Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Скандал в Театре Гоголя: драма, неприятная во всех отношениях

Сюжет: 

Скандал в Театре Гоголя
Общество
Режиссер Театра им. Н. В. Гоголя Анатолий Бейрак, «схваченный» в момент горячей дискуссии нашим фотокорреспондентом.
Режиссер Театра им. Н. В. Гоголя Анатолий Бейрак, «схваченный» в момент горячей дискуссии нашим фотокорреспондентом. / Фото: «Вечерняя Москва», Анна Иванцова

15 августа актеры публично заявили свой протест, пригласив журналистов в Малый зал театра. Правда, действо называлось «профсоюзным собранием». Артисты объяснили, что устроить пресс-конференцию не позволило руководство, а запретить профсоюзное собрание оно не вправе.

На сцене — как символ разрушенного театра — декорации спектакля «Остров», премьера которого должна состояться в конце августа...

Атака «профсоюза»

— Мы, актеры, все понимаем: ветшает репертуар, стареет театр, поэтому к назначению нового художественного руководителя относимся совершенно нормально, — заявила народная артистка Светлана Брагарник. — Но мы не можем спокойно смотреть на то, как уничтожают наш театр, которому мы отдали все силы. Ведь Кирилл Серебренников заявил, что будет не репертуарный театр, а культурно-развлекательный центр.

— Все началось с вранья, — возмущается актер Алексей Бирюков. — Нам объявили, что г-н Серебренников находится в Германии. Но в то время как руководитель Департамента культуры Сергей Капков объяснял нам сложившуюся ситуацию, режиссер Серебренников ходил по театру, фотографировал помещения, но даже не соизволил к нам прийти. Найди он для нас хотя бы на две минуты и скажи: «Ребята, не беспокойтесь, что-нибудь придумаем», — никаких проблем сейчас бы не было.

Актер Янис Якобсонс был настроен еще категоричнее:

— Мы не быдло. Серебренников мог к нам зайти и представиться. Более хамского поведения я никогда не встречал. Он вообще не может быть художественным руководителем никакого театра.

Присутствовавшая на «профсоюзном собрании» советник руководителя Департамента культуры Алла Семенышева ответила на обвинения актеров:

— Сергей Капков приезжал в театр и все объяснил. Кирилл Серебренников должен сначала провести творческий и технический аудит театра, а потом уже говорить о планах. А что касается звучащих здесь заявлений, то, думаю, амбиции театра возобладали над интересами зрителей.

В заключении разгневанные актеры решили, что профсоюзные собрания будут продолжаться ежедневно — до тех пор, пока они не увидят Кирилла Серебренникова.

Творчество или синекура

Кстати, этот скандал заставил многих вспомнить о существовании Театра им. Гоголя, многие годы находившегося, по сути, в художественной изоляции. Вне всякого сомнения, он давно уже нуждался в капитальном обновлении — прежде всего творческом. Для иногородних выпускников театральных вузов театр был последней возможностью закрепиться в столице — не более того. Для критиков его практически не существовало. Для зрителей… На улицу Казакова ходили, пожалуй, лишь бессмертные «театральные бабушки» да еще школьники, полунасильно отправленные изучать литературную программу-минимум в живых картинках.

Увы, театры не живут вечно. Речь, понятно, не о стенах, которые могут стоять бесконечно долго, а о живом творчестве. И без периодического обновления и вливания свежей крови театр рано или поздно превращается в локацию уютного и ненапряжного существования, в котором кусок хлеба с маслом обеспечен всегда, а творчество становится условием-минимумом для сохранения статуса кво. С Театром Гоголя история была именно такой, причем осложненной слухами о финансовых махинациях руководства и «алкогольной составляющей» труппы.

— Ну-ка, спросите меня, сделавшего в этом «храме» три спектакля, и я расскажу вам о великих финансовых традициях, которые я самолично наблюдал, — пишет в своем Фейсбуке известный театральный режиссер Константин Богомолов. — Пусть эта славная труппа скажет спасибо, что ее руководство не под следствием. Помалкивали бы. А то ведь я (и не только я) тоже могу заговорить… Чтобы иллюзий не было ни у кого, ЧТО вы защищаете. Традиции какого финансово-пьяного свойства. И не Кирилла защищать буду. Он в защите не нуждается. У него и без вас дел полно. И с вами он справится. И за уши вытащит тех, кто захочет в нормальную жизнь.

Так что необходимость перемен назрела, и Департамент культуры вполне закономерно их осуществил. Отныне в театре под руководством Кирилла Серебренникова появятся сложившиеся и начинающие коллективы, не имеющие крыши над головой, а труппа самого Театра им. Гоголя сможет или втянуться в новую работу, или начать поиски другой.

