Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Музыкант Виктор Зинчук: Детских конкурсов на телевидении много, талантливые дети есть, а звезд мало

Общество
Музыкант Виктор Зинчук: Детских конкурсов на телевидении много, талантливые дети есть, а звезд мало
Виктор Зинчук готов выйти на поле даже со сломанным пальцем / Фото: mos.ru

В эту субботу, 8 июня, в Москве стартует благотворительный фестиваль «Арт-футбол-2019». В течение девяти дней спортивно-музыкальные сборные разных стран будут сражаться на футбольном поле, а в финале турнира выступят на гала-концерте в Парке Горького. Всю неделю в парке Горького будут проходить концерты российских и зарубежных артистов. Вход на все мероприятия фестиваля свободный.

Постоянный игрок сборной России «Старко», музыкант, композитор, Золотая гитара России Виктор Зинчук в интервью «Вечерке» рассказал, как пришел в футбол, а также поделился своим мнением о музыке, шоу-бизнесе и детских конкурсах.

Виктор, несколько месяцев назад вы попали в аварию: как идет восстановление?

Я уже на поле, тренируюсь. Рад снова увидеть зеленую траву, коллег, это драйв, который излечивает моментально. Еще когда я только попал в больницу после происшествия, первое, что я спросил – когда можно будет опять играть в футбол? Этот вопрос привел врачей в радостное изумление:  «Ну всё, - сказали они, - этот скоро забегает».

Как занятия футболом соотносятся с работой музыканта? Не страшно травмировать руки?

Знаете, в детстве я был этого лишен: все время занимала музыка. Я голоден до спорта. Начал в 40 лет, весил тогда под 100 килограммов. На первой тренировке прославленный тренер Евгений Ловчев попросил меня ударить по воротам, а я не попал даже по мячу. Но прошли годы, и теперь я настоящий футболист без вредных привычек. Хорошая физическая форма помогает не только играть в футбол, но и выдерживать концертный график.

Кто из ваших звездных коллег – самый лучший футболист?

Для меня все крутые. Конечно, те, кто раньше занимался, имеют фору, преимущество. Сергей Минаев, Денис Мацуев, Гарик Богомазов из «Отпетых мошенников», Павел Иванов. Актер Александр Якин – наш непримиримый защитник. Он боец, ранее занимался единоборствами и мяч «выгрызет» у любого. А в воротах в позапрошлом году у нас играл Александр Овечкин!

Вы занимаетесь музыкой с самого детства. Учились в школе для одаренных детей или в обычной? 

Родился я в центре, на Арбате, учился в обыкновенной школе №703. Мой папа был военный, полковник, до Берлина дошел. И весь класс у меня был такой, племянник маршала Жукова со мной учился, другие дети военных. Но мы даже не думали об этом. Советское детство, все были равны, не думали, кто чей сынок и кто какой национальности... Все было общее, всем делились. С одноклассниками общаюсь до сих пор.

Есть ли смысл одаренным детям расти в изолированной, «одаренной» среде? Не лучше ли таланту проявляться в нейтральных условиях?

Среда все-таки нужна, поскольку одаренный человек раним. Многие из таких людей без должного образования остаются самоучками и признаются, что если бы они в свое время уделяли достаточно времени развитию таланта, то их судьба сложилась бы иначе. 

Я много езжу по миру, в том числе и с мастер-классами. Сейчас проблемы другие, нежели были у нас в советские годы. Нам было невозможно найти хороший инструмент, ничего нельзя было купить, все нужно было «доставать» с неимоверным трудом. Соло «снимались» на слух. Сейчас всё доступно. Можно купить отличный инструмент, в интернете множество курсов, разборов. Есть программы с нотами. Но все это немного поверхностно. А чтобы была глубина – необходимо образование, но это дорого и не все могут себе это позволить.

Я сам учился в музыкально-педагогическом училище, которое дает отличное образование: сейчас о таком многие не могут и мечтать. Было тяжело, времени в сутках не хватало. Даже в метро решал задачки по сольфеджио. Высшее музыкальное образование учит артиста предъявлять высокие требования, в первую очередь, к себе. А быстрые знания, схваченные «по верхам», скопированные приемы не дают глубины, музыкальности. Этот дилетантизм и фальшь чувствуется у ряда исполнителей. 

Выходит, без спецшколы талант не развить?

Специализированные учебные заведения решают вопрос со средой, но у одаренного ребенка должны быть единомышленники, семья должна поддерживать, и с наставником должно повезти. Все окружение талантливого человека должно работать на то, чтобы оберегать и стимулировать заниматься творчеством.

Музыкант Виктор Зинчук: Детских конкурсов на телевидении много, талантливые дети есть, а звезд мало Рэп собирает стадионы, и классика тоже собирает стадионы. Но это разная публика / Фото: из личного архива Виктора Зинчука

Вы и сами выступали наставником на детском конкурсе талантов. Насколько, по-вашему, детям нужны эти конкурсы? Или только их учителям?

Наставники юных талантов, действительно, порой занимаются на экране самолюбованием. Но зрителя не обманешь, он прекрасно видит, как часто появляется в кадре ученик, а как часто его учитель, тренер. Грустно, когда "наставники" сосредотачиваются не на том, чтобы воспитать профессионалов, а на каких-то своих целях. 

Я работал на детском конкурсе полгода, но ни разу не вышел на сцену. Мои подопечные - замечательные, очень способные ребята. Где еще, как не на телевизионном конкурсе эти дети могли сыграть с симфоническим оркестром? Когда они выступали, я растрогался до слез. Хорошо, что с собой были солнечные очки.

