания очень помогали в работе, особенно в общении с оппозиционерами, которые выходили на митинги в конце 1980-х и в начале 1990-х.

- Как я понял, у вас уже был богатый опыт милицейской работы. Помог ли он в работе в ОМОНе?

- Конечно же! Я в милиции с 1973 года после службы в ВДВ и прошел все ступени от простого сотрудника до руководителя подразделений. Как я уже сказал: шесть лет был начальником ОВИР и имею представление о паспортах различных стран. Когда в 1995 году попал в командировку в Чечню, то среди убитых однажды обнаружил палестинского араба - у него при себе были документы. Поэтому тогда было ясно, что на стороне бандитов служили наемники из многих стран.

- Чем вам еще запомнилась первая чеченская кампания? Были ли особенности общения с местным населением?

- Московский ОМОН был одним из первых подразделений, чьи сотрудники ездили в командировки в «горячие точки». Тогда, в 1995 году, из столичного ОМОНа в командировку отправились 250 человек, я был замполитом. А по возвращении каждый письменно докладывал о своих соображениях о службе там, чтобы последующим милиционерам было проще  освоиться на месте. Например, по моему наблюдению точно было ясно, что в сторону мечети ни один мусульманин стрелять не будет, поэтому федеральные части лучше располагать там. Или что с пожилыми чеченцами нужно общаться уважительно. Отдельный разговор – женщины. Если ты начинаешь с ней говорить, а она не отвечает – лучше замолчать.

При этом впечатления о первой командировке – не очень приятные: была большая несогласованность среди разных подразделений: армией, ФСБ и МВД. Сотрудники каждого ведомства варились в своем котле. Но даже при этом мы не ударили  лицом в грязь, а сумели противостоять преступности. Вспоминается одна наша «вылазка», когда мы отправились в разведку и сумели обнаружить три самолета, на которых были подвешены бомбы и гранаты, также два БТР и военные машины. Самолеты пришлось поставить отдельно и взрывать. От того количества боеприпасов, которое было прикреплено к ним, образовалась воронка глубиной в шесть метров. За это обезвреживание меня с коллегами  наградили орденом Мужества. Всего же у меня было три командировки по 50 суток и одна – 20, за которые был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» и медалью «За отвагу».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.