- Город

Бросьте монетку: являются ли автоматы будущим торговли

Синоптики рассказали москвичам о погоде на предстоящей неделе

Сбежавший из Уханя рассказал об эпидемии коронавируса

«Аэрофлот» извинился перед хозяином погибших кошек

Как живет столичная доставщица эмоций

Пригожин отреагировал на идею «оживить» Гурченко

Новые лица правительства России: коротко о вице-премьерах

Синдром «ждули»: почему женщины выбирают в мужья заключенных

В словах Водонаевой нашли признаки уголовного преступления

«Он почти не изменился»: одноклассник рассказал, каким был Мишустин

Елизавета II отобрала у Маркл подаренное на свадьбу кольцо

Станут ли россияне жить лучше после отмены комиссии за ЖКУ

Будет ли зима в Москве: Росгидромет сделал окончательный прогноз

Протоиерей объяснил, сколько святая вода сохраняет свои свойства

Названы отличия симптомов коронавируса от гриппа и простуды

Бросьте монетку: являются ли автоматы будущим торговли

Состояние помещений в цехе производства неудовлетворительное, часть оборудования содержит ржавчину, холодильное оборудование неисправно

ФОТО: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Автоматизированные аппараты (вендинговые автоматы) по продаже продуктов, вещей и напитков в столице можно встретить в самых разных местах — как в торговых центрах, так и в обыкновенных переходах и даже аэропортах. Такой электронный продавец не знает, что такое плохое настроение, усталость, он не болеет, и, главное, ему не надо платить зарплату.

Скажем прямо, находка для современных предпринимателей. Но в отличие от Европы, США и Японии, вендинг* в России только-только набирает обороты. Почему-то не все доверяют механическим продавцам, а зря! Ведь они работают без навязчивого сервиса и обмана. Смогут ли прижиться у нас эти аппараты и заменить магазины самообслуживания? С этим вопросом корреспондент «ВМ» обратилась к участнику Национальной ассоциации автоматизированной торговли Руслану Лаконцеву и москвоведу Александру Васькину.

Торговый «Прогресс»

Помимо автоматов с газированной водой, которые можно было встретить на советских улицах столицы повсеместно, на Малой Дмитровке, 3 (бывшая улица Чехова), в 1960-х годах открылся магазин-автомат «Прогресс», в зале которого не было продавцов. Москвовед Александр Васькин рассказал предысторию создания этого чуда техники.

— В 1959 году в столичном парке «Сокольники» прошла американская выставка. Она имела цель улучшить советско-американские отношения, а более всего должна была продемонстрировать преимущество американского образа жизни перед советским. Среди экспонатов были новейшие модели американских катеров, телевизионные установки, высокотехнологическое оборудование, новые экспериментальные принадлежности домашнего и кухонного обихода, — рассказывает москвовед. — Среди прочего были продемонстрированы и торговые автоматы. Выставку посетил руководитель страны Никита Сергеевич Хрущев. На изобилие бытовой техники он отреагировал саркастически: «А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и ее проталкивала?» Но торговые автоматы ему почему-то запали в сердце.

Так в центре Москвы появился магазин «Прогресс», который работал без продавцов. «Прогресс» для того времени стал действительно невероятным прогрессом. Появилась даже надежда ликвидировать очереди, исключить человеческий фактор, то есть продавцов, которые обвешивали и скандалили с покупателями.

Газировка против рассола

Интересно было бы сравнить советский «Прогресс» с современными вендинговыми автоматами. Москвовед рассказывает, что в чудо-магазине были представлены только те продукты, которые можно было расфасовать в индивидуальную упаковку.

— Например, москвичи могли купить «Масло крестьянское», сырок глазированный, сырок «Дружба», молоко «Можайское», сметану в упаковке. Люди ходили туда как на выставку, а не за продуктами. Это чудо — магазин без продавца. Но это была, конечно, игрушка, и стало понятно — идея развития не получит.

Помимо «Прогресса» были, конечно, и другие автоматы. Самой популярный, доживший в почти неизменном виде до наших дней — по продаже газировки. А были и такие, что наливали пиво и коктейли! Автоматы по продаже газет и сигарет. В больших магазинах стояли автоматы по разливу подсолнечного масла (но нужно было приходить со своей тарой).

Участник Национальной ассоциации автоматизированной торговли Руслан Лаконцев назвал товары, которые москвичи сейчас покупают в вендинговых аппаратах.

— Большим спросом пользуются автоматы по приготовлению горячих напитков, быстрых перекусов и прохладительных напитков. Это кофе, чай, горячий шоколад, шоколадные батончики, кондитерские изделия, орешки, чипсы, сухарики, вода, напитки, — перечисляет Руслан. — Также встречаются автоматы по продаже контактных линз, чехлов для телефонов, средств личной гигиены, канцелярских товаров. Ассортимент и место установки автоматов связаны между собой, например, в местах, где люди работают круглосуточно, часто хорошо продаются энергетические напитки. А автоматы по продаже средств личной гигиены устанавливают в недорогих гостиницах и хостелах. В фитнес-центрах и спортивных залах продаются протеиновые батончики и спортивные напитки. Я даже встречал клиента, который на кладбищах в торговых автоматах размещал рассол в банке, и он очень хорошо продавался.

