пт 18 октября 17:15
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Возвращение «Головы крестьянина»

Возвращение «Головы крестьянина»

[b]Вчера в Москве министр культуры Александр Соколов торжественно передал директору Русского музея Владимиру Гусеву картину Ивана Крамского «Портрет крестьянина» ([i]момент передачи запечатлен на фото[/i]). В 1941 году, уже во время войны, ее вывезли из СССР немцы, и только недавно Росохранкультуре удалось добиться возвращения малоизвестной работы художника на родину.[/b] По мнению специалистов, «Портрет крестьянина» бесценен для изучения творчества лидера передвижников Крамского. Кроме того, это вообще один из первых портретов крестьян, созданных в нашей стране в середине ХIХ века. В Русский музей он попал в 1939 году из Ленинградской экспертно-закупочной комиссии, а в 1940-м его включили в состав передвижной выставки «Основные этапы развития русской живописи». Она состояла из 183 работ и отправлялась по маршруту Нальчик–Крым. В Алупкинский дворец-музей картины доехали к началу июня 1941-го. Понятно, что обратно в Ленинград они уже не вернулись. Полсотни культурных ценностей удалось вернуть после окончания войны, в 1945 году. Судьба других шедевров оставалась неизвестной. В 1988 году Моравская картинная галерея из города Брно привезла картину Крамского на выставку в Третьяковку. Работа носила название «Голова мужчины». Но работники Русского музея сразу распознали в ней утерянный в войну шедевр. К сожалению, его фотографий до 1940 года не делали, а в Моравской галерее заявили, что работа куплена в начале 1950-х у частного лица. В результате только в 2000 году ее включили в Сводный каталог потерь культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой. Лишь в 2006-м удалось доказать, что картина действительно принадлежала ГРМ. Вместе с работой Крамского в Петербург возвращаются еще две ценности, пропавшие в 1940х годах. Это письма императрицы Марии Федоровны, жены Павла I, и книга Петра Лобысевича «Гимн Великому Императору» 1813 года. Они будут храниться в музее-заповеднике Павловска. Торжественная передача шедевров была бы невозможна без Росохранкультуры. Заместитель руководителя этой службы Анатолий Вилков на церемонии передачи возвращенных ценностей особо подчеркнул, что за последние пять лет в страну вернулось около пяти с половиной тысяч культурных ценностей, украденных после войны, и более полусотни предметов, утерянных во время ВОВ. Это капля в океане потерь Великой Отечественной: сейчас составлены каталоги на 25 тысяч похищенных и еще не найденных предметов, и этот список будет пополняться. Сейчас целое подразделение специалистов на зарубежных аукционах отслеживаю тценности, которые могли быть незаконно увезены из России. Но «выявить» вещь – полбеды; на то, чтобы доказать право на нее, иногда уходят годы. Непросто разобраться с нынешними владельцами ценностей. Даже с иностранными музеями тяжело договориться. Исключение составляет Германия: в соответствии с немецким законодательством работы, ранее принадлежавшие нашей стране, возвращают в Россию беспрекословно. Такие же нормы международного права действуют и в Венгрии. А что делать, если вещи находятся в частном пользовании, причем их хозяин – добросовестный приобретатель? В этом случае помогают только деньги. В 2003 году на аукционе «Сотбис» обнаружили «Портрет великой княгини Александры Павловны» Федора Богневского (в 1941 году он был в составе той же передвижной выставки, что и «Портрет крестьянина» Крамского). Его выставлял молодой человек из Германии, купивший картину в Австрии. После переговоров с его юристом решили, что Россия выплатит нынешнему владельцу стартовую цену работы. Она была довольно высока, и пришлось искать спонсора. Им стал один из членов лондонской ветви Ротшильдов, который и передал картину нашей стране. Из всех вещей, утерянных в годы войны, больше всего умы по-прежнему будоражит Янтарная комната. Она, по словам Вилкова, вряд ли дожила до сегодняшнего дня. Янтарь – капризный материал, требующий особых условий хранения. Кроме того, есть информация, что комната могла быть сожжена. Две вещи из нее – панно и комод – спаслись только потому, что были украдены по дороге на Запад и впоследствии родственники похитителей пытались сбыть работы на черном рынке. На вопрос, должна ли Россия возвращать какие-то из перемещенных ценностей, заместитель руководителя Росохранкультуры ответил категорично. Еще пятьдесят лет назад было решено, что наша страна имеет право на компенсацию за причиненный ей ущерб. Сейчас вещи, оказавшиеся у нас в 1945-м, могут отправиться на свою историческую родину только в трех случаях. Во-первых, если будет доказано, что фашисты вывезли их из оккупированных государств. Во-вторых, если их бывшие владельцы – жертвы холокоста. И в-третьих, если работы принадлежат религиозным организациям. Так обстоит дело с витражами церкви Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере. Часть стекол после войны хранилась в Эрмитаже и была передана в Германию в 2002 году. Другую часть директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антоновна сейчас готовит к выставке. Как только экспозиция закончится, стекла поедут в Мариенкирхе. [b]ФОТО ИГОРЯ ХАРИТОНОВА «ТРУД»[/b]

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит