Данил Стеклов: Люблю Москву и не смог бы жить в другом городе
Сегодня в кинотеатре «Октябрь» — премьера художественного фильма Антона Бильжо «Амбивалентность». В одной из главных ролей — Данил Стеклов — внук артиста Владимира Стеклова, сын актрисы Агриппины Стекловой. В интервью «ВМ» он рассказывает о самых близких ему людях. А еще — о своем учителе, мастере Константине Райкине.
— Данил, расскажите, пожалуйста, о своей роли в фильме «Амбивалентность». Это авторское кино еще до выхода на большой экран получило хорошую оценку у критиков и ряд наград на престижных фестивалях.
— Во-первых, был очень крутой сценарий Сергея Тарамаева и Любы Львовой. Ведь хороший сценарий — большая редкость в современном кино. Потому в процессе работы мы очень трепетно относились к нему. Когда я прочитал сценарий, то сломя голову побежал на пробы — их было много. Уже после, когда меня утвердили, режиссер Антон Бильжо признался, что нашел во мне родственную душу. Мы хорошо работали, а по ночам созванивались — придумывали сцены и этюды. Даже сложилось такое ощущение, что работали как сорежиссеры. Мы были как семья: так бывает на хороших спектаклях и фильмах, когда все друг о друге знают, друг друга слышат и не хотят расставаться. Роль Петра — моя первая главная роль в полнометражном художественном фильме.
— Ваш герой — очень сложный персонаж. Есть ли что-то между вами общее?
— Общего немного. Мой герой — студент медицинского института, будущий психиатр, умный парень, но очень неуравновешенный, сомневающийся, потерянный... Он не знает, чего хочет в жизни. Есть у него друг — тоже будущий психиатр, но полная ему противоположность. Из-за того, что фильм снимали зимой, а зима — один из «героев» этого фильма, мне было тяжело, я с трудом переношу холодную зиму.
— Где проходили съемки?
— В Москве и Подмосковье. Несколько сцен снимали в заброшенной психиатрической больнице.
— Данил, говорят, сейчас появилось новое поколение молодых режиссеров, которое совершит революцию в кинематографе. Вам посчастливилось работать с кем-то из них?
— Да, это новое поколение, которое знает, что хочет сделать в кино. Один из них, безусловно, режиссер Иван Твердовский. Я снимался в его фильме «Подбросы». Образованный, начитанный, насмотренный, очень тонкий, ищущий человек. Не пропускает ни одной премьеры в театре. У него весьма своеобразная манера работы. Есть условный сценарий без прописанных диалогов, и в процессе съемок артисты сами пишут текст вместе с режиссером. Он фанат своего дела. Свой метод, свой стиль, своя цель в кинематографе. Ему делают предложения продюсеры, а он отказывается. И снимает кино только по своему сценарию, только с теми актерами, с которыми хочет работать, не идет на компромиссы. Верит в свое предназначение. И он не один такой, знаю целую плеяду молодых режиссеров, в которых есть внутренняя свобода, которые лучше будут сидеть без работы, чем снимать проходное кино за деньги. Мне кажется, они очень крутые ребята.
— А вы такой?
— Я бы хотел таким быть, но пока — нет. Чтобы быть режиссером, нужно иметь призвание. А если человек призван, то он выполняет миссию. Чтобы быть актером, нужен талант. Актеры — зависимые люди, и отсюда наша продажность.
— Можно подумать, что вы хвалите всех режиссеров...
— К сожалению, это не так. Работая в сериалах, часто сталкиваешься с самодурами, которые не терпят, когда актеры что-то предлагают, они не позволяют слова сказать на площадке. Такая работа радости не приносит, она лишена творчества. Получишь гонорар и даже вспоминать не хочешь, что снимался в этой картине.
— Данил, у вас такой яркий темперамент — прямо огонь. Не мешает ли это в жизни?
— Я же не знаю, как живут с другим темпераментом... Но я не могу после получения какой-то информации девять минут выдерживать паузу, чтобы как-то прореагировать. Все делаю мгновенно. Потому ненавижу очереди, никогда в них не стою. И для меня загадка: почему при уровне нашей цивилизации еще не придуман способ, как без них обходиться? Да, я очень быстрый человек, а это не всегда хорошо. Надо уметь ждать, терпеть и выдерживать паузу в девять минут. Я же живу на реактивных скоростях.
— Не хотите полететь в космос? Вот ваш дед — Владимир Стеклов — проходил подготовку для полета в космос, показал хорошие результаты.
— Боюсь, что в космос меня не возьмут. Мой замечательный дед никогда не курил, а я курю с 14 лет. К тому же я не такой спортивный.
— А где в Москве прошло ваше детство? Каким оно было?
— В районе метро «Бабушкинская». Учился в школе-интернате, жил там с понедельника по пятницу, а на выходные приходил домой. Так было до седьмого класса. В 16 лет ушел из дома и жил самостоятельно, снимая комнаты в разных районах. А когда встретились с будущей женой Надей, купили по ипотеке однокомнатную квартиру в районе метро «Аэропорт». Много работали и потому очень быстро выплатили долг. Теперь вот думаем: надо бы купить квартиру побольше.