Он ушел, но обещал вернуться

Век советского вендинга был не долог. Уличные автоматы исчезли с улиц вместе развалом Советского Союза, понятное дело, не до этого было. А тот самый «Прогресс» просуществовал с момента открытия чуть больше 10 лет.

— Сначала магазин стал центром притяжения. Люди приходили сюда как в музей, где выставлены диковинные экспонаты. Но со временем стало понятно, что одним молоком и сырком сыт не будешь, — рассказывает москвовед. — Возникла и другая проблема, техническая: автоматы часто ломались.

Да и в условиях дефицита регулярно пополнять их продуктами было проблематично. То не было одного, то другого. К тому же те автоматы не давали сдачи, и приходилось устанавливать еще и аппараты размена.

Сейчас владельцы вендинговых автоматов с такими проблемами не сталкиваются, практически каждый товар можно упаковать и поместить внутрь аппарата. Руслан Лаконцев рассказал о перспективе развития этих устройств в столице.

— В России сегмент вендинг-торговли, по экспертным оценкам, занимает скромные 0,2 процента от всего объема розничного товарооборота, но обладает большим потенциалом роста, — рассказал эксперт. — Одной из главных причин роста и востребованности будет являться отсутствие существенных административных барьеров, которые имеют место быть. Но в столице дела обстоят лучше.

Сейчас сложно представить торговый центр или крупный бизнес-центр без автомата по продаже горячих напитков. Но сможет ли вендинг полностью заменить магазины самообслуживания.

По словам эксперта, этого, к сожалению или к счастью, пока не произойдет. Все по той же причине: в автомате достаточно ограниченный ассортимент, всего 30–50 наименований. В магазине можно разместить больше товаров. А вот воспользоваться услугами автомата могут все.

— Вендингом пользуются люди разных слоев общества и возрастов. Даже дети возрастом от трех лет покупают жевательные резинки в механических вендинговых автоматах, — рассказал Руслан.

Выгодно, но не всегда

Кажется, что вендинг идеален со всех сторон. Но что насчет цены, по идее, она должна быть ниже, чем на продукты в магазинах.

— Все зависит от того, что конкретно продается в автомате. Например, кофе с собой в автомате покупать выгоднее, чем даже в сетевых кофейнях. Притом что современные автоматы позволяют приготовить напиток с добавлением различных сиропов. А вот вода, как бы парадоксально это ни звучало, дешевле в магазине. Товары на вокзалах и в аэропортах априори будут дороже, ведь аренда там гораздо выше, чем в городе.

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ВЕНДИНГОВЫЕ АВТОМАТЫ

В Нешвилле (США) одна из компаний по продаже новых автомобилей для развития своего бизнеса вывела торговлю автомобилями в интернет.

А забирать новые автомобили покупателям предлагают прямо из вендингового автомата. Он представляет собой 5-этажное здание, полностью роботизированное. И получение нового автомобиля не отличается от покупки газировки или конфет.

Автомат, созданный специально для университета Ксавьера (Цинциннати, США), предназначен для утоления голода у студентов в ночное время, когда столовая не работает. Он вмещает в себя до 70 основ для пиццы. После оплаты можно выбрать начинку. Пицца готовится при помощи мощной конвекционной печи всего за 3 минуты. У автомата всегда стоит очередь.

Городская ферма в немецком Гамбурге недавно предложила оригинальный способ по продаже куриных яиц. Они придумали идею реализации свежих экологически чистых яиц (от кур, пасущихся на открытом воздухе) через специальные уличные «яйцо-маты». Шесть яиц в автомате обойдутся в 2 евро. Автоматы доступны круглосуточно, и главное, товар всегда свежий.

Новости СМИ2

Виктория Федотова

«Аэрофлот», не тренируйся больше на кошках

Алиса Янина

Маньяки и бордель: как знакомиться в интернете

Георгий Бовт

Россия vs Белоруссия: маленькая «нефтяная война»

Сергей Хвостик

Кокорин в «Сочи»: финита ля КОКОмедия

Дмитрий Журавлев, политолог

Для них Россия всегда плохая

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Исполнение желаний. Как человеку обрести то, что ему необходимо

Антон Крылов

Спасибо новому министру культуры за незабываемое шоу

Новый Ноев ковчег. Ученые МГУ разрабатывают уникальный проект

Если одерживать легкую победу, прогресса не добиться

Нужно уметь рассуждать

Школьники открыли астероид