Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Всем отрядам пример. Пионеры 1920-х годов учили матерей мыть полы и воспитывали беспризорников

Общество
1920-е годы. Московские пионеры
1920-е годы. Московские пионеры / фото предоставлено московским дворцом пионеров
В воскресенье, 19 мая, исполняется 97 лет со дня создания Всесоюзной пионерской организации. Движение пионеров зародилось в Москве, и в дальнейшем столица играла особенную роль в его развитии. Накануне годовщины мы попытались посмотреть на историю ранних лет пионерии через призму современного научного подхода, а также оценить, насколько жизнеспособно сегодня ее наследие.

В знаменитом стихотворении Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» (1932) есть строчки, которые уже в поздние советские годы звучали загадкой:

Над больничным садом,
Над водой озер
Движутся отряды
На вечерний сбор.
Заслоняют свет они
(Даль — черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.

Как могут быть «пионеры фабрики» такой-то? Ведь пионеротряды действовали при школах. Правильно — но так было не всегда. И это не единственное, чем способна удивить ранняя история пионерского движения.

Закваска для новой школы

Идея создать единую детскую коммунистическую организацию появилась в 1921 году. Разработкой концепции занялись Народный комиссариат просвещения и Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ, он же комсомол). Детские отряды должны были существовать под началом комсомола и действовать в основном при комсомольских ячейках предприятий и клубов. А не при школах, в которых, по мнению идеологов, был слишком силен дореволюционный дух. «Юные пионеры должны стать горячими помощниками учителя в деле организации новой школы, должны стать закваской для этой школы», — писала председатель Главполитпросвета при Народном комиссариате просвещения Надежда Крупская.

12 февраля 1922 года Валериан Зорин (1902–1986) провел первый сбор группы в 1-м коммунистическом интернате Замоскворечья. Но отряд просуществовал недолго. На день позже Зорина, 13 февраля 1922 года, Михаил Стремяков (1903–1950) собрал группу при школе фабрично-заводского ученичества при литографии на Красной Пресне.

— На сборе присутствовали около 70 человек, а в пионерский отряд записались 52 мальчика, — рассказывает Наталья Александрова, кандидат педагогических наук, руководитель отдела «Музей истории детского движения» Московского Дворца пионеров. — Уже на третий сбор отряда Стремяков принес красную материю для изготовления галстуков. Именно этому отряду было суждено называться «пионером пионеров».

К весне 1922 года подобные группы появились в каждом районе Москвы. 19 мая 1922 года на 2-й Всероссийской конференции комсомола вынесли решение: «распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ». Новое детское объединение получило имя Спартака. Лишь 23 января 1924 года, через два дня после смерти руководителя страны, детские коммунистические группы переименуют в «Пионерскую организацию имени товарища Ленина».

Нет, я не скаут, я другой

Пионерская организация многое переняла у движения скаутов, созданного в 1907 году в Англии, а с 1909 года существовавшего и в нашей стране. Оттуда пришла идея детских отрядов, массовых игр на свежем воздухе, лагерей на природе, простой и понятной системы символов (галстуки, значки, приветствия). Даже законы и торжественные обещания пионеров, сформулированные в 1922 году, во многом повторяли скаутские. Но разница была — и не только в том, что скаут клялся в верности «Богу, Родине и государю», а пионер — «рабочему классу». Расхождение наблюдалось и на чисто словесном уровне. Скаут должен «быть всегда правдивым», «быть веселым и никогда не падать духом». А пионер — «честен, скромен и правдив», «трудолюбив, весел и никогда не падает духом».

— Скаутские законы содержат перечень рекомендованных личных качеств, к которым следует стремиться, а пионер представлен личностью, уже вполне обладающей требуемыми характеристиками, — указывает кандидат филологических наук Светлана Маслинская, старший научный сотрудник Центра исследований детской литературы Института русской литературы РАН. — В формулировках пионерских законов глаголов нет. Динамизма и развития пионерский закон не знает. Тем самым скаутские законы открыты в воспитательном плане, предполагают динамику становления и совершенствования члена организации, а пионерские — только его идентификацию и оценку (соответствует он стандарту или не соответствует).

