Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Он подарил людям мирную планету

Общество
17 февраля в Германии наградили Станислава Петрова, жителя подмосковного города Фрязино, предотвратившего ядерную войну.
17 февраля в Германии наградили Станислава Петрова, жителя подмосковного города Фрязино, предотвратившего ядерную войну. / Фото: Ольга Матвеева, специально для «Вечерней Москвы»

В Германии 17 февраля на торжественной церемонии вручили международную Дрезденскую премию подполковнику в отставке Станиславу Петрову, который в 1983 году не стал при ложном срабатывании системы предупреждения о ракетном нападении на Советский Союз оповещать об этом руководство страны, возможно, предотвратив тем сам самым ядерную войну. Предлагаем эксклюзивное интервью героя корреспонденту «Вечерки», данное за несколько дней до этого торжественного события

Подполковник Станислав Петров: «Мне так не хотелось быть зачинщиком III Мировой войны!»

Мало кто знает, что помимо Карибского кризиса, был еще эпизод, когда мир стоял на краю пропасти, в шаге от ядерной войны. Спасителем Земного шара тогда, 25 сентября 1983 года, стал подполковник Станислав Петров, заступивший на дежурство по СПРН - системе предупреждения о ракетном нападении.

- Станислав Евграфович, как это было?

- Я в тот день работал оперативным дежурным, подменял кого-то. Вообще я тогда был заместителем начальника Отдела боевых алгоритмов и комплексного анализа функционирования системы. Но в то дежурство я был главным на Командном пункте.

И вот в 00.15 часов вдруг раздается вой сирены. На оперативной карте высвечивается информация о том, что на одной американской базе фиксируется запуск баллистической ракеты. Причем с «высшей» достоверностью (всего достоверность имеет 3 градации)! По инструкции я должен тут же оценить достоверность информации и прокомментировать ее. Мы столько раз проходили это во время учебных тревог! И столько дежурств проводили в ожидании…Но когда это ожидаемое случилось неожиданно, то настроение у меня было отвратное. Какая-то интуиция подсказывала мне, что это не нападение. Возможна ведь и провокация. И к тому же мне так не хотелось быть зачинщиком III Мировой!!

Я запрашиваю «визуальщиков» (другой канал наблюдения – О.М.) - есть ли у них подтверждение нападения? Нет. У них все спокойно. Конечно, я понимал, что своими размышлениями я отнимаю время для принятия решения у высшего руководства страны. Но у меня не было ограничения по времени для анализа ситуации. Тогда я сообщаю вышестоящему руководству, что выдаю ложную информацию.

- Что последовало после вашего доклада?

- В конце доклада раздался сигнал о еще одной тревоге. На табло снова загорелась информация о еще одном запуске! Потом были еще 3, 4 и 5-й! Причем они шли настолько плотно, что уже вместо надписи «старт» компьютер выдает «ракетное нападение». Надо иметь поистине железные нервы, чтобы не поддаться панике! По всем инструкциям показания компьютера считаются главными, «визуальщики» второстепенны. Это сделано с целью исключения человеческого фактора. Работа у дежурных напряженная и нервная. Могут быть и срывы. Поэтому они работают только по два часа, больше – опасно.

Конечно, для исключения случайностей и сбоев вся аппаратура отрезервирована. Дело в том, что информация идет со спутников, которые находятся на расстоянии 35000–45000 километров. Станислав Евграфович, как человек с инженерным образованием и аналитик, знает, насколько это сложно – считать информацию и обработать. Вращается Земля, спутник движется, солнце освещает территорию по-разному. Где-то день, где-то ночь, разная аппаратура обрабатывает сигналы. Это потом, анализируя, объяснят все редкой астро-баллистической ситуацией. Космос преподнес очередной сюрприз, который потом разработчики учтут. Но тогда…

Надо напомнить, что сентябрь 1983 года – время очень напряженных отношений с США. К власти пришел Рейган. «Империя зла», «исчадие ада» - такими эпитетами награждали нашу страну. К тому же только что наши ПВО сбили корейский лайнер! Нападение со стороны США вполне возможно и ожидаемо. На Командном пункте без конца проходят учения. Все действия отработаны до мелочей. Сам пункт  - это огромная территория, семь сооружений. Таких тогда в мире всего два: этот, в Подмосковье, и в США. Центральный пост системы  - станция дальней космической связи - высотой с пятиэтажное здание, напичкан новейшей дорогостоящей аппаратурой. В зале поста огромный экран во всю стену с изображением карты Земного шара. В центре – Северный полюс, сверху – США, светятся все их боевые базы, снизу – СССР и тоже отмечены все наши объекты. На табло собираются данные из разных источников, всего 5 пультов, работают 140 человек, 80 из которых - офицеры.

