Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Под прицелом: история главного советского фоторужья

Общество
Под прицелом: история главного советского фоторужья
Владмир Рунге с одной из последних моделей «Фотоснайпера» в руках. Фото 2019 года / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»
Самое массовое фоторужье выпускали в СССР на Красногорском механическом заводе. Удивительно, но этот специфический и неудобный фотоаппарат пользовался спросом.

В мультфильме «Каникулы в Простоквашино» пес Шарик становится настоящим фотоохотником — ему дарят фоторужье! Первое фоторужье создал француз Этьен-Жюль Марей — громоздкое сооружение с прикладом от винтовки и обычным объективом, заключенным в псевдоствол, но с прицелом. Съемка велась на круглый металлический диск, в который заранее устанавливали 16 светочувствительных пластинок. Благодаря особой конструкции затвора фоторужья Марей сумел получить небывалую для 1882 года скорость съемки — 14 кадров в секунду! Камера позволяла делать не очень резкие фотографии без полутонов. Зато он мог менять загодя снаряженные диски на свету! В Первую мировую войну идея фоторужья очень понравилась авиаторам, однако они думали не об искусстве, а об экономии боеприпасов и удобстве обучения стрелков.

Авиационная камера Mark III Hythe была изготовлена компанией ThorntonPickard примерно в 1915 году. Это была точная копия американского пулемета Льюиса, которую британцы использовали на своих самолетах: пилоты проходили полную процедуру загрузки, взведения, прицеливания и стрельбы — каждое движение записывалось на пленку.

В камеру помещалась фотопленка на 12 кадров, а успех стрелка оценивался после проявки — в кадровом окошке и в видоискателе была мишень, которая отпечатывалась на всех фотографиях.

Если пилот смог снять центр мишени на хвосте или корпусе самолета, считалось, что и из пулемета он попадет.

В СССР первое фоторужье было спроектировано после войны с Финляндией, в начале 1940-х годов. Фотокамеру ФЭД с мощным телеобъективом, присоединенным через зеркальную приставку, устанавливали на обычный винтовочный приклад.

Всего, как считает историк советской фотографии Сергей Абрамов, было выпущено несколько сотен таких фотокамер — с объективами 1500 и 300 мм. Снимать движущиеся объекты ими было трудно: если объект двигался влево, то в зеркальном видоискателе он перемещался вправо, и «поймать» его было почти невозможно.

В 1965 году в рамках выполнения решений партии и правительства Красногорский механический завод (КМЗ) выпустил первую партию фоторужей ФС с торговым названием «Фотоснайпер» — всего-то 15 штук.

Ветеран КМЗ, художник-конструктор Владимиром Рунге, проработавший на заводе более 30 лет, с удовольствием рассказал «Вечерке»:

— Перед дизайнерами стояла задача спроектировать технику для съемки удаленных объектов, в том числе на оживленных улицах, спортивных соревнованиях. Главным конструктором «Фотоснайпера» был Сергей Малинский, человек военный. И занявшись проектированием гражданской фототехники, делал так, как привык — ничего лишнего, главное, чтобы работало. В результате «Фотоснайпер» получился неудобным.

Под прицелом: история главного советского фоторужья Кадр из мультфильма «Каникулы в Простоквашино», 1980 год / Фото: Предоставлено пресс-службой «Союзмультфильм»

Ольга Дружинина в книге «Владимир Рунге: от «Горизонта» до «Зенита» приводит цитату из американской рекламы «Фотоснайпера»: «Если вы, уважаемые фотолюбители, желаете получить снимок какого-нибудь политического деятеля не с белозубой улыбкой, а в проявлении искренних чувств, купите советский «Фотоснайпер». Как только вы его наведете на этого политика или бизнесмена, то вся гамма человеческих чувств будет отображена на его лице. Потому что он может подумать, что это очередное покушение на его жизнь».

Рунге признает, что, кроме угрожающего «военного» вида, фоторужье было крайне неудобно в использовании. Слова «эргономика» военные не признавали.

Камера поставлялась в ужасающем стальном коробе — он годился разве что для хранения на военном складе, носить его на спине не было возможности. А уж расцветка объектива в цвет хаки... все это никуда не годилось.

В итоге дизайнеры уговорили конструкторов изменить цвет объектива, но принципиальных изменений внести все равно не удалось — переналаживать производственные линии не стали. Несколько видоизмененный «Фотоснайпер» просуществовал в разных модификациях до середины 1990-х годов.

— Однако и такой «Фотоснайпер» был популярен у любителей природы и охотников. Даже не отпугивала цена — более 200 рублей! — вспоминает коллекционер фотокамер Яков Титов. — И не случайно с ним занимается фотографией Шарик из Простоквашино, правда, у него приклад деревянный.

— «Фотоснайпер» часто дарили важным людям, — делится воспоминаниями Рунге, — дарили и министру обороны СССР Устинову, и даже у Леонида Ильича был свой «Фотоснайпер». Для «особых клиентов» стальной серийный упор заменяли на резной приклад из дорогих пород дерева — их заказывали в Туле. Такие комплекты и сейчас попадаются на аукционах — они в очень хорошем состоянии, потому что ими никогда не снимали.

Сегодня, если установить объектив «Фотоснайпера» на цифровую камеру, изображение он выдаст приемлемое.

— КМЗ тогда занимался заказами для армии. А сырье и станки были одни и те же — что для гражданских нужд, что для военных. Потому советская фототехника и ценилась — из-за высокого качества стекла, — объясняет Рунге. Однако удобство пользования механизмом наводки на резкость — никакое. Навести объектив «Фотоснайпера» на движущуюся птичку почти невозможно. Диафрагма срабатывает с лязгом затвора автомата Калашникова, а плечевой упор неудобный.

Стальной кофр весит почти столько же, сколько и сама камера с объективом. К стальной крышке на зажимах вложены две отвертки, все четыре светофильтра (их использовали для повышения или понижения контраста для черно-белой пленки), обычный объектив 50 мм и…целые две кассеты с пленкой! Советский фотолюбитель, по замыслу конструкторов, должен был экономить! Зато и камера, и пистолетная рукоятка надежно привинчиваются к металлическому кофру стальными винтами — положив кофр на колени, можно смело переносить любую тряску в любом вездеходе — все, кроме наплечного ремня из натуральной кожи, крепко закреплено внутри.

Подкасты