Власти намерены бороться с модой на опасные селфи
В Мосгордуме рассказали, что разработка проекта закона о «зацеперах» включает в себя поправку в КОАП о привлечении к ответственности за распространение в сети информации в виде опасных селфи.
Глава комиссии по безопасности в МГД Инна Святенко убеждена, что опасность того же «зацепинга» вырастает от размещения селфи. Сейчас за зацепинг наказывают как за «посадку или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах» штрафом в 100 рублей. Планируется, что на железнодорожном транспорте штраф будет составлять от 1000 до 2500 рублей, за повторное правонарушение — от 4000 до 5000 рублей или арест до 15 суток. Для наземного городского транспорта предлагается штраф от 2000 до 3000 рублей, при повторном правонарушении — от 3000 до 4000 рублей.
Если в Москве самый популярный способ сделать опасное селфи – «зацепиться» за общественный транспорт или устроить «стрит-серф» на «заряженной» машине, то в провинции наибольшую опасность представляют подростки-руферы. От них приходится охранять высотные здания, бизнес-центры, даже заводские трубы, на которые они забираются ради «красивого кадра». Дети и подростки регулярно падают с прогнивших пожарных лестниц или ржавых до дыр крыш с гнилыми стропилами.
Пока что МВД и территориальные органы полиции идут по пути предупреждения (и будут идти до принятия и вступления в силу соответствующего закона). То есть, показывают, где (или когда) нельзя делать селфи.
Итак, это: рельсы, дорога, столбы электропередач, крыши, антенны ТВ, движущиеся лодки, машины, другой транспорт, осыпающиеся склоны, лестницы, переезды, места обитания диких животных в природе, подоконники и окна, розетки и провода, бурные потоки и ледяные торосы.
Вероятно, этот перечень можно продолжить, но так как на каждом таком месте нельзя поставить полицейского с протоколом в руке, необходимо убедить граждан в опасности и распространить информацию. Особенно среди несовершеннолетних и детей.
- Селфи стало бичом и серьезной проблемой, потому что мы касаемся экстремальных видов спорта, - заявила Инна Святенко сегодня на совещании в МГД. - И многое делается ради кадра. Приведу пример: мы сейчас проработали федеральный законопроект по так называемым зацеперам. Они говорят, что они «делают это ради снимка». Мы сейчас разработали законодательную базу и с точки зрения размещения контента. Для того чтобы наказывать того, кто разместил информацию, которая может нанести вред здоровью и психическому здоровью несовершеннолетних.
Но вот проблема: эксперты и законодатели не могут с точностью определить критерии опасности. Грубо говоря: за что уже штрафовать, а за что еще нет.
- Эти селфи не только опасны для жизни, они вредят имиджу города, - считает экономист Алексей Коренев. - Понятно, о чем заботятся городские власти: им не нужно, чтобы Москва фигурировала в городских сводках как город, где в очередной раз кто-то сорвался с большой высоты. Поэтому стремление властей здесь очевидно – хотят, чтобы Москва была городом благополучным. Думаю, идея МГД будет хорошо поддержана, а до практической реализации дело не дойдет. Может, показательно устроят «порку» нескольких человек. Если же подводить под мелкое хулиганство – это будет сложно доказать.
Психологи, юристы, общественники – все задаются вопросами. Как установить критерии опасности? На высоте пять метров не опасно делать селфи, а на пятнадцати опасно? Опасность сама по себе – размытое явление.
- В законе должны быть прописаны четкие критерии, в каких случаях селфи является опасным, - полагает юрист Юрий Богомолов. - Если есть запреты на езду на крышах поездов, значит, селфи там представляет опасность для общественности. А вот селфи на проезжей части подает дурной пример другим и представляет опасность для того, кто его делает. То есть, негативный пример может быть критерием правонарушения. Общество состоит из разных слоев, в том числе, из тех, кто в силу возраста не осознает опасность некоторых действий. и именно они могут последовать дурному примеру.
В целом, все эксперты «ВМ» сходятся на том, что законопроект, касающийся столь широкой прослойки людей, нужно тщательно проработать юридически. Наиболее часто звучит сравнение с тем, как принимался в 2012-м году проект закона о реформе полиции: за год до принятия законопроект разместили в открытом доступе и обработали более 30 тысяч поступивших пожеланий.