Опыт есть: проректор РЭУ имени Плеханова — о бизнес-проекте вместо диплома
С 2019 года Минобрнауки планирует распространить практику защиты бизнес-проекта вместо обычной дипломной работы на все учебные учреждения страны. Выпускники нескольких российских вузов уже сейчас сдают собственный стартап для демонстрации квалификации. «ВМ» побеседовала с проректором по развитию РЭУ имени Г.В. Плеханова Дмитрием Штыхно, где уже долгое время будущие предприниматели имеют возможность предоставить комиссии бизнес-проект для аттестации.
- Дмитрий Александрович, как давно в университете применяют практику, схожую с тем, что хочет внедрить Минобрнауки? Как появилась идея о том, что это необходимо?
- Идея о том, что можно попробовать засчитывать студенческие стартапы вместо выпускных квалификационных и дипломных работ, была высказана на заседании президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию в мае 2017 года. Однако зачет стартапов за диплом – это не отдельная инициатива Министерства науки и высшего образования, а одно мероприятие из целого комплекса, набавленного на развитие предпринимательства в России. Практика, схожая с этой, применялась в нашем университете с самого его основания, когда в 1907 году коммерсанты и промышленники создали учебное заведение, целью которого как раз и было развитие коммерции и предпринимательства в России. Возобновлена эта практика была в 1990-е годы, когда начали появляться образовательные программы, направленные на подготовку предпринимателей. Наибольшего развития эта практика получила с открытием специализированного факультета бизнеса «Капитаны», учебные программы которого предусматривают создание студентами собственного бизнеса уже в процессе обучения.
- В чем специфика этих работ и чем они отличаются от обычных?
- Такие работы, как правило, выполняются в команде, на защите присутствуют действующие или потенциальные инвесторы и иногда бизнес-партнеры, да и сами преподаватели таких программ, входящие в состав комиссии, часто являются владельцами своего бизнеса.
- Может ли «бизнес-проект» полностью заменить и вытеснить дипломную работу, став обязательным условием аттестации?
- Полностью заменить как один из вариантов - может, то есть стартап может быть зачтен в качестве выпускной квалификационной работы, именно таким и было поручение Правительства. Но «вытеснить», то есть стать единственной формой, конечно же, не сможет по объективным причинам: далеко не все студенты по окончании обучения сразу становятся предпринимателями. Как правило: от 2 до 5 процентов в течение года после выпуска.
- В бизнес-проекте совсем нет теоретической части?
- Теоретическая часть по-любому присутствует в работе, поскольку в некотором смысле планы работы предприятия (маркетинговый, финансовый, производственный и т.п.) содержат определенные предпосылки, предположения, и составить их без обоснования подходов к разработке и планированию не получится. Другое дело, что у таких работ пропорции между теоретической и практической частями могут быть иные, но это уже дело каждого вуза решать, как составлять методические указания по дипломному проектированию в форме стартапа.
- Как вы думаете, имеют ли те студенты, которые защитили такую работу преимущество при поиске работы?
- Не думаю, что такие студенты имеют существенное преимущество, поскольку далеко не всем работодателям нужны предпринимательские навыки сотрудников. Есть специфические направления – технологическое предпринимательство, прежде всего в IT-сфере, конверсия ОПК, социальное предпринимательство, в которых такие навыки востребованы. Но большинству работодателей все-таки нужны рабочие руки и головы, а не те, кто способен самостоятельно развивать бизнес. Такие люди, как правило, все-таки идут в предпринимательство, пусть и не собственником бизнеса, но одним из партнеров.
- Способен ли студент сделать такую дипломную работу самостоятельно или это исключительно деятельность, рассчитанная на команду? Меняется ли роль научного руководителя в таком случае?
- Скорее всего, это командная работа, как и в реальной жизни, но вполне возможно, что именно один студент из потока занимается конкретным бизнесом, а его партнеры не являются студентами этого же вуза. В таком случае на защиту студент выходит все-таки один, хотя и представляет результат труда команды. Ему предстоит четко объяснить, в чем заключается его роль в этом проекте.
- Есть ли в других странах подобный опыт?
- Конечно, такой опыт есть в других странах, где развитию предпринимательства уделяется очень большое внимание. Такое примеры есть и в США, и в Великобритании, и в Германии. Вообще сама идея «предпринимательского университета» в значительной степени основана на том, что университет инкубирует собственные бизнесы своих студентов и сотрудников. Это очень популярно на программах MBA, куда поступает много предпринимателей, и именно на основе своего бизнеса они разрабатывают конкретный проект по его развитию. В России в некоторых вузах также применяется такой подход, поскольку формального запрета на такую форму диплома нет, но и типовых методических рекомендаций тоже пока нет, каждый вуз самостоятельно их разрабатывает. В нашем университете по некоторым направлениям тоже принимают стартап в качестве дипломной работы. В числе успешных проектов наших выпускников — детский университет робототехники, оптовый магазин овощей и фруктов, детский фэнтези-лагерь и антикафе.