— Многим не верится, что вы женатый человек. Вы не из Дон-Жуанов?
— Я женат. С моей женой Надей, актрисой Надеждой Лумповой, до брака вместе жили пару лет, а перед рождением сына Петра решили узаконить отношения. Чтобы потом мне не пришлось его усыновлять. В России строгие законы, для меня штамп в паспорте — некий атавизм. А вот венчание — действительно серьезный шаг. Это признание любви. Думаю, что наше с Надей венчание впереди. Моя мама Агриппина Стеклова и отчим Владимир Большов поженились и обвенчались спустя 10 лет совместной жизни.
— У вас хорошие с ним отношения?
— Замечательные. Он воспитывал меня с четырех лет. У меня есть родной отец, которого я тоже люблю, но воспитал меня Володя Большов.
— Ваша мама — невероятная женщина и гениальная актриса. Это ведь счастье быть сыном Агриппины Стекловой? Расскажите, пожалуйста, о маме.
— Она — фея. Про нее можно говорить бесконечно и только хорошее. Выдающаяся русская актриса, одна из лучших в России. Мама не посещает светские тусовки, не рекламирует себя в «Инстаграме», а много трудится, много играет. Недавно в Париже играла спектакль. Но в последнее время у нее начала болеть спина. Я ей говорю: «Надо играть меньше, надо пожалеть себя». Но она не может так. Она не разменяла талант на роли в сериалах, ей предлагают там роли, а она не соглашается, потому как серьезно относится к профессии. Кроме того, она прекрасная мама, жена, дочь.
— Ваша мама работает в «Сатириконе», а вы во МХТ имени Чехова. Почему не остались в «Сатириконе»?
— Я играл там год, потом пригласили в Московский художественный театр. И мой учитель — Константин Аркадьевич Райкин — отпустил меня. Сейчас я репетирую в МХТ в спектакле «Венецианский купец», который ставит Екатерина Половцева. В начале июня — премьера. Хочется верить, что спектакль будет хорошим.
— Вы же поступали на курс к худруку МХТ Сергею Женовачу? Не взял?
— Поступал, но Константин Аркадьевич Райкин меня убедил, что моя природа больше подходит для его мастерской, чем для мастерской Сергея Женовача. Он говорил, что с таким темпераментом меня в мастерской Женовача сломают, задавят.
— А Райкин не ломает природу человека?
— Вряд ли Сергей Васильевич и его педагоги ломают природу, но тогда я услышал от своего учителя именно такие аргументы. Райкин очень строгий, невероятно требовательный, но он в ответе за своих учеников. Когда дело касается конкретной помощи, участия в судьбе ученика, Константин Аркадьевич в кусты не прячется. Всем парням с нашего курса помог с армией, а это стоит больших денег. Вряд ли еще есть такой мастер, который бы всем этим занимался... Он честный и порядочный человек. Наблюдаю за ним уже на расстоянии и восхищаюсь его смелостью, отвагой, неравнодушием и преданностью театру. Горжусь своим мастером, как бы громко это ни звучало. Считаю, что его выступление в 2016 году на съезде Союза театральных деятелей о цензуре в России — эпохальное, историческое, и его будут цитировать в театральных учебниках. Когда мой сын значительно вырастет, то обязательно покажу ему запись с выступлением своего учителя, о котором я могу говорить часами. В наше время таких нет. Для своих учеников ему ничего не жалко, отдаст последнюю рубаху. Он и сейчас снимает квартиры для своих студентов. Есть мастера, которые посвящают жизнь педагогике, вот Константин Райкин такой. Это ведь не миф, что он отказался сниматься у самого Спилберга, потому что в то время выпускал курс. Для него служение театру — как служение Богу.
— Вы с такой прекрасной школой не думали покорить Голливуд?
— У меня плохо с английским. А там, каким бы гениальным артист не был, все упирается в знание языка и акцент. Мне нравится жить и работать в России. Люблю Москву и не смог бы жить в другом городе, не говоря уже о стране. Здесь моя семья, родители, театр.
— Ваша жена похожа на вашу маму?
— Надя и мама — абсолютные противоположности. Если мама — яркая, горячая, очень общительная, то Надя — скромный человек. Кто не очень хорошо знает Надю, думают, что она высокомерна. Но это совсем не про нее. Просто она очень тихая, домашняя, даже робкая. Ненавидит скопления людей, вечеринки... И очень много работает. У нее десять спектаклей в месяц, и я, признаться, не очень этим доволен. Лучше бы она сидела дома с ребенком.
— Няня помогает?
— Моя мама и бабушка категорически против нянь. Начитались разных плохих историй о них и боятся. Поэтому с Петром сидим все мы сидим по очереди — и мама, и бабушка, и я, и наши друзья. Думаем о том, чтобы переселить мою дорогую бабушку, Людмилу Михайловну, поближе к нашему дому. Я ведь с ней все детство провел. Вместе в Крым каждый год ездили. И сейчас она помогает нам воспитывать Петра.