Владимир Путин изложил свои взгляды на экономику
Впрочем, именно экономика была и остается базой для решения и национальных, и военных проблем, а потому нынешняя публикация Владимира Путина в определенном смысле является определяющей будущую конструкцию страны.
По мнению премьера, специфика выхода России из своей экономической автаркии заключалась в том, что современный глобальный рынок с его разделением труда сложился без России и в определенном смысле на противостоянии ей. Понятно, что советский хозяйственный комплекс не был приспособлен для работы в новых условиях, а потому выживали наиболее ликвидные отрасли, связанные с экспортом сырья и полуфабрикатов.
В результате страна пережила деиндустриализацию, что привело к возросшей зависимости от импорта. Однако, подчеркивает Владимир Путин, недостойно России иметь экономику, не гарантирующую ни стабильности, ни суверенитета, ни благосостояния.
ПРЕОДОЛЕТЬ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОТСТАВАНИЕ
Итак, как стране преодолеть свое технологическое отставание и сырьевую зависимость?
Россия, утверждает премьер, должна занять значительное место на мировом рынке как владелица постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах. Причем в этой сфере надо четко выбрать приоритеты. По мнению премьера, акцент может быть сделан на фармацевтику, высокотехнологичную химию, композитные и неметаллические материалы, авиационную промышленность, нанотехнологии. Нельзя забывать об отраслях, где наш приоритет не утрачен, — космосе и атомной энергетике.
И такая задача требует деятельного участия в решении этой проблемы со стороны государства, которое, конечно, также ошибается, но если исходить из опыта Китая и Южной Кореи, эффект от такой активной госполитики перекрывает ущерб от неминуемых ошибок.
Именно государство во многом осуществляет первотолчок тогда, когда бизнес колеблется.
Но госполитика выбора приоритетов должна быть максимально прозрачной.
ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ
По мнению Владимира Путина, наши производители, особенно после вступления в ВТО, должны понять: время национальных рынков прошло. В высокотехнологичном производстве существует только глобальный рынок. И будущее России зависит от того, насколько мы используем свои инновационные возможности.
Но для устойчивого инновационного роста необходимо генерировать новые идеи, продукты фундаментальных разработок. Наконец, нужен просто устойчивый креативный класс. А потому начинать надо с создания устойчивой конкурентоспособности высшей школы. К 2020 году стране необходимо иметь несколько университетов мирового класса, причем до 50% финансирования их должно идти на научные разработки. До 25 млрд в 2018 году будет увеличено и финансирование государственных научных фондов, поддерживающих перспективные разработки. Собственно, премьер делает вывод о том, что, инвестируя в передовые отрасли, страна решает проблему формирования креативного класса и пространства для реализации его идей.
Впрочем, отмечает премьер, помимо государства, и частные компании должны подключаться к инновационным разработкам, выделяя на их развитие, как в передовых странах, 3–5% своего валового дохода.
Еще одной стороной развития передовых отраслей становится освоение территории, повышение ее приспособляемости для крупных строительных проектов. Поскольку неразвитость инфраструктуры остается препятствием для создания новых производительных зон.
ГДЕ ВЗЯТЬ КАПИТАЛ?
Основа развития, естественно, инвестиции. И в этой сфере, по словам премьера, страна проигрывает конкурентам. Страна остается не слишком инвестиционно привлекательной, отток капитала продолжается.
Тем более что в обстановке нестабильности международный капитал для сохранения национального ядра выводит средства с развивающихся рынков, включая и Россию.
Что же надо сделать для повышения инвестиционной привлекательности страны? По мнению Владимира Путина, надо, во-первых, расширить внутренний рынок. И первым шагом стала постсоветская интеграция — Таможенный союз, единое экономическое пространство, зона свободной торговли СНГ. Все то, что снимает барьеры для взаимного проникновения услуг, товаров, капиталов. Во-вторых, улучшение делового климата. Главная проблема — недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства. Речь идет о системной коррупции, при которой бизнес ищет покровителей, а не соблюдение закона.
А потому, повторяет премьер, системная задача — расчистить поле для бизнеса: демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных и прокурорских органов. Исключить все рудименты советского права, позволяющего спор хозяйствующих субъектов превращать в уголовное дело. Ограничить функции госконтроля за бизнесом, исходя из презумпции его добросовестности.
В целом реализация такой программы должна привести к рождению новой экономики — диверсифицированной, с высокой долей высокопроизводительных рабочих мест, с низкой энергоемкостью, экономики постоянно обновляемых технологий.