Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Ростокинский акведук прошел испытание временем

Общество
Стало. Сейчас Ростокинский акведук превращен в пешеходный мост и открывается для посетителей в выходные и праздники
Стало. Сейчас Ростокинский акведук превращен в пешеходный мост и открывается для посетителей в выходные и праздники / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
9 ноября 1804 года завершился масштабный долгострой, один из первых в истории государства Российского, — был открыт Мытищинский водопровод. «ВМ» вместе с историком Александром Васькиным вспоминает его историю и рассказывает, почему единственный сохранившийся его элемент — Ростокинский акведук — называли в свое время «Миллионным мостом».

Погружаясь в глубину веков, можно увидеть прообразы современного московского водопровода. Несложно догадаться, что в те давние времена по современным меркам примитивные коммуникации всегда вели к Кремлю. Первые упоминания о водопроводе датируются XIV веком. Первый же самотечный водопровод соорудили по велению Ивана III. Начинался он от родника в основании Арсенальной башни.

Миллионный мост

Полноценный, хоть и конструктивно далеко не идеальный, московский водопровод появился при Екатерине II.

— 28 июля 1779 года императрица поручила «генерал-поручику Бауэру про известь в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы», — привел цитату Александр Васькин.

Итогом «водяных работ» стал «Мытищинский самотечный водопровод», по которому вода должна была поступать от ключей в Больших Мытищах, ибо вода из этих источников славилась чистотой и превосходным вкусом. Сегодня о первой и не самой удачной попытке создать настоящую систему водоснабжения напоминает лишь Ростокинский акведук — старейший мост Москвы, превратившийся даже не в пешеходный мост, а в музейный экспонат.

Мытищинский водопровод вобрал в себя все строительные недостатки: возводили его очень долго, стоил он крайне дорого, фактическая производительность не соответствовала планируемой, а вода, доходившая до Трубной площади, оказалась не такой уж и чистой.

— Строили водопровод четверть века — и с перерывами. Дольше по времени возводили только храм Христа Спасителя. Поначалу императрица отпустила из казны 1,1 миллиона рублей, что уже само по себе было огромной суммой, — продолжил рассказ Александр Васькин.

В итоге Ростокинский акведук окрестили «Миллионным мостом», поскольку расходы на его строительство превысили полтора миллиона рублей. Вода в Москву приходила грязной, поскольку смешивалась с грунтовыми водами из-за частичного обрушения подземных галерей. Многие москвичи даже при наличии условно действующего водопровода продолжали набирать воду из прудов и рек.

Тем не менее нужно отдать должное строителям — акведук оказался настолько прочным и надежным, что прослужил московскому водоснабжению до 1962 года.

Было. 1975 год. По акведуку вместо водопровода проложена теплотрасса. Фото сделано Георгием Розовым, который до сих пор публикует свои работы в «ВМ» Было. 1975 год. По акведуку вместо водопровода проложена теплотрасса. Фото сделано Георгием Розовым, который до сих пор публикует свои работы в «ВМ»

Испытание временем

Во второй половине прошлого века акведук все еще был действующим инженерным сооружением — по нему шла теплотрасса. В девяностые годы, несмотря на общую прочность конструкций, сильно обветшала деревянная крыша (та самая, которую соорудили еще на рубеже XVIII–XIX веков), краска пооблетела. Да и хозяйствующий субъект установить было трудно— акведук потерял хозяина и практически не обслуживался вплоть до реконструкции 2007 года, после чего он перешел в ведение ГБУ «Гормост». — Сейчас акведук — это, по большому счету, арт-объект,— рассказывает инженер участка «Гормост Юг» Антон Лошкевич, который вызвался показать нам, как сегодня устроен некогда ключевой элемент городской системы водоснабжения. — Он используется как пешеходный мост.

«Наскальное» творчество можно найти и под крышей самого акведука: возле одной из лавочек на его выбеленном борту красуется надпись: Per aspera ad astra (Через тернии к звездам). Рядом какой-то философствующий подросток написал: «Моложе, чем сегодня, ты уже не будешь». Видимо, открывающаяся с моста панорама парка располагает к размышлениям о бренности бытия. А подросток, потому что в будни проход на мост закрыт, рядом с воротами — будка охраны, и лезть на акведук по решеткам, которые раньше еще и мазали солидолом, отваживается в основном молодежь. Потому работникам, обслуживающим сооружение, приходится регулярно закрашивать следы их пребывания.

Там, где идет Антон Лошкевич, раньше текла вода. Теперь о ней сохранилось лишь символическое напоминание — поток воды (на самом деле антифриза — чтобы не замерзал) течет вдоль всего сооружения под ногами пешеходов, увидеть его можно через подсвеченные «иллюминаторы» в полу.

— Несмотря на возраст, мост абсолютно безопасен, — заверил Лошкевич. — У него многоарочная конструкция, много точек опоры. Да и строили тогда хорошо, Кремль вон уж сколько веков стоит.

Из пяти акведуков Мытищинского водопровода сегодня сохранился только один. Вокруг него разбит парк «Акведук», где регулярно проходят народные гулянья. Удивительно, но многие москвичи до сих пор не знают, что по акведуку можно прогуляться, а немалая часть тех, кто по нему ходит, не подозревает, какая дорогая реликвия у них под ногами.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.