Москвич Марк Родионов взялся повторить успех американского дизайнера
И выпустил футболки с названиями спальных районов Москвы. И — о, чудо! — они разлетелись как горячие пирожки: футболки с надписями «Чертаново», «Текстильщики» или «Бирюлево» популярны едва ли не больше, чем точно такие же растиражированные «Я люб лю НьюЙорк». Корреспондент «Вечерки» выяснила, откуда у дизайнера проснулись теплые чувства к спальным районам.
Пять с половиной лет назад Марк приехал в Москву из Омска. На своей основной работе Марк занимается разработкой дизайна навигации в городе и в метро. Поэтому знает столицу получше многих коренных москвичей.
Три имени
Футболки Марка украшают названия только трех районов столицы: Бирюлево, Чертаново, Текстильщики.
— А как же остальные?
— Остальные не очень звучные. А об этих слышали далеко за пределами Москвы. Собственно к идее перенести названия столичных районов на одежду меня подтолкнуло наблюдение: вокруг все ходят в тривиальных «Бруклинах», «Нью-Йорках» и «ЛосАнджелесах» (имеется в виду одежда с названиями этих городов. — «ВМ»). И я подумал, что в Москве тоже есть знаковые районы, которые на слуху.
— Вы бывали в этих районах?
— Да. Я пытался выяснить, почему «Текстильщики» получили свое название. До революции там была текстильная фабрика, а по соседству находился жилой район. А район «Чертаново» раньше был деревней, и там протекала река Чертановка.
— Какие ассоциации вызывают у вас эти районы?
Они все разные. Поэтому какого-то единого образа не возникает. На самом деле идея моего проекта заключается в том, что новые поколения москвичей, которые выросли в этих районах, не ассоциируют их с чем-то плохим. Для них это просто место, где они выросли. Это во времена перестройки, когда страна на глазах разваливалась, были сложные времена, все вокруг было серым и некомфортным, тогда в сознании людей закрепились эти районы как что-то серое и плохое.
— А сейчас такого нет?
— У нас нет супер-плохих районов, где явный разгул преступности. Проблемы есть, но в целом эти районы мало чем отличаются друг от друга.
Родное место
— Ваши футболки — это призыв полюбить место, в котором живешь?
— Я думал, что это будет как с футболками Brooklyn, где никто не был, а все носят.
— Это сработало?
— Нет.
— Так кому интересно ходить по городу с надписью на груди «Чертаново»?
— Оказалось, что всем подряд. Изначально я рассчитывал, что покупать будут какие-то модные молодые ребята. Они, конечно, покупают, но не имеют никакого отношения к этим районам. Как говорится, по приколу. А еще огромное количество людей, которые покупают их потому, что они там выросли, жили, ходили в школу и так далее... В общем, это некоторая ностальгия для людей по родному месту.
— Как думаете, почему майки с «Бруклином», «НьюЙорком» и «Парижем» носит весь мир?
— Потому что каждый их них стал, наверное, для многих чем-то недостижимым. Эти места связаны с историей массовой мировой культуры, моды и искусства.
Модный показ
— Сами-то носите свои футболки?
— Конечно.
— Как люди реагируют?
— Друзья, коллеги, знакомые, когда впервые увидели, сказали: «Ничего себе, прикольно!». И даже несколько человек купили. А вот на улице первое время я переживал и, честно, ждал негативной реакции. Но не было даже намека на это. И прелесть того, что не было негатива, говорит о том, что я могу не переживать за своих клиентов, которые появляются в них на улице. А вот заинтересованных взглядов было достаточно. Мне даже прислали фото, где человек в моей футболке идет по Бруклину. А другая футболка «побывала» на Неделе высокой моды в Милане. Мне очень приятно.
— Это успех?
— Это классно. Успех будет, когда из Нью-Йорка у меня будут их заказывать. Но это так, мечты. А реальная цель, чтобы москвичи покупали футболки с названиями своих районов. Сейчас создание футболок — это все на уровне хобби, я занимаюсь этим по вечерам. Но когда-то для меня было задачей максимум в принципе запустить этот проект. Если все нормально сложится, то из этого вырастет полноценный бренд.
— Коллеги-дизайнеры не завидуют?
— Наоборот, поддерживают, говорят, «вперед».
Все разные
— У вас сложился единый образ спальных районов?
— Нет, они все же разные. Текстильщики, например, очень спокойный, тихий и зеленый район. Хоть это и «спальники», они все отличаются архитектурой. Чертаново — сплошные многоэтажки, при этом там есть совершенно потрясающий микрорайон Северное Чертаново. По одной из легенд, его строили как Олимпийскую деревню, по другой — как район будущего. И примечательно, что изначально были спроектированы общественные пространства, закрытые дворы. То есть сейчас это можно встретить в новых жилых кварталах города. Там, в Северном Чертанове, довольно уютно, несмотря на панельные серые дома.
— Самый красивый район Москвы на ваш взгляд?
— Недавно открыл для себя на Соколе район Песчаных улиц. Сталинские дома, все такое аккуратное, очень уютно и приятно находиться.
Вопрос «когда»
— Вы решили остановиться только на трех районах?
—Сейчас планирую расширить линейку. Понял, что у очень многих людей появился интерес к проекту, и люди пишут и спрашивают, когда, наконец, я выпущу футболку с их районом. Никакого рейтинга популярности при этом нет. Жители всех районов рано или поздно выходят на меня и задают единственный вопрос «когда?»
— Планируете выпускать еще что-то?
— Пока что надо развивать историю с другими районами. Требуется время на разработку шрифтов, на продвижение...А там, возможно, появятся и другие вещи, брелоки, другая одежда, кружки. Но это в перспективе.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Васькин, москвовед:
— Нынешний район Чертаново — это бывшая деревня, там протекает река Чертановка. Вряд ли название связано со словом «черт». Название реки в свою очередь имеет балтийское или финно-угорское происхождение. Текстильщики — промышленный район, когда-то был поселком, который вошел в черту Москвы относительно недавно. А точнее — в 1935 году. Тогда реализовывался сталинский план реконструкции Москвы. Название Бирюлево, по одной из версий, связано с игрой в бирюльки. По другой — с боярином Бирюлькиным. Но по велению Ивана Грозного он сменил свою фамилию на Бирюлев.
Наталья Варская, психолог:
— Поиск своей идентичности, поиск «своих» — вечная проблема каждого человека, который задается вопросом «кто я», «откуда я». Многие люди в этом нуждаются, исключение составляют абсолютно самодостаточные личности. И футболки с названиями районов — это способ объединения и идентификации своих. Это желание объединиться имеет древние корни: мы из одной пещеры, племени, деревни и так далее. Это работает и вдохновляет людей, придает им силы и энергии. Не то чтобы футболка заставляет полюбить район, она помогает осознать свою общность и принадлежность к чему-то одному. Такие футболки сродни амулету и оберегу, которые призваны защищать. Люди всегда нуждались в этих вещах и современный человек — не исключение.
СПРАВКА
Растиражированный по всему миру слоган I Love New York (с англ. — «Я люблю Нью-Йорк») разработан в 1970-х годах дизайнерами Милтоном Глейзером и Бобби Заремом. Слоган придумали для рекламной кампании по развитию туризма в Нью-Йорке. Логотип является зарегистрированной торговой маркой и используется на сувенирной продукции. Популярной пародией на символ является надпись «Я никогда не был в Нью-Йорке».