Трубачи: мы продолжаем поиски
Сюжет:
День ПобедыМузыканты погибли в «мясорубке вяземского котла». Но об этом никто не знает, кроме детей самих оркестрантов — уже глубоко пожилых людей. О коллективе не помнят ни в Московской филармонии, ни в Министерстве культуры. «Вечёрка» вместе с поисковым отрядом «Победа» и художественным руководителем современного Государственного духового оркестра России Владимиром Чугреевым пытается разобраться в истории таинственного исчезновения оркестра из культурной и исторической памяти.
Известно, что в июле 1941 года музыканты в рядах 6-й дивизии народного ополчения Дзержинского района Москвы добровольцами ушли на фронт со своими инструментами. Уже в августе инструменты вернулись без музыкантов. А жена кларнетиста Константина Хомицкого, Татьяна Николаевна, получила от мужа первое письмо из-под Вязьмы с фразой: «Да, с нашим коллективом вышло очень нехорошо, за что благодарить нужно исключительно Чебученко.
Пока мы его не видим. Если бы не его вмешательство, могло бы быть все иначе. Но теперь о нем писать считаю лишним».
РОКОВОЙ ЧЕБУЧЕНКО
Мы не знаем имен большинства оркестрантов. Не знаем даже точного их числа: в январе 1939 года — 70 человек, в январе 1941 года — 61 исполнитель, а на пожелтевшей концертной фотокарточке конца 30-х годов я насчитала 80.
Сын погибшего музыканта-тубиста Дмитрия Ромашкова, Дмитрий Ромашков-младший, например, помнит, что было сто. Хотя ему самому тогда было всего 10 лет. Откуда такая цифра? Папа сказал? Огромный оркестр, созданный «отцом» российской исполнительской школы игры на тромбоне и тубе, признанной во всем мире, знаменитым профессором Московской консерватории Владиславом Блажевичем, «просто потерялся».
Почему о нем не спохватились? Можно предположить, что последние два года (из своих четырех) дела у коллектива шли не очень.
Черная полоса началась в 1939 году, когда пожилой и тяжело больной Блажевич оставил коллектив по состоянию здоровья. Он переживет свое детище всего на полгода — умрет весной 1942-го.
Кому он передал оркестр? Последним дирижером был некий Чебученко. В концертной афише «Известий» от 1 мая 1941 года — крохотное объявление: «3 мая в концертном зале Московской филармонии выступит Государственный духовой оркестр Союза ССР, дирижер — Чебученко».
История не сохранила ни имени, ни даже инициалов этого человека. Сейчас в этом видится символический смысл. Похоже на проходную фигуру, сыгравшую роль рокового злодея в судьбе музыкантов. Афишу выдал поисковик Google в ответ на поиски предателя, чье имя упомянул в своем первом письме с фронта от 16 августа кларнетист Константин Хомицкий.
ЛОЖКА ПРЕДВЕЩАЛА ВОЙНУ
Все-таки ушли провожать или воевать? Добровольно ушли или были мобилизованы? В Исторической справке об участии музыкантов Государственного духового оркестра Союза ССР (1937–1941 гг.) в битве за Москву, присланной Ромашкову-младшему из Центра научного использования и публикации архивного фонда Главархива Москвы говорится, что «в июле 1941 года значительная часть состава оркестрантов была мобилизована в ряды Красной армии».
Дмитрий Дмитриевич Ромашков точно помнит, что отец и его коллеги в первые дни войны записались добровольцами в народное ополчение. У него справка есть, выданная отцу, Ромашкову Д. Г., «в том, что он состоит в рядах народного ополчения 3-го стрелкового полка 6-й Дзержинского района дивизии». В ответе Главархива приводится отрывок воспоминания бывшего музыканта ГДО Союза ССР, выжившего в плену Григория Гусева. Гусев писал, что «добровольно поступил» в народное ополчение Дзержинского района Москвы.
Людмила Хомицкая вспоминает, что отец каждый раз, приходя с репетиции, в полдень слушал новости по радиоприемнику. Словно ждал чего-то. Подобными воспоминаниями делится и Дмитрий Ромашков. Они предполагают, когда началась война, оркестранты уже знали, что делать: видимо, был единый порыв пойти на фронт, поэтому решение было принято еще до начала войны. Людмила Константиновна хорошо помнит напряжение последних мирных дней. На память о них — у нее на всю жизнь остался шрам от ложки на лбу.
— У всех было напряженное состояние, — вспоминает Людмила Хомицкая. — Все слушали радио: что, где, чего. Чего-то ждали. Отец, когда приходил — спешил послушать последние известия хотя бы краем уха. В каждом доме висела «тарелка», она не выключалась. С утра и до полуночи. Все время была включена. И вот однажды мы, как обычно, сели обедать. Папа приходил с репетиции в 12 дня и включал «тарелку». А я была очень хулиганистой девчонкой и вдруг начала шалить, затянула: «Аааааааа». Папа раз сделал замечание — я не унимаюсь, два — я только громче. Он разозлился и двинул кулаком по столу — я еще громче начала петь. И тут папа не выдержал и треснул меня ложкой по лбу.
Ей вообще не раз влетало от отца. Спустя буквально пару месяцев промокшему, продрогшему в окопах в летней одежде Константину Хомицкому будет очень не хватать Люськиных шалостей. Он напишет жене: «Скажи Люсе, чтобы не хулиганила, а то домой не приеду».
— Это из-за тебя папа не вернулся, — до сих пор упрекает сестру Лариса Константиновна.
