Не семья, а золото: как односельчане нашли друг друга за тысячу километров от дома
Валентина и Владимир родились в селе и, как все сельские жители, к труду приучены с раннего детства. Валентина с 17 лет трудилась на той же швейной фабрике, что и ее мать. Работала в две смены.
— Добираться до фабрики ежедневно приходилось пешком — семь километров через лес. Особенно было страшно ночью, — вспоминает Валентина Александровна.
Владимир работал трактористом в соседнем селе. А познакомились они в 1957 году на комсомольской стройке в Сибири, в Кемерове, за тысячу километров от родного дома, куда оба поехали по комсомольскому призыву.
— Жили рядом, а друг друга не знали,— говорит Валентина. — Надо было от родного гнезда за тысячу верст уехать, чтобы встретиться.
Когда поженились, ей было 18, ему — 22. Оба из многодетных семей. В родительской семье Валентины детей было трое: она — самая старшая, брат Александр и младшая сестренка Галина. В семье Владимира Кузьмича было одиннадцать детей. Отработав год на комсомольской стройке в Сибири, Валентина вернулась домой.
Через год вернулся и Владимир. Молодая семья стала жить в родительском доме Валентины. Здесь родился их первенец, Виктор. Стало тесновато, денег на строительство своего жилья не было. Сестра Владимира Люба позвала их в подмосковную Лобню, где в 60-е годы шло строительство хрущевок, и они решили поехать работать на стройку за квартиру.
Поселились в бараке. Сына пришлось оставить у бабушки и дедушки, но родители скучали и часто приезжали к нему, хотя дорога по тем временам была неблизкой. Отработав 13 лет на стройке, супруги получили трехкомнатную квартиру. Вскоре у них родилась дочь Марина.
Владимир Кузьмич долгие годы работал инструктором по строительному делу, часто бывал в командировках. Но добывал он средства для семьи не только основной работой. Он научился мастерить корзины и весьма преуспел в этом деле. У торговых рядов, что расположены в центре старинного города Вереи, до 2000-х годов можно было видеть колоритного мужчину почтенного возраста с окладистой бородой, натруженными руками, к которому стекались местные жители и дачники за нужным в хозяйстве товаром.
Валентина Александровна своими силами при посильной помощи дочери Марины и ее мужа и сегодня выращивает сельхозпродукцию на огороде. Дочь, как и мама, работает швеей. Вместе с мужем она часто навещает родителей, откликается на первый же звонок матери.
Валентина и Владимир безумно любят дочь, бывают невероятно счастливы, когда их навещают внуки Антон и Максим. Валентина Александровна уверена, что «если бы на селе была работа, более активная культурная жизнь, Максим, которому 25, остался бы жить в селе».
Однажды, посмотрев на стоящих рядом аккуратненькую Валентину Александровну и ухоженного благообразного Владимира Кузьмича, я, пользуясь современным сленгом, в шутку сказала: — Поди, зажигал Владимир Кузьмич в молодости? Супруга, улыбнувшись, спокойно и уверенно ответила: — Нет, не было этого. Он же однолюб, во всем однолюб. Конечно же, не все в их семейной жизни было гладко.
До сих пор не заживает рана в сердце по безвременно ушедшему сыну. Мешало их счастливой семейной жизни пристрастие многих сельских мужчин к спиртному, которого не избежал и Владимир Кузьмич. Мощный темперамент жены иногда входил в противоречие с олимпийским спокойствием мужа. Но было в их отношениях главное: жизнь семьи держалась все эти годы на любви друг к другу, к детям и внукам, к родному дому, к родной земле. Долгих лет жизни вам, Валентина Александровна и Владимир Кузьмич!