Песня «случайный вальс»: за историей его создания — судьба реального человека
В 1942 году в газете «Красная армия» Юго-Западного фронта напечатали стихотворение «Танцы до утра» Евгения Долматовского.
«Танца вечная погоня
Удивительно легка,
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука…»
Эту надпись, «Танцы до утра», сделанную на клочке бумаги какими-то неуклюжими буквами, Долматовский увидел где-то на здании школы. Его потрясла тяга людей к радости и счастью, которую не могли убить даже тяготы войны. Через несколько месяцев, оказавшись в Сталинграде, он прочел стихотворение композитору Марку Фрадкину, ездившему с бригадой артистов по войскам. Тот схватил аккордеон и мигом наиграл чудесную мелодию — получился вальс. Долматовский понял, что стихотворение надо переписать: ритмически оно с вальсом не совпадало, и на время забыл о нем...
Сталинградская битва завершалась, время требовало иных песен — с победными мотивами. Об этом же шла речь и на заседании Военного совета фронта, куда Фрадкина и Долматовского, ставших кавалерами ордена Красной Звезды, пригласили для обсуждения «песенного оружия» в том числе.
Долматовский рассказал военным, что они планируют превратить «Танцы...» в песню, и политсоветник Рокоссовского Сергей Галаджев предложил сделать из его новой версии нечто типа «офицерского» вальса, благо слово «офицер» как раз только-только входило в обиход. По дороге из Сталинграда в Елец вальс был написан и «презентован» на нескольких полустанках. Песня умудрилась обогнать создателей и встречала их в Ельце! Вскоре «офицерский» вальс превратился в «случайный». Первым его исполнил Леонид Утесов.
Однако была в этой истории деталь, которая иногда, что называется, выпадает из канвы. По воспоминаниям Долматовского, эпизод с танцем, который лег в основу нового стихотворения, рассказал Фрадкину молодой летчик Василий Васильев. Это он пригласил на танец незнакомую девушку по имени Зина, вот и попросил композитора написать песню об этом. Она прозвучала по радио, и Зина прислала туда письмо, да только передать его было уже некому — Васильев погиб...
А человек это был уникальный. Василий Васильев родился 5 апреля 1915 года в деревне Ларинки, ныне не сохранившейся, жил в ГусьХрустальном Владимирской области. И роман в жизни у него был настоящий, один — с женой. Редакции удалось отыскать внучку летчика. Людмила Брыкова, доцент Белгородского государственного технологического университета имени Шухова не очень удивилась звонку из газеты. Для нее эта песня, конечно же, тоже особенная.
— Дедушка и бабушка познакомились еще студентами, они вместе учились в Ивановском химико-технологическом институте. Дед, правда, окончил лишь пару курсов, поскольку его пригласили в авиашколу. А бабушка институт окончила. После авиашколы дедушка по распределению попал в Ленинград, бабушка поехала с ним. Они жили где-то на Васильевском острове, бабушка работала в институте. У них родились две дочки — Нина, старшая, и моя мама, Таня, Татьяна Васильевна.
Дед погиб так рано, что воспоминаний о нем сохранилось очень мало. Ведь и бабушка ушла довольно молодой...
Когда началась война, дедушка отправил бабушку с дочками в Киржач, где был дом, в котором выросли мои родные по женской линии, вплоть до прабабушки. Я помню его, хотя бывала в нем в раннем детстве: там на стене висела фотография очень красивого деда с «гагаринской» улыбкой. И бабушка была красавицей, с удивительным, открытым лицом. О том, что песня имеет отношение к деду, мне рассказала когда-то давно мама. Но детали я узнала, когда проходила акция «Память в танце. Случайный вальс» и песня звучала по всей стране. Да, деду было 28. Но он уже был опытным летчиком, к началу Великой Отечественной повоевал и на Халхин-Голе, и на Финской.
После боев на Халхин-Голе Василий Васильев получил медаль «За отвагу». Летал он в то время на биплане «Р-5», после «финки» переобучался на «СБ», а перед самой войной освоил бомбардировщик «ДБ-3». Еще курсантом Васильев совершал боевые вылеты во время битвы под Москвой, потом обучал штурманов. И дальнейшая его военная биография изобилует яркими эпизодами и событиями: был командиром звена 42-го авиаполка дальнего действия, работал в глубоком тылу, нанося там бомбовые удары, обеспечивал успешное движение конвоев союзников в Арктике, бомбил немецкие аэродромы в Норвегии и Финляндии.
Его последний боевой вылет был 201-м. 8 сентября 1943 года Васильев отправился на летную разведку: надо было определить, насколько интенсивно движение на железных дорогах в районе Невель-Витебск-Орша-Смоленск-Ярцево.
Обнаружив три эшелона с топливом, поджег их «зажигалками», но был подбит. Он перелетел линию фронта на горящем самолете, но... Весь экипаж погиб. Звание Героя Советского Союза Васильеву было присвоено посмертно — в 1944 году. Он похоронен на кладбище села Василева.
Судьба песни складывалась непросто. Сталину не все понравилось в этой истории. Почему офицер танцует, если он должен воевать? С 1946 года исполнять песню запретили, и второе ее рождение случилось лишь после хрущевской оттепели.
СЛОВА
Ночь коротка, спят
облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.
После тревог спит
городок,
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.
Хоть я с вами совсем
не знаком,
И далеко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного…
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Так скажите хоть слово,
Сам не знаю о чем.
Будем дружить, петь
и кружить.
Я совсем танцевать
разучился
И прошу вас меня извинить.
Утро зовет снова в поход,
Покидая ваш маленький
город,
Я пройду мимо ваших
ворот.
Хоть я с вами совсем
не знаком,
И далеко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного…
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Так скажите хоть слово,
Сам не знаю о чем.