Десант в собственную семью

В число идеологов нового движения входили и некоторые бывшие лидеры скаутов. Например, Иннокентий Жуков (1875–1948), предложивший само название «пионер». Это слово не случайно вызывало ассоциацию с первыми поселенцами Америки, первопроходцами диких земель. «Идеологически подкованный и вооруженный ключевыми цивилизационными навыками пионер десантировался в чуждую, проникнутую «мещанством» среду (в которую в результате смены оптики превратилась его собственная семья) и должен был в одиночестве строить идеальное общество», — пишет в одном из своих исследований кандидат культурологии Ксения Гусарова, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ (журнал «Неприкосновенный запас», 2008, № 2).

Предполагалось, что члены отрядов будут перенимать у комсомольцев прогрессивные идеи, а потом пропагандировать их в своем ближайшем окружении. Брошюра 1924 года «Комсомол и детское движение» наставляла: «Участие пролетарских детей в борьбе может выразиться <...> в том, что, постоянно расшевеливая дома своих отсталых родителей, братьев и сестер <...>, они тем самым будут выполнять известную революционную задачу». Ксения Гусарова отмечает: «Безграничная власть пионера над «отсталыми» и идеологически несознательными родственниками в 1930-е годы проявилась в волне доносов <...>. Однако десятилетием раньше ситуация была менее драматичной, пионер должен был преображать среду путем «малых дел», прежде всего подавая пример правильного гигиенического поведения».

В статье Гусаровой приводятся цитаты из «Памятки юного пионера по охране его здоровья», изданной в 1927 году. Среди советов есть и такие, которые сегодня кажутся тривиальными: «Детей учат и дома и в школе убирать пыль не волосяными щетками, поднимающими пыль в воздух, а влажными тряпками, намотанными на швабру или палку». Казалось бы, зачем подростку учить таким вещам свою маму-домохозяйку? Но в 1920-е годы мама действительно могла этого не знать. В небогатой рабочей семье в то время мог быть один-единственный грамотный человек — самый младший из детей. Так что у пионеров было огромное поле для просветительской работы — причем не только в области санитарии.

«Шейте себе палатки!»

Уже летом 1922 года появились первые пионерские лагеря. До создания стационарных баз отдыха было еще очень далеко. Бывший вожатый 5-го отряда Замоскворечья Валентин Яковлев вспоминал: «Заводской комитет 1-й Образцовой типографии (шефы) подарил нам около 100 метров сурового полотна: «Хотите в лагерь — шейте себе палатки!..». Самодельные палатки поставили на опушке подмосковного леса, рядом вырыли кухню-землянку, устроили обеденный стол — квадратик лужайки, окруженный с четырех сторон канавой, куда надо было свешивать ноги... Весной 1923 года «цивилизаторская» деятельность пионеров вышла за рамки их семей: детям поручили обучать неграмотных взрослых.

На переднем плане — Иннокентий Жуков, предложивший название «пионер» На переднем плане — Иннокентий Жуков, предложивший название «пионер» / фото предоставлено московским дворцом пионеров

С 30 апреля по 6 мая 1923 года в стране проходила Всероссийская неделя беспризорного и больного ребенка, и пионеры были вовлечены в работу: уговаривали маленьких бродяжек «сдаваться» в детские дома. В Сокольниках члены отрядов даже нацепили лохмотья и неделю ночевали под котлами бок о бок с беспризорниками, чтобы войти к ним в доверие. Руководители столичной пионерии призвали: «Пусть каждый отряд возьмет по 1–2 ребенка. Общими силами 30–40 пионеров могут прокормить этих детей».

Постепенно «общественная нагрузка» детей в красных галстуках становилась все более разнообразной.

Все это время в одной школе могли учиться представители нескольких пионерских отрядов: одни состояли при комитете комсомола какой-нибудь «фабрики Ногина», другие — при других районных организациях, даже не обязательно производственных. В конце 1923 года в школах стали организовывать «форпосты», объединявшие всех учившихся там пионеров.

