Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Модернизация предприятий уменьшает вредные выбросы

Общество
ТЭЦ-22 — единственная электростанция Мосэнерго, в работе которой до сих пор используется уголь. Сейчас ее модернизируют. Полный перевод станции на природный газ позволит снизить вредные выбросы в атмосферу
ТЭЦ-22 — единственная электростанция Мосэнерго, в работе которой до сих пор используется уголь. Сейчас ее модернизируют. Полный перевод станции на природный газ позволит снизить вредные выбросы в атмосферу / Фото: Пресс-служба Мосэнерго
Около 10 процентов общего объема загрязняющих веществ поступают в атмосферу от предприятий города. Сократить вредные выбросы помогает их модернизация.

Свет и тепло — блага цивилизации, без которых представить свою жизнь, особенно в мегаполисе, довольно сложно. За базовый комфорт в домах и офисных зданиях столицы отвечают московские энергетические компании.

Работая круглые сутки, они экономно расходуют топливо, что позволяет уменьшить объем вредных выбросов. Но так было не всегда. Это результат планомерной реконструкции объектов энергетики. Сегодня практически все они используют экологичный природный газ. А там, где все еще применяется уголь, сейчас идет модернизация мощностей. Наглядный пример — ТЭЦ-22, единственная электростанция Мосэнерго, где наряду с природным газом сжигают уголь.

— Его доля в топливном балансе станции составляет менее 15 процентов, — уточнил начальник службы экологии Мосэнерго Петр Бублей. — Однако именно из-за него на эту станцию приходится более 40 процентов в общем объеме выбросов компании.

— В настоящее время мы реализуем проект по переводу ТЭЦ-22 в газомазутный режим, с полным отказом от сжигании угля, — рассказал Бублей. — Это позволит существенно снизить антропогенную нагрузку на Юго-Восточный округ Москвы. Так, выбросы оксидов азота сократятся в три раза, диоксида серы — почти в 100 раз, а также полностью исчезнут выбросы летучей золы.

За ненадобностью исчезнут золоотвалы. После рекультивации освобожденных участков земли станет чище пойма Москвы-реки.

— Ожидается, что после полного отказа от использования угля на ТЭЦ-22 объем выбросов от стационарных источников по Москве сократится на 20 процентов, — подчеркнул Петр Бублей. — Повысится уровень здоровья и комфорт проживания более одного миллиона москвичей и жителей ближнего Подмосковья.

Источник неприятных запахов — очистные сооружения Мосводоканала, в частности Курьяновские и Люберецкие, — также модернизируется. На смену физически и морально устаревшему оборудованию приходят новейшие технологии. Так, на Люберецких очистных сооружениях в цеху по обезвоживанию осадка вместо традиционного пресса теперь используют закрытые центрифуги. Они отделяют воду от твердых фракций, которые перерабатываются в искусственную биопочву. Впоследствии ее используют для рекультивации, например, карьеров или мусорных полигонов.

—Чтобы устранить неприятный запах, сопровождающий выделение осадка, мы установили фильтры газоочистки, — заметил гендиректор Мосводоканала Александр Пономаренко.

Как результат — количество жалоб от жителей близлежащих районов заметно сократилось. Плюс ко всему модернизация очистных сооружений помогла повысить качество сточных вод: прежде чем попасть в водоемы столицы, они проходят обеззараживание ультрафиолетом.

Еще один масштабный экологический проект, который реализуется в столице, — преобразование 24 бывших промзон. Исторически они занимают 17 процентов территории города. В ходе реорганизации на их месте появляются современные благоустроенные пространства, в том числе жилые кварталы, где в домах применяются зеленые энергоэффективные технологии. Кроме того, бывшие промзоны — прекрасные площади для дополнительного озеленения старой части Москвы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства:

— Охрана окружающей среды — приоритет в работе правительства Москвы. На экологию позитивно влияет развитие экологичных видов транспорта, умные технологии в инженерно-коммунальных сетях, высокие требования к электро- и теплогенерации, модернизация предприятий и закрытие наиболее неэкологичных. Также реализуется программа по благоустройству и озеленению города.

Традиционных мер недостаточно

Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды:

— В любом мегаполисе — будь то Лондон, Нью-Йорк, Москва — нагрузка на окружающую среду колоссальная, поэтому улучшить ее состояние поможет только комплексный подход. Все то, что мы сейчас делаем для экологии столицы, решая транспортную, градостроительную проблему, совершенствуя систему жилищно-коммунального хозяйства, — это традиционный путь, по которому идут практически все крупные города. Определенные успехи за восемь лет у нас уже есть, но мы четко понимаем, что однажды наступит момент, когда традиционных мер будет просто недостаточно. Поэтому уже сейчас важно задуматься о нашем будущем. Ведь что такое экология?

