Владимир Хотиненко: Надо создавать условия для молодых кинематографистов
— Владимир Иванович, вам не кажется символичным, что именно накануне новогодних каникул в общественной палате РФ активно обсуждают будущее нашего детско-юношеского кино?
— Я был на этом заседании. Говорил про то, что у нас каким-то странным образом последнее десятилетие тема детско-юношеского кино исчезла из кинопространства. А чтобы молодые кинематографисты «зашли в эту дверь», надо целенаправленно создавать благоприятные обстоятельства. Не секрет, что дети сейчас активно сидят в интернете, который заменил им кино, но при этом из их жизни исчез момент художественного исследования, исчезли краски. Для меня это тревожный симптом. Вот я сейчас своих студентов-кинематографистов в эту нишу переориентирую. Слава богу, в Минкульте начал проводиться отдельный питчинг для детского кино — это хорошо, но мало.
— А какие прежние фильмы вы могли бы показать, скажем, внукам?
— Ну, например, был фильм «Сережа» — дебют Георгия Данелии и Игоря Таланкина. Было «Чучело» Ролана Быкова, «Шла собака по роялю» Владимира Грамматикова, «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого. Было сильное и разнообразное кино, дающее исследование жизни. А сейчас оно пропало.
— А сами не хотели бы что-то снять для детей?
— Я бы сначала задал себе вопрос: а смогу ли? Это ведь очень сложное дело. Можно хорошо играть на скрипке, но гораздо хуже на баяне. Не знаю, как бы я поднял эту штангу. Но понимаю, что в любом случае тут нужна конфликтная история. Ведь можно на детскую тему и «Бесов» Достоевского переложить. Сложно, но можно.
— А вы, часом, не играли в студенческие годы на елках какую-нибудь сказочную нечисть? Лешего, например?
— Не довелось. В детстве на елках я обычно читал стихи и пел песню «Орленок, орленок» очень высоким и громким голосом: зал замирал! А потом в школе, когда состоял в военно-патриотическом обществе, мы делали спектакль «Тимур и его команда» по Гайдару, и вот там я играл Гейку.
— Владимир Иванович, как собираетесь Новый год отмечать?
— Мы с женой Танечкой едем к родителям на Пахру.
— Есть ли у вас в семье новогодние традиции?
— Есть. Когда мы с супругой справляем вдвоем, то обязательно танцуем. Хотя бы один танец. Под любимую музыку «Love me tender, love me true». Знаете?
— А как же! Это же Пресли! «Люби меня нежно, никогда не отпускай, ты сделала мою жизнь полнее». А свечи на праздник зажигаете?
— Ну а как же! Новый год нужен для того, чтобы почувствовать теплоту — человеческую, семейную, личную. Свечи создают романтическое настроение. Кроме того, у нас есть еще одна традиция, которую заложила Танечка, и мы ей следуем. Ежегодно на мой день рождения в январе уезжаем вдвоем в горы. В самые разные и красивые места. Там пространство замечательное — и для глаз, и для души. На лыжах не катаемся, а просто гуляем вдвоем.
— Рисовать в горах не пробовали?
— Я сначала оканчивал архитектурный институт, поэтому рисую довольно прилично и с удовольствием. Но не в горах. А во время работы над фильмом обычно зарисовываю эскизы к костюмам и декорациям.
— Расскажите о каком-нибудь ярком впечатлении этого года?
— Последнее очень яркое — от документального фильма «Мария до Каллас». Вот это голос — потрясающе! Он производит фантастическое впечатление. Я вообще очень люблю музыку, могу ее чувствовать, и мы с женой нередко ходим на хорошие концерты.
— А что читаете, кроме миллиона сценариев, которые вам присылают?
— Не поверите: у меня на столе лежат «Братья Карамазовы», я постоянно их открываю, и перечитываю.
— Что вы хотите пожелать москвичам в Новый год?
— Любви! Могу пожелать под Новый год каждому открыть «Послание к коринфянам» и почитать в нем слова про любовь. Почитать на Новый год и при свечах. Это будет красиво и символично.
СПРАВКА
Владимир Иванович Хотиненко (род. 20 января 1952 года, Славгород, Алтайский край) — народный артист России, кинорежиссер, педагог. Среди наиболее известных фильмов — «72 метра», «Поп», «Достоевский», «Гибель империи», «Бесы», «Наследники».
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Фильмы Хотиненко часто предвосхищали события в стране. Он снял картину «Рой» о распаде большой семьи — распался СССР. Снял «Макарова» — произошел путч. После выхода «Мусульманина» случилась война в Чечне. Режиссер говорит, что иногда ощущает себя «псом», способным почуять «запах времени».