А в 1932 году отряды стали создаваться уже непосредственно при школах — и так сложилась система, которая существовала почти 60 лет, до роспуска Всесоюзной пионерской организации в сентябре 1991 года.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Альберт Лиханов писатель, председатель российского детского фонда, директор НИИ детства:

— Я считаю, что ликвидация пионерского движения — грубейшая ошибка. Вполне можно было его несколько адаптировать к новым обстоятельствам. Есть же высокие цели, которые не изменились: верность Родине, желание брать пример с достойных людей.

Да, в пионерской организации существовала политическая составляющая, что для того времени было совершенно справедливо. И дети жизнь отдавали за эти взгляды. И страна показывала, что ценит такую породу людей. В каждой школе висели портреты пионеров-героев. Не мешало бы и сегодня издавать книжки о них, иначе мы станем Иванами, не помнящими родства. Была и целая плеяда вожатских героев. Например, Александр Католиков еще в 9 классе начал работать в пионерлагере, а потом стал народным учителем СССР, руководил школой-интернатом в Сыктывкаре.

Чувствовать себя никому не нужным — это страшно. Ежегодно тысячи детей того возраста, который раньше назвали бы пионерским, кончают жизнь самоубийством.

Это воздействие разнообразных сект. Поэтому нам необходима гражданская молодежная ассоциация. И именно общенациональная. Это совсем не то, что разные клубы по интересам, неизвестно кем созданные.

Кирилл Щитов, депутат Московской городской думы, председатель комиссии по физкультуре, спорту и молодежной политике:

— Я родился в 1985 году и пионерию уже не застал. Наверное, что-то наше поколение и потеряло. Сильные молодежные организации — отличная школа для лидеров. Но сегодня есть другие организации, которые также занимаются гражданским воспитанием, но через патриотику, поисковую работу, общественные проекты. И хорошо, что все больше таких организаций развивается при государственной поддержке. Сейчас много партий, и у каждой есть молодежное крыло. А есть и организации, не связанные с политическими движениями: благотворительные, волонтерские. Я сторонник плюрализма. И считаю, что мы живем в свободной стране, которая дает молодежи гораздо большие возможности для самореализации, чем те, что были у нее в Советском Союзе.

Дмитрий Лебедев, координатор московского городского совета пионерской организации:

— Наша Московская городская пионерская организация (МГПО) воссоздана в 1992 году. Дети о ней узнают по-разному, но чаще всего приводят друг друга. А вот родители... Четыре года назад мы выпустили буклет с шутливым заглавием: «Спокойно! Ваш ребенок — пионер!», поскольку сталкивались с такими вот вопросами: «А вы точно не секта?».

Или: «Вы зюгановцы?». Но мы-то, МГПО, как раз ни при какой партии не состоим. Написать концепцию детской организации, которая устроила бы все наше общество, боюсь, едва ли возможно, поскольку общество сегодня в высшей степени социально неоднородно. Да и многие понятия нелегко толковать однозначно. Что такое, например, «патриотизм»? Любовь к Родине такой, какая она есть, или готовность к борьбе с теми безобразиями, которые в стране происходят? Или что-то еще? Или все вместе? В 2008 году я защитил диссертацию о социально-педагогическом потенциале современных пионерских объединений.

На тот момент, согласно моим данным, организованным детским общественным движением были охвачены в среднем около 10 процентов подростков. Полагаю, что на самом деле меньше; в Москве — крохи.

Сейчас ситуация иная, поэтому сколько сегодня, сказать не готов. Не рискну сказать, и сколько точно действует детских общественных организаций, объединений, движений. А ведь есть еще и образовательные программы... Да, ситуация изменилась, да и границы этих понятий размыты. Вот Российское движение школьников (РДШ), созданное в 2016 году: оно названо «движением», а устав трактует его как «общественно-государственную детско-юношескую организацию». Где заканчивается «общественная» составляющая и где начинается «государственная»? Где «организация», где «движение»? С московским отделением РДШ мы уже проводили вместе ряд дел, его руководство кажется мне достаточно трезвомыслящим. В идеале же, думается, РДШ могло бы стать добрым теплым домом, где будут хорошо себя чувствовать и пионеры, и скауты, и юнармейцы, и миротворцы, и никто не станет пытаться «перекрасить» другого в собственный цвет.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.