Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Стоп, машина

Общество
Стоп, машина

[i]Завод «Москвич» объявлен банкротом. Спасти предприятие не представляется возможным, а, значит, автомобиль одноименной марки никогда больше не сойдет с конвейера. Четыре года назад предприятие отключили от всех коммуникаций, и все, что еще осталось там ценного, пришло в негодность. С прощальной экскурсией на завод отправилась специальный корреспондент «ВМ».[/i][b]Четыре зимы «Москвича»[/b]На конвейерной ленте – скелеты машин. Конвейер остановили четыре зимы назад. Здесь говорят так – не четыре года, а четыре зимы.Четыре зимы – без электричества и воды – убили завод «Москвич». Мы ездим по главному цеху на «Форде». С «Форда» здесь когда-то все и начиналось.– «Эти машины растащили рабочие», – рассказывает мне мой гид Сергей, один из 300 сотрудников, оставшихся из когда-то 10-тысячного штата ОАО «Москвич». В основном они охраняют пустые цеха.– «Как растащили, – не верю я. – Они ведь еще не были собраны до конца?» – «Там было все, – грустно усмехается Сергей. – Включая сиденья, дворники и фары. Просто люди тут годами сидели без зарплаты. Выживали, как могли».На конвейерной ленте остались лишь ободранные до «костей» кузова, их не вытащить вручную, не вывезти на легковушке. Объезжаем вокруг – «покойников» тут больше сотни.С потолка свисают изуродованные клешни роботов-манипуляторов. С них тоже сняли все, что только можно. Цех подпирают желтые автобусы – без стекол, без колес. Они намертво вкопаны в снег. Раньше на них возили рабочих.– «А это – 300 миллионов долларов, – показывает Сергей на гигантские деревянные ящики, стоящие вдоль цехов. – С них все и начиналось».[b]Сыграли в ящик[/b]О том, от чего умер «Москвич», на заводе спорят все. И все сходятся в одном: смертельный диагноз был поставлен в день выноса ящиков. «В ящиках – станки из моторного цеха, – рассказывает исполнительный директор ОАО «Москвич» Евгений Козлов. – Его построили, закупили импортные линии, произвели пробную партию отличных современных двигателей и закрыли.Потом здание моторного цеха отдали «Автофрамосу», а все оборудование сложили в ящики, и в 2000 году выставили на улицу. Это была точка невозврата.Тогда завод еще можно было спасти, вложив вменяемые деньги. Пять лет под снегом и 300 миллионов долларов – превратились в металлолом».– «Началась перестройка, вся эта неразбериха, – продолжает директор Музея «Москвича» Виктор Воронов. – Надо было найти всего 50 миллионов долларов. И моторный цех бы заработал. Мы бы делали двигатели как для себя, так и для других заводов: Ижевского, ВАЗа. А потом долги стали расти, как снежный ком».Внешний управляющий пытался спасти завод: искал арендаторов, находил какие-то деньги. Но тут же в очередь выстраивались кредиторы, надо было затыкать текущие «дыры», платить зарплату. А зимы добивали отрезанный от коммуникаций завод.«Нас отрубили в холода, полопались трубы, от перепада температур накрылась вся электроника, – продолжает Козлов. – К тому же оборудование узкоспециализированное, никому кроме нас не нужное. Продать его малореально, к тому же 80% – в залоге».Все, что можно было продать, – уже продали. «Я помню, как выносили на ближайший рынок кабинет директора, – вспоминает Воронов. – Тащили диваны, столы… Приехали забирать музей. Вечером меня вызвали уже из дома. Приезжаю – тут толпа. Раскрывают стенды, забирают машины. Уже покупатели бродят, пальцами тычут. Но с помощью прессы тогда отстояли. Машины вернули через 5 дней».[b]Сделали гибрид: и музей, и выставка[/b]Заводскому музею в прошлом году исполнилось 25 лет. В Москве он такой один, все остальные коллекции раритетных автомобилей – частные. «Приехал я в 80-м году из-за границы, вызывают в партком, – рассказывает Воронов. – Бери, говорят, поднимай. Я долго думал, что сделать – музей или выставку. Ну и взял двоих специалистов – музейщика и выставочника. Дрались они, дрались и сделали мне гибрид: и музей, и выставка сразу».Круглое здание музея заводские называют «тарелкой». Кроме «тарелки» есть еще мастерская, где Воронов и его команда своими руками восстанавливали все экспонаты музея. «В 80-м не было ни одной машины, – вспоминает он. – Искали – по свалкам, по коллекциям. Где-то выкупали, где-то меняли, бесхозные – через ГАИ выбивали. Чтобы одну машину собрать искали три-четыре. Где дверь снимем, где движок».