Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Иван Лубенников: Красота в метро оплачена здоровьем художников. Но их, увы, никто не знает

Общество
Иван Лубенников: Красота в метро оплачена здоровьем художников. Но их, увы, никто не знает
Скульптор Иван Лубенников в своей мастерской. / Фото: PHOTOXPRESS
Одним из лауреатов стал художник-монументалист ИВАН ЛУБЕННИКОВ, отмеченный за оформление интерьеров станций московского метро «Маяковская», «Славянский бульвар» и «Сретенский бульвар».

Иван Леонидович, вы старались оформить « свои» станции в каком-то одном оригинальном стиле?

Нет, мои работы не замкнуты в каком-то определенном стиле. Их просто нельзя было делать одинаково. У каждой станции — свой стиль, помимо художественного, есть еще и архитектурное решение. Так, «Маяковская» создана уже очень давно, а мною оформлен только новый выход со станции. Когда надо «продолжить пространство» уже состоявшееся, ставшее высоким образцом подземной архитектуры, тут не до самовыражения.

Придумывать что-то отдельное было бы некорректно по отношению к Александру Дейнеке, мозаики которого украшают станцию. Надо было как-то жить в работах этого художника, отнестись к ним корректно, и я выбрал тот же материал, что и был раньше. Кроме того, поставил задачу вернуть станцию «Маяковская» к своим историческим корням, всетаки она названа в честь великого поэта. Я избрал футуристический ход — помимо всего прочего написал на полях обрывки из любовной лирики Маяковского.

Вы поклонник его творчества?

На лирике Маяковского я взрослел. Принимал самое прямое участие в создании современной экспозиции музея на Лубянке. У нас в школах в основном зубрили стихи про советский паспорт, а его любовную лирику мало кто знает. Я же люблю именно ее, многое помню наизусть и очень хочу, чтобы кто-то, прочитав на станции обрывки стихов, открыл книгу и прочел их полностью. У меня ощущение, что станция удалась. Правда, что касается архитектуры, то в некоторых местах наделали глупостей, и я очень недоволен светом.

На станциях «Сретенский бульвар» и «Славянский бульвар» полностью применены ваши художественные решения?

«Бульвары» двигались практически параллельно. «Сретенский бульвар» — самая глубокая станция и одновременно одна из самых высоких точек в городе. Чем глубже пространство, тем сильнее хочется ощутить воздух. В качестве материала мы выбрали магический и практически вечный материал — травленую сталь. Это мое личное изобретение. Когда приходит продуктивная идея, то эскизы и разработки делаются быстро. Дальше начинается трудоемкая технологическая цепочка, которая выполняется большой командой.

Кто в вашей команде?

Шесть человек — все выпускники моей мастерской Суриковского института. Теперь это сложившаяся команда, проверенная годами, мне с ними легко. Производство было в разных местах, требовалась большая площадь листов для покрытия, их надо было протравить, согнуть, перевести на них шелкографию и изображения.

В городе Купавне организовали специальную «травильню», а это азотная кислота, довольно вредное производство. Глядя на красоту в подземке, москвичи не подозревают, что для ее создания многие положили свое здоровье. К сожалению, коллеги-художники, которые работают в архитектуре, почти никому не известны…

 В 2009 году вы оформили одну из центральных станций парижского метро — «Мадлен». Можете рассказать об этом?

 Я долго думал над решением, и у меня получилась объемнопространственная композиция из металла с цветным стеклом и бронзовым рельефом под названием «Курочка Ряба». Световым решением я очень доволен, станция освещена именно так, как я спроектировал. И когда наши соотечественники ее проезжают, многие чувствуют «русский дух». Пока готовились конструкции, мы с учениками целый месяц прожили в Париже, походили по музеям и выставкам, напитались свежими идеями.

Вы преподаете в Художественном институте имени Сурикова. Кто нынче учится на художника? Сейчас девушек приходит во много раз больше. Мальчики заняты тем, что зарабатывают деньги.

Не будет со временем перекоса в сторону женщин-художниц?

Скажу вам крамольную вещь: процент талантливых людей невелик. Чтобы появился один настоящий художник, нужно набрать тысячу студентов. У нас очень большая мастерская, 60 человек. уделить внимание всем очень трудно.

Естественно, выбираешь самых способных. Сотрудничество предлагаю в основном мужчинам, у них больше конструктивной смекалки. Но есть девочки, которые сто очков мальчикам вперед дадут, их я привлекаю для работы, где требуются женские руки.

В советское время художникам помогало государство, сейчас все по-другому. Какие перспективы у молодых выпускников художественных вузов?

Я говорю ученикам: «Если хоть что-то будете делать лучше других, без работы никогда не останетесь».

СПРАВКА

Иван Лубенников родился в 1951 году в Минске. Народный художник РФ, членкорреспондент Российской академии художеств, профессор МГАХИ им. В. И. Сурикова. Автор оформления фасада московского Театра на Таганке, участвовал в создании Государственного музея В. Маяковского. Художественно оформил три станции столичной подземки и станцию «Мадлен» парижского метро.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.