Это не бабочки и не лютики, это серьезная, в том числе экономическая, наука. Например, если бы Московский нефтеперерабатывающий завод не потратил сотни миллиардов рублей на свою реорганизацию, то не удалось бы достичь такого эффекта по сокращению вредных выбросов в окружающую среду. Все-таки экономика стоит во главе угла: для начала нужно понимать, откуда мы можем привлечь финансирование для решения задач, которые стоят перед нами, в том числе по внедрению «зеленых» инноваций в различные сферы.

Участница первой московской регаты катеров на солнечных батареях плывет по Москве-реке Участница первой московской регаты катеров на солнечных батареях плывет по Москве-реке / Фото: Михаил Почуев /ТАСС

Возьмем градостроительство. Новые дома, которые построят по программе реновации с применением энергоэффективных технологий, позволят сократить потребление тепловой энергии до 15–20 процентов, воды — до 40–50 процентов. Уменьшатся выбросы парниковых газов: если измерять в объемах СО2, то примерно на 250 тысяч тонн. Для поглощения такого количества выбросов потребовалось бы около 8,5 тысячи деревьев.

Становится экологичнее транспорт — основной источник загрязнения окружающей среды. В городе появляются электробусы, развиваются железная дорога и метро, где внедряются пилотные экопроекты. Так, на станции метро «Саларьево» установлены тепловые насосы, которые обеспечивают отопление станции зимой и охлаждают воздух летом. В результате экономия потребляемой энергии по сравнению с традиционными системами отопления в среднем составляет 55 процентов. Если говорить об энергетике в целом, то за последние десять лет нам удалось сэкономить столько топлива, что его вполне хватит на отопление двухмиллионного города. Так что около 20 процентов москвичей уже живут в безуглеродной среде. По мере развития мегаполиса доля возобновляемой энергетики растет.

Создание зеленой экономики — важнейший пункт повестки всех крупных городов. Но, к сожалению, во всем мире инновации стоят дороже традиционных решений. Впрочем, мы должны понимать, что это наш вклад в будущее.

Поэтому дальновидные бизнесмены не боятся инвестировать в зеленые технологии. Со своей стороны город готов поддерживать такие компании: предоставлять им льготы, показывать перспективные направления, среди которых раздельный сбор, переработка и утилизация отходов.

Вкладывая средства в инновационные экорешения сейчас, компании могут рассчитывать на прирост прибыли в недалеком будущем. Плюс ко всему это работа на имидж. В конце концов в Москве должны остаться только экологоориентированные предприятия.

Молодые инженеры готовятся запустить солнечный флот

Стартовал прием заявок на участие в инженерных соревнованиях «Солнечная регата». В них состязаются экологически безвредные лодки, сконструированные молодыми инженерами.

Модернизация предприятий уменьшает вредные выбросы

Заявки принимаются как от школьников, так и от студентов, которые увлекаются яхтенным спортом, судостроением или инженерией. Для участия в соревнованиях командам нужно сконструировать собственное экологически чистое судно. Первая в этом году гонка на экологически чистых лодках, работающих на солнечных батареях, пройдет в Казани в июне.

— Суть нашего проекта — помочь ребятам научиться мыслить творчески, потому что для любого, особенно начинающего, инженера очень важен полет мысли, — считает директор Национального центра инженерных конкурсов и соревнований, президент оргкомитета «Солнечной регаты» Евгений Казанов. — Мы даем им базовые знания, в том числе по 3Д-моделированиию, робототехнике, а они сами решат, где их применять. Хотя рассчитываем, что кто-то из ребят заинтересуется будущим водного транспорта.

В планах оргкомитета «Солнечной регаты» — открыть в Москве экспериментальнотехническую базу, где будут проходить испытания «солнечных» лодок и образовательные программы для всех желающих.

— Кроме того, мы планируем запустить в Москве «солнечный» флот, — добавил Казанов. — Если все получится, то уже в следующем году по рекам столицы будут ходить прогулочные катамараны на солнечных батареях.

О большом потенциале экологически чистого водного транспорта свидетельствует экспедиция участников «Солнечной регаты» от берегов Балтийского до Каспийского моря: более шести тысяч километров они прошли на «солнечном» судне, не использовав ни капли вредного топлива.

— Переход на электрокатера — общемировой тренд, — подчеркнул Евгений Казанов. — В Европе, например, к 2050 году хотят полностью отказаться от водного транспорта с двигателями внутреннего сгорания.