И еще. Говоря о театре-храме и театральной душе, которые вот-вот умрут от произвола, не надо писать письма и требовать одернуть «плохих» начальников. А надо крикнуть: «Придите к нам в театр, увидьте замечательные спектакли, которые находятся на грани уничтожения!» Увы, артисты этого сделать не могут, потому что хвалиться им особенно нечем. И трудно избавиться от впечатления, что сохранить пытаются все же не традиции русского репертуарного театра, а всего лишь привычную и удобную синекуру.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы

- Театр создан для людей, и если люди перестают туда ходить, то необходимо принимать меры. Театр им. Н.В. Гоголя должен стать современным объектом культуры, в котором бы уживались профессиональный театр, музыкальные постановки, экспериментальные перформансы и творческие встречи. Сегодняшним назначением мы исправляем глобальную несправедливость, когда Кирилл Серебренников, режиссер с мировым именем, не имеет собственного театра в Москве.

Сергей Яшин, бывший художественный руководитель Театра им. Н.В. Гоголя

- Ради назначения Серебренникова разрушили наш театр. Сейчас на нас вешают всех собак, говорят, что мы самый непосещаемый театр. Это все неправда и демагогия. Это раз. Во-вторых, никакой низкопробной драматургии на нашей сцене никогда не шло – только классика и хорошая современная драматургия. У нас был свой зритель. Те цифры, которыми оперирует учредитель, не соответствует действительности. Мы очень надеемся, что нам помогут, что не дадут разорваться этой душе, этому сердцу. Думаем только об одном – чтобы нам дали эту возможность продолжить поиски, продолжить традицию репертуарного театра, пусть и в другом месте.

Кирилл Серебренников, художественный руководитель Театра им. Н.В. Гоголя

- Здание театра в запущенном состоянии. Реконструкции не было с 1970-х годов. Артисты, конечно, может быть и обижаются, что «мы разрушаем основы репертуарного театра». Но в данный момент мы будем работать как прорабы, засучив рукава. Поэтому мой первый спектакль в новых стенах будет называться – ремонт. А о творческих планах мы все расскажем в октябре. Мне позиция коллектива понятна. Артисты – люди нервные. Они всегда что-то такое пишут. Но я не хочу ни с кем разбираться. У меня нет никакой злобы. Мы ведь даже не знакомы: я не знаю их, они не знают меня.

Дина Годер, театральный критик

- Вопрос, связанный с актерами, очень сложный и социальный. Во всем мире работа артиста – это рисковая профессия, где люди работают по контрактам. У нас в России артиста берут на работу пожизненно. И режиссеры страшно мучаются из-за того, что у них огромный балласт. В офисах прощаются с теми, кто не умеет работать, а здесь слабые артисты годами числятся в театре. Моя точка зрения – артистов нельзя выбрасывать на улицу, они должны иметь социальный парашют. Но и ситуацию с тем, что артисты состоят в штате пожизненно, тоже нужно. Артисты должны переходить на контрактную форму и работать в театрах, только пока они нужны.

Владимир Мирзоев, режиссер

- Моя позиция такова: сменяемость руководителей должна быть регулярной – причем везде, не только в Театре им. Н.В. Гоголя. Вот та формула, на которой я стою. А что касается уничтожения «репертуарного театра»… Это означает лишь одно: в этом театре есть репертуар. То есть спектакли не ставятся, как на Западе, где в течение месяца идет один спектакль, а потом он снимается. В репертуарном театре накапливаются какие-то названия, накапливается какое-то количество спектаклей, которые идут 2-3 раза в месяц. Все остальное может быть устроено по-разному.

УТРАТА

Скончалась актриса театра имени Гоголя Людмила Долгорукова

Ведущая актриса театра имени Гоголя Людмила Долгорукова скончалась в разгар конфликта, вызванного сменой художественного руководителя театра.

По словам артиста Олега Гущина, «ещё вчера Людмила Николаевна давала интервью по поводу этой ситуации, а потом не выдержала напряжения». (читайте далее...)

Читайте также

Кирилл Серебренников: Я буду работать как прораб, чтобы покончить с плесенью в театре имени Гоголя

Культовый режиссер не боится конфликта с актерами, которые взбунтовались против его назначения на должность художественного руководителя. Он рассказал об этом в интервью «Вечерке».

Кирилл, как вы прокомментируете конфликт вокруг вашего назначения?

– Нет никакого конфликта.

А как можно объяснить выходку актеров с их письмом?

– Я скажу так: есть письмо актеров, а конфликта нет. Об этом письме все узнали, потому что я его опубликовал у себя на странице в Фейсбуке. Если бы я его не опубликовал... Скажите, вы часто заходите на сайт театра Гоголя?

Я зашла, но не обнаружила там никакого письма...

– Уже не нашли. Нелепо на официальном сайте публиковать письма против художественного руководителя.

А когда вы планирует приступить к работе в театре Гоголя?

– Мы уже работаем. В данный момент ходим по театру и пытаемся понять, что с этим всем нам делать. Здание театра в запущенном состоянии. Реконструкции не было с 70-х годов. Везде пахнет плесенью. Состояние всего какое-то чудовищное. И мы ходим и понимаем, что здесь работать и работать. Артисты, конечно, может быть и обижаются, что «мы разрушаем основы репертуарного театра». Но в данный момент мы будем работать как прорабы, засучив рукава. И постараемся сделать так, чтобы здесь не пахло плесенью. Плесень убивает человеческий организм. Это очень вредно. (Полный текст интервью читайте здесь)

 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.