- У вас была возможность облегчить себе задачу?

- Мне проще было бы действовать строго по инструкции: передать вышестоящему руководству. Если бы на моем месте был человек, не имеющий инженерного образования, он так и поступил бы. Но… я всегда помнил про две ошибочные тревоги у американцев. В прессе сообщалось о двух эпизодах ложного срабатывания компьютеров. Один раз американцы среагировали и подняли в воздух свою стратегическую авиацию. Бомбардировщики уже долетели до Северного полюса, когда обнаружилась ошибка, и их развернули обратно. Но дело в том, что у нас-то таких бомбардировщиков дальнего действия не было. Мы бы запустили ракеты, которые уже назад не вернешь!

Наши космическая система – это первая линия оповещения, вторая – радары дальнего обнаружения, которые должны «увидеть» ракету минут через 10 после запуска. Оставались минуты ожидания, мы ждали подтверждения – есть ли старт у американцев? Но у «визуальщиков», по-прежнему, все шло спокойно. Только, когда радары не подтвердили запуск, стало окончательно ясно, что нападения не было…

Конечно, Станислав Евграфович не считает себя спасителем отечества и мира. Говорит, что все равно не он бы принимал решение об ответном ударе, а высшее руководство страны. Но трудно сказать, как развивались бы события, ведь могла начаться паника…

В ту ночь он доработал свое дежурство. Наутро начала разборку полетов большая правительственная комиссия, которая в итоге доработала программу. А подполковник Станислав Петров…получил выговор от строгих военных за то, что не успел занести запись в журнал! «Но я же собирал информацию, отдавал доклады – мне было некогда писать в журнале!» - запротестовал он. Но комиссия ответила: «Запись в журнале – это главное!»

Разумеется, никаких благодарностей. Да в нашей стране никто и не знал об этом эпизоде. Станислав Петров ушел в отставку на следующий год, войдя в лихие 90-е в незавидном статусе пенсионера. Квартира в подмосковном Фрязино да скудная пенсия – вот и все, что он заработал за свою жизнь. Даже в 1994 году, когда генерал-полковник Всеволод Вотинцев в газете «Правда» в своей статье «Неизвестная война исчезнувшей страны», рассказал об этом случае на Командном пункте СПРН, то на это никто не обратил внимания. Только много позже об этом происшествии стало известно на Западе. Тогда к бывшему военному пришла слава. Пошли мешки писем изо всех уголков нашего Земного шара, даже из Новой Зеландии! Станислав Евграфович вспоминает, как одна английская аристократка пригласила его в гости на свою виллу в Испании (он тогда питался одними ягодами и грибами – больше ни на что денег не было!).

Правда, потом он все-таки выехал за границу. Так, в 2005 году в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, он получил Премию мира, статуэтку в виде хрустальной руки, поддерживающей хрустальный Земной шар, как символ хрупкого и неустойчивого мира, с надписью – «The man who averted nuclear war» - человек, предотвративший ядерную войну. В 2012 году в Баден-Бадене ему вручили премию немецких СМИ. И вот – награда в Дрездене. 

«Станислав Петров в ночь на 26 сентября предотвратил третью мировую войну и опередил политиков, которые с высокой долей вероятности могли бы решить иначе. На его плечах лежала огромная ответственность за будущее человечества. Принимая решение, он действовал не как инженер или офицер, а как человек. У него была возможность переложить эту ответственность на плечи вышестоящих, на плечи политиков, но он этого не стал делать», — сказал президент организации «Друзья Дрездена», нобелевский лауреат Гюнтер Блобел на церемонии вручения премии, которая проходила в здании оперы Земпера — концертном доме Саксонской государственной капеллы. 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.