Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Бросьте монетку: являются ли автоматы будущим торговли

Общество
Состояние помещений в цехе производства неудовлетворительное, часть оборудования содержит ржавчину, холодильное оборудование неисправно
Состояние помещений в цехе производства неудовлетворительное, часть оборудования содержит ржавчину, холодильное оборудование неисправно / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва
Торговые автоматы появились в Москве во второй половине прошлого века. Тогда казалось, что это будущее всей торговли. да нам и сейчас так кажется, но все не так просто...

Автоматизированные аппараты (вендинговые автоматы) по продаже продуктов, вещей и напитков в столице можно встретить в самых разных местах — как в торговых центрах, так и в обыкновенных переходах и даже аэропортах. Такой электронный продавец не знает, что такое плохое настроение, усталость, он не болеет, и, главное, ему не надо платить зарплату.

Скажем прямо, находка для современных предпринимателей. Но в отличие от Европы, США и Японии, вендинг* в России только-только набирает обороты. Почему-то не все доверяют механическим продавцам, а зря! Ведь они работают без навязчивого сервиса и обмана. Смогут ли прижиться у нас эти аппараты и заменить магазины самообслуживания? С этим вопросом корреспондент «ВМ» обратилась к участнику Национальной ассоциации автоматизированной торговли Руслану Лаконцеву и москвоведу Александру Васькину.

Торговый «Прогресс»

Помимо автоматов с газированной водой, которые можно было встретить на советских улицах столицы повсеместно, на Малой Дмитровке, 3 (бывшая улица Чехова), в 1960-х годах открылся магазин-автомат «Прогресс», в зале которого не было продавцов. Москвовед Александр Васькин рассказал предысторию создания этого чуда техники.

— В 1959 году в столичном парке «Сокольники» прошла американская выставка. Она имела цель улучшить советско-американские отношения, а более всего должна была продемонстрировать преимущество американского образа жизни перед советским. Среди экспонатов были новейшие модели американских катеров, телевизионные установки, высокотехнологическое оборудование, новые экспериментальные принадлежности домашнего и кухонного обихода, — рассказывает москвовед. — Среди прочего были продемонстрированы и торговые автоматы. Выставку посетил руководитель страны Никита Сергеевич Хрущев. На изобилие бытовой техники он отреагировал саркастически: «А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и ее проталкивала?» Но торговые автоматы ему почему-то запали в сердце.

Так в центре Москвы появился магазин «Прогресс», который работал без продавцов. «Прогресс» для того времени стал действительно невероятным прогрессом. Появилась даже надежда ликвидировать очереди, исключить человеческий фактор, то есть продавцов, которые обвешивали и скандалили с покупателями.

Газировка против рассола

Интересно было бы сравнить советский «Прогресс» с современными вендинговыми автоматами. Москвовед рассказывает, что в чудо-магазине были представлены только те продукты, которые можно было расфасовать в индивидуальную упаковку.

— Например, москвичи могли купить «Масло крестьянское», сырок глазированный, сырок «Дружба», молоко «Можайское», сметану в упаковке. Люди ходили туда как на выставку, а не за продуктами. Это чудо — магазин без продавца. Но это была, конечно, игрушка, и стало понятно — идея развития не получит.

Помимо «Прогресса» были, конечно, и другие автоматы. Самой популярный, доживший в почти неизменном виде до наших дней — по продаже газировки. А были и такие, что наливали пиво и коктейли! Автоматы по продаже газет и сигарет. В больших магазинах стояли автоматы по разливу подсолнечного масла (но нужно было приходить со своей тарой).

Участник Национальной ассоциации автоматизированной торговли Руслан Лаконцев назвал товары, которые москвичи сейчас покупают в вендинговых аппаратах.