МНЕНИЕ
ДМИТРИЙ БАРБАШ
ПОИСКОВЫЙ ОТРЯД «ПОБЕДА»
— Мобилизованы или ушли добровольцами? Это очень большая разница. Август 41-го — это Смоленское сражение. Немцев немного притормозили. В ополчение абы кого из Москвы начнут набирать месяца через два. В июле формируется 6-й ДНО! Значит, туда люди могли уйти еще до расформирования оркестра.
СПРАВКА
Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов писал про военную музыку, что она «удваивает, утраивает армию». Военная музыка поднимает воинский дух и призывает к дисциплине. В Советской армии военные духовые оркестры существовали в строевых частях и соединениях — полках, дивизиях, на кораблях, при военных учебных заведениях и военных академиях, при штабах военных округов.
Полковой оркестр Советской армии включал: флейту, кларнеты, валторны, трубы, тромбоны, ударные инструменты, малый и большой барабаны и тарелки.
МНЕНИЕ
ВЛАДИМИР ЧУГРЕЕВ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА РОССИИ:
— Мне имя Чебученко ничего не говорит. Но я бы не стал выдвигать столь серьезные обвинения. Возможно, он не стал отстаивать оркестр, когда его решили расформировать. Артистов, конечно, надо беречь, но во времена Великой Отечественной войны все были равны. Государство призывало всех: и артистов, и музыкантов, и художников, и крупных ученых — даже великий Курчатов не был исключением.
Военный оркестр в Красной армии
После Oктябрьской социалистической революции 1917 года военная музыка приобрела новое «звучание». Если раньше она была просто атрибутом военного строя, обучения и боя, то теперь стала орудием массово-политической агитации, воспитания красноармейцев и гражданского населения в революционном духе. Репертуар военных оркестров пополнился мелодиями «Марсельезы», «Интернационала», революционных песен и боевых патриотических маршей. Первые советские полководцы и военачальники Михаил Фрунзе, Климент Ворошилов, Семен Буденный, Григорий Котовский, Николай Щорс, Сергей Лазо и другие герои Гражданской войны лично содействовали и покровительствовали развитию военно-оркестрового искусства. Рабоче-крестьянская Красная армия «родилась» с оркестром — с первых дней существования при ней была организована военно-оркестровая служба.
В период Великой Отечественной войны 1941– 1945 годов военная музыка использовалась и в боевых операциях: прорыв блокады Ленинграда, решающие штурмы в боях за населенные пункты и т. д.
МНЕНИЕ
ДМИТРИЙ БАРБАШ
ПОИСКОВЫЙ ОТРЯД «ПОБЕДА»:
— У музыкантов такой организации, по идее, была бронь. Скорее всего, они и не должны были там оставаться. Могла возникнуть угроза окружения.
В таких случаях начинали спасать технику. Я бы предположил, что машину с инструментами отправили в Москву в первую очередь, а их оставили подождать пару дней.
Но так и не забрали. Что мог сделать Чебученко? Уехать сопровождать инструменты и не вернуться.
Мы попытались восстановить события октября 1941 года по карте боевых действий. Вот что обнаружили на сайте http://smol1941.narod.ru/divnaropolh.htm
3 октября немцы прорвали фронт и стали заходить в тыл 24-й армии.
Атаке подвергся и штаб 6-й дивизии в деревне Мойтево. Ополченцы начали отход на восток в сторону Волочка, где в то время находился штаб 24-й армии. После выхода в Волочек 6-я дивизия народного ополчения участвовала в отражении атаки 78-й немецкой дивизии на Волочек. Из Волочка собравшиеся бойцы начали вместе с командующим 24-й армии Константином Ракутиным отступление по направлению на Семлево. В этой группе были бойцы 8, 139, 106, 303, 222 стрелковых дивизий, 6-й дивизии народного ополчения, 144-й танковой бригады, а также бойцы штаба и тылов 24-й армии. 78-я пехотная дивизия немцев преследовала отступавших, и в Новоселках отрезала им путь. В бою в урочище Гаврюково погиб командующий 24-й армии генерал Ракутин.
Отступающая группа после боя в районе Семлево, была окружена немцами в болотистых местах. 7 октября фашистские войска замкнули кольцо окружения в Вязьме, выстроив к востоку танковую стену.
Из окружения советские солдаты выходили группами по два человека или в одиночку.
ЦИФРА
5 июля 1941 года 250 музыкантов, профессоров, студентов Московской государственной консерватории вступили в ряды 8-й ДНО Краснопресненского района Москвы.
В первых числах октября 41-го года они также оказались в «Вяземском котле».
Что известно о музыкантах
ИЛЬЯ МОИСЕЕВ, 1889 г. р., пропал без вести в 1941-м.
КОНСТАНТИН ХОМИЦКИЙ, 1904 г. р., пропал без вести в октябре 1941-го.
ДМИТРИЙ РОМАШКОВ, 1908 г. р., пропал без вести в декабре 1941 года.
СЕРГЕЙ БУРЦЕВ, последнее письмо — сентябрь 1941 года, пропал без вести в 1941 году.
АНДРЕЙ ДЕНЬГА вернулся с войны. В 1959 г. проживал в Москве.
ФОМА ВОЕВОДИН, попал в окружение под Ельней. Находился в лагере военнопленных в г. Дорогобуж, бежал и снова попал в лагерь. Остался жив.
ГРИГОРИЙ ГУСЕВ 9 октября 1941 года попал в плен, был направлен в лагерь военнопленных в г. Могилев. Остался жив.
МУЗЫКАНТ БЕРГ (имя неизвестно), пришел раненый с войны, но прожил недолго.
КСТАТИ
Константин Хомицкий был военным курсантом кремлевского оркестра. Дмитрий Ромашков пришел в оркестр из Школы усовершенствования командного состава (ШУКС) НКВД при московском военном округе. Трубачи Блажевича были прекрасными джазовыми музыкантами.