Танк Т-38 поднимали со дна Дона, под Воронежем. Года три занимались только восстановлением брони. Зато сейчас танк на ходу. «Если надо куда съездить – заведем», – смеется директор. Во время войны завод эвакуировали на Урал, где слили с танковым предприятием. Так что Т-38 – законный экспонат музея.Помещение музея не отапливается, света мало – экономят. Воронов и его помощник работают в куртках и шапках. «Все равно проводим экскурсии, – не сдается директор музея. – Только младших школьников зимой не берем, а старших – пожалуйста. Студенты профильные приходят. Для них технические экскурсии проводим.Как создается концепт, как дорабатывается. «Клуб любителей «Москвича» часто наезжает. По два-три часа выгнать не можем».Для студентов в музее – все стадии разработки машины: метровая пластилиновая модель, пластмассовая версия в натуральную величину, концепт 2143, так и не пошедший на конвейер.В каждой двери – по два стекла: неожиданный полет технической мысли для середины 80-х. Фургон-рефрижератор, «Скорая», мини-вэн 2139 «Арбат», микроавтобус. Джип, смахивающий на «Гелентваген», проигравший в тендере «Ниве». Камуфлированный пикап с подставкой для пулемета и даже электромобиль.«Скорость 110 км/ч, аккумуляторов хватает на 100 километров, заряжается 8 часов», – гордится Воронов. «МГТС вывезла у нас 18 таких машин, до сих пор пользуются», – тихо добавляет его коллега.«Конвейер остановили лишь потому, что мы производили не то, что нужно рынку», – уверен Евгений Козлов.[b]Пять миллионов автомобилей[/b]Первый экспонат музея – «Форд А». Здесь их собирали с 1930 года. Прославленная военная полуторка – на самом деле тоже «Форд», только нижегородский. Запчасти на сборку везли в Москву. В 1939-м завод остановили – на реконструкцию. Открывались гордо: 25 цехов, полный цикл. Правда, первый автомобиль – тезка завода – КИМ-10 не понравился Сталину: слишком мало дверей. Пока из двухдверной машины делали четырехдверную – началась война. С конвейера сошли только 450 усовершенствованных КИМ-1052.Послевоенные машины уже знакомы всем. 401-й, 412-й «Москвичи» – самые популярные народные машины. В музее стоят юбилейные машины. В мае 1967 года с конвейера сошел миллионный «четырехсотый», а 412-й – закрыл второй миллион в августе1974-го. Даты рождения почетных машин – вместо номерных знаков. Последний юбиляр музея – «пятимиллионник» 2141-й – родился в декабре1998 года.Делал завод и смешные игрушечные машины. Желтые, красные и зеленые «Муравьи» исправно катали в 60-е советских детей. Для внутреннего пользования в 70-е производили даже болиды «Формулы-1». Испытатели завода устраивали на них гонки на собственном полигоне.Два вполне себе «формульных» болида до сих пор стоят в музее. Правда, они уже не ездят.[b]«Они мне как дети»[/b]Стенды музея заполнены почетными грамотами, дипломами и даже орденами – заслуги конструкторов завода. В 90-х на «Москвиче» придумали свои награды – медали «За выдающиеся заслуги перед «Москвичом» 1-й, 2-й и 3-й степени и крест «Рыцарь «Москвича». Почетным крестом «Рыцарь «Москвича» награжден Юрий Лужков, а у самого Воронова – медали всех степеней. После этого должны были подарить автомобиль. Не успели: встал конвейер.Раньше в музей приходили все – от иностранных делегаций до Ельцина. Особенно запомнился Жириновский. Каждый, желающий устроиться на АЗЛК, получал в отделе кадров, наряду с обязательным прохождением инструктажа по технике безопасности, направление в музей. Любой кандидат – от уборщицы до слесаря – должен был побывать на экскурсии.Коллекцию Воронова гоняли на автопробеги – в День города, 9 Мая, День цветов. Но он жалеет свои машины: «Им бы лучше тут. А то цветами обвешали – поцарапали. Где-то дверью соседской машины заденут, где-то пнут. Жалко их. Они мне как дети».Детей обихаживать некому. Из 15 сотрудников музея остались двое. Мастерская сгорела.«Я предложил для спасения музея сдать часть мастерской в аренду, – сердится директор. – Сдали 90%, нам оставили одну комнатку. Там собирали мебель, красили ее, лачили. Но однажды ночью мастерская сгорела».Хранители музея надеются, что они нужны городу: «Нас готовы купить литовцы, «Татнефть» предлагала увезти нас в Казань. Но как же мы без Москвы? А Москва без нас как?»

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.