— Большим спросом пользуются автоматы по приготовлению горячих напитков, быстрых перекусов и прохладительных напитков. Это кофе, чай, горячий шоколад, шоколадные батончики, кондитерские изделия, орешки, чипсы, сухарики, вода, напитки, — перечисляет Руслан. — Также встречаются автоматы по продаже контактных линз, чехлов для телефонов, средств личной гигиены, канцелярских товаров. Ассортимент и место установки автоматов связаны между собой, например, в местах, где люди работают круглосуточно, часто хорошо продаются энергетические напитки. А автоматы по продаже средств личной гигиены устанавливают в недорогих гостиницах и хостелах. В фитнес-центрах и спортивных залах продаются протеиновые батончики и спортивные напитки. Я даже встречал клиента, который на кладбищах в торговых автоматах размещал рассол в банке, и он очень хорошо продавался.

Он ушел, но обещал вернуться

Век советского вендинга был не долог. Уличные автоматы исчезли с улиц вместе развалом Советского Союза, понятное дело, не до этого было. А тот самый «Прогресс» просуществовал с момента открытия чуть больше 10 лет.

— Сначала магазин стал центром притяжения. Люди приходили сюда как в музей, где выставлены диковинные экспонаты. Но со временем стало понятно, что одним молоком и сырком сыт не будешь, — рассказывает москвовед. — Возникла и другая проблема, техническая: автоматы часто ломались.

Да и в условиях дефицита регулярно пополнять их продуктами было проблематично. То не было одного, то другого. К тому же те автоматы не давали сдачи, и приходилось устанавливать еще и аппараты размена.

Сейчас владельцы вендинговых автоматов с такими проблемами не сталкиваются, практически каждый товар можно упаковать и поместить внутрь аппарата. Руслан Лаконцев рассказал о перспективе развития этих устройств в столице.

— В России сегмент вендинг-торговли, по экспертным оценкам, занимает скромные 0,2 процента от всего объема розничного товарооборота, но обладает большим потенциалом роста, — рассказал эксперт. — Одной из главных причин роста и востребованности будет являться отсутствие существенных административных барьеров, которые имеют место быть. Но в столице дела обстоят лучше.

Сейчас сложно представить торговый центр или крупный бизнес-центр без автомата по продаже горячих напитков. Но сможет ли вендинг полностью заменить магазины самообслуживания.

По словам эксперта, этого, к сожалению или к счастью, пока не произойдет. Все по той же причине: в автомате достаточно ограниченный ассортимент, всего 30–50 наименований. В магазине можно разместить больше товаров. А вот воспользоваться услугами автомата могут все.

— Вендингом пользуются люди разных слоев общества и возрастов. Даже дети возрастом от трех лет покупают жевательные резинки в механических вендинговых автоматах, — рассказал Руслан.

Выгодно, но не всегда

Кажется, что вендинг идеален со всех сторон. Но что насчет цены, по идее, она должна быть ниже, чем на продукты в магазинах.

— Все зависит от того, что конкретно продается в автомате. Например, кофе с собой в автомате покупать выгоднее, чем даже в сетевых кофейнях. Притом что современные автоматы позволяют приготовить напиток с добавлением различных сиропов. А вот вода, как бы парадоксально это ни звучало, дешевле в магазине. Товары на вокзалах и в аэропортах априори будут дороже, ведь аренда там гораздо выше, чем в городе.

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ВЕНДИНГОВЫЕ АВТОМАТЫ

В Нешвилле (США) одна из компаний по продаже новых автомобилей для развития своего бизнеса вывела торговлю автомобилями в интернет.

А забирать новые автомобили покупателям предлагают прямо из вендингового автомата. Он представляет собой 5-этажное здание, полностью роботизированное. И получение нового автомобиля не отличается от покупки газировки или конфет.

Автомат, созданный специально для университета Ксавьера (Цинциннати, США), предназначен для утоления голода у студентов в ночное время, когда столовая не работает. Он вмещает в себя до 70 основ для пиццы. После оплаты можно выбрать начинку. Пицца готовится при помощи мощной конвекционной печи всего за 3 минуты. У автомата всегда стоит очередь.

Городская ферма в немецком Гамбурге недавно предложила оригинальный способ по продаже куриных яиц. Они придумали идею реализации свежих экологически чистых яиц (от кур, пасущихся на открытом воздухе) через специальные уличные «яйцо-маты». Шесть яиц в автомате обойдутся в 2 евро. Автоматы доступны круглосуточно, и главное, товар всегда свежий.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.