СПРАВКА

Первые инженерные соревнования «Солнечная регата» прошли в Москве в 2014 году. За несколько лет к проекту присоединились 24 российских региона. Сейчас «Солнечная регата» объединяет команды из 20 вузов, 40 школ и центров детско-юношеского творчества по всей стране. Победители национальных соревнований поедут на международную регату, которая пройдет в Германии.

Альтернатива для автолюбителей

Сокращать объемы вредных выбросов в атмосферу в мегаполисе позволяет обновление общественного транспорта. Власти Москвы вкладывают сотни миллиардов рублей в развитие принципиально новых, экологически чистых его видов — от электробусов до скоростных электричек.

Сейчас по Москве по пяти маршрутам курсируют 40 электробусов — автобусов ЛиАЗ-6274 и КамАЗ-6282. Уже в этом году их численность вырастет до двухсот.

— Этот вид общественного транспорта очень полезен для города, поскольку не дает автовыхлопов, — пояснил эксперт по общественному транспорту центра «Пробок.Нет» Александр Чекмарев. — Электробусы достаточно эффективно заменяют троллейбусы, поскольку они более маневренны.

Вместе с тем, как считает эксперт, автобусы в Москве останутся все равно. Только они — с их высокой маневренностью и провозной способностью — смогут заменить метро и трамваи в случае аварий и остановки линий. Однако уже после 2021 года город перестанет закупать автобусы с дизельными двигателями — это не самый экологичный транспорт.

Куда более серьезные инвестиции город вкладывает в организацию МЦД — Московских центральных диаметров.

Суть их в том, что из одного города Подмосковья в другой (например, из Нахабина в Подольск) через всю Москву будут ходить комфортабельные скоростные электрички. Интервал движения в часы пик — пять минут. Режим работы — как у московского метро.

— По сути, уже в нынешнем или в начале следующего года Москва и область получат наземное метро, по уровню комфорта аналогичное МЦК — Московскому центральному кольцу, — пояснил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин.

По мнению эксперта, одна из главных целей проекта — резко сократить число въезжающих в Москву автомобилей. А следовательно — и загруженность московских дорог, и объем автовыхлопов в атмосферу столицы.

— Многие жители Подмосковья ездят в Москву на машинах не потому, что им так удобнее. Это как раз неудобно — из-за пробок и больших затрат на бензин, — пояснил кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев. — Люди ездят потому, что у них, среднего класса, нет альтернативы. Давиться в старых переполненных электричках они не хотят.

А когда у них появится возможность поехать в новых, комфортных — с мягкими сиденьями, кондиционерами и туалетами, — многие поедут. Потому что это быстрее и существенно дешевле.

По словам Михаила Блинкина, Москва идет по пути развития европейских городов в части самого экологичного — электрического общественного транспорта.

— В городе растет число принципиально новых комфортных трамваев: низкопольных, с кондиционерами и мягкими сиденьями, — пояснил эксперт.

И чем больше пассажиров они будут перевозить, тем меньше будет выбросов в атмосферу.

Спасти двадцать деревьев, не выходя из офиса 

Все больше столичных компаний задумываются, как минимизировать свое воздействие на окружающую среду, и становятся участниками ежегодной акции «Зеленый офис».

Акцию проводит столичный Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Главная ее цель — привлечь внимание предпринимателей к проблемам экологии и показать им простые, но эффективные способы их решения.

— Нам важно, чтобы с каждым годом количество компаний, участвующих в нашей акции, росло, — рассказали в пресс-службе департамента. — Ведь используя экоматериалы в своих офисах, разделяя отходы, экономя электричество, руководство компаний заботится не только о состоянии окружающей среды, но и о здоровье своих сотрудников.

Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды / Фото: Официальный сайт Департамента природопользования города Москвы

За последние пять лет к акции присоединились более 560 российских и зарубежных компаний, работающих в столице. Чтобы сделать офис зеленым, достаточно применить на практике рекомендации по использованию энерго- и ресурсосберегающих технологий.

— Общие требования опубликованы на сайте нашего проекта зеленыйофис.com, — уточнили в пресс-службе ведомства. — Там же мы даем советы, как реорганизовать офисное пространство, чтобы сделать его максимально удобным и энергоэффективным.

Рекомендации не требуют каких-то серьезных финансовых вливаний. Зачастую нужно просто пересмотреть подход, например к потреблению бумаги. Так, 400 сэкономленных пачек листов формата А4 позволят спасти от вырубки примерно 20–25 деревьев.

— Кроме того, вы поможете сэкономить энергоресурсы и чистую воду, которые также необходимы для производства бумаги, — добавили в департаменте, подчеркнув, что переработка макулатуры наносит меньше вреда окружающей среде, чем производство целлюлозы.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.