Опыт, который получают дети на конкурсах, бесценен. Это возможность показать себя, увидеть кого-то лучше, чем ты. Если выдерживаешь, если это не вытягивает последние силы - почему нет?

Совсем недавно страна обсуждала скандал на проекте "Голос. Дети". Все сочувствовали детям-участникам. Несмотря на это, ряд каналов анонсировали новые сезоны детских творческих конкурсов. Вам не кажется, что это искусственно создаваемые ситуации?

Телевидение сейчас - не искусство, а проекты. Есть продюсер, который должен создать прибыльную историю, а потом что будет с участниками - все равно. Каналы следят друг за другом и копируют форматы. После успешного шоу на одном канале на остальных появляются клоны. Детей одаренных много, а идей для конкурсов мало, вот и начинаются бесконечные «сезоны». Про героев после шоу забывают, сразу начинают искать новых - еще ярче или, наоборот, скандальнее. Много было "фабрик звезд". А кто по-настоящему остался в профессии и выступает до сих пор? Большинство ушли на телевидение. Где же те, кого сцена полюбила?

С другой стороны, шоу бизнес – это все-таки бизнес, индустрия зрелищ. Здесь тоже выживает сильнейший, и это надо понимать. Не побеждает, а выживает. Тот, кто настойчивее. Кто положил на весы все, что у него было, время, здоровье, деньги, всю жизнь, тот и останется в профессии.

Не любите шоу-бизнес?

Шоу-бизнес - это бизнес. А я не люблю непрофессионализма. Бывает, что приходишь на передачу, тебя встречают девушки-редакторы, и спрашивают - а как ваша фамилия? Взрослых людей спрашивают, заслуженных артистов. Был свидетелем. Люди не на своем месте. Спокойно так заявляют - а я телевизор не смотрю! И хочется спросить, а почему же ты здесь тогда работаешь? Помню, как негодовал Стас Намин, когда в нашем присутствии молодой человек с телевидения попросил народного артиста представиться. И народный артист представился: Иосиф Кобзон.

Вы считаете себя сдержанным человеком? Не тянет хоть иногда на хулиганство? 

Хулиганство хулиганству рознь. Я не Сергей Шнуров, чтобы делать имя на провокациях. Скандалы, интриги, расследования - это тоже не ко мне. Это для бездельников и тех, кому нечего сказать, кто изо всех сил пытается привлечь к себе внимание, любой ценой. О себе могу сказать, что, если я начну каждый год менять молодых жен или буянить в самолетах, значит, у меня мало работы и много свободного времени.

А вот смелость ломать рамки привычного, удивлять слушателя, экспериментировать с материалом - без этого никуда. Сейчас переделываю увертюру к опере «Кармен» Жоржа Бизе, экспериментирую со стилем кантри, ищу новые краски. Для слушателя это всегда сюрприз: оказывается, и так можно.

Музыкант Виктор Зинчук: Детских конкурсов на телевидении много, талантливые дети есть, а звезд мало Рэп собирает стадионы, и классика тоже собирает стадионы. Но это разная публика / Фото: из личного архива Виктора Зинчука

У вас взрослый сын. Сфера его деятельности не творческая, "нормальная", как вы сами сказали в одном из интервью. Вы бы не хотели основать музыкальную династию?

Мой отец прошел всю войну, но о ней никогда ничего не рассказывал. И он не хотел, чтобы я был военным. У меня весь двор и весь класс поступили в Суворовское училище, а я стал музыкантом. С сыном была такая же ситуация. У него есть гитара, он играет, у него потрясающее чувство ритма, но связываться с музыкой я ему рассоветовал. В итоге он выбрал юридическое образование.

Каков сегодня, в XXI веке, композиторский хлеб? В чем будни, рутина, ежедневные задачи?

Рутина в том, что, сейчас музыку нужно не только придумать, написать, аранжировать, но еще и узаконить. Появилось очень много подводных камней, связанных с юрилическими аспектами. В 90-х все бурно развивалось, музыкальные стили появлялись каждый день, перепевались западные исполнители, без мыслей о каких-то авторских правах. И сейчас я вижу, как европейские гитаристы в ютубе переигрывают авторские аранжировки, написанные мной много лет назад, нигде не указывая моего имени. А мне, чтобы исполнить прекрасный вальс Шостаковича в своей аранжировке, сделать слушателю такой подарок, пришлось ждать полгода: три правообладающие фирмы со стороны наследников автора долго решали разрешить ли мне выложить видео на Ютубе. Так что тут и защита от воровства, но и определенные трудности.

Аранжировки классики - профессиональный вызов для виртуоза? Или профессиональная хитрость, мы же понимаем, что узнаваемая мелодия - это половина успеха?

Для меня это было, есть и будет что-то вроде миссии - обратить внимание людей на классическую музыку. Ведь она сейчас «неформат». Но это ни в коем случае не означает, что таким творчеством не надо заниматься. Просто каждому свое. Сегодня рэп собирает стадионы – и классика тоже собирает стадионы. Но это разные стадионы.

Я чувствую на себе ответственность - мне небезразлично культурное воспитание, оно отражает уровень развития общества. Я не сноб, сам могу порой выругаться, например, за рулем, или на тренировке от эмоций. Но бывают ситуации, когда это недопустимо. Стараюсь не проходить мимо хамства и бескультурья, делаю замечания, хоть и понимаю, что когда-нибудь нарвусь за это на неприятности.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.