Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

До войны на месте Большого театра квакали лягушки, гости к дворянам ходили без приглашения

Общество
Федор Алексеев. Красная площадь в Москве (1801). Такой видели столицу герои «Войны и мира».
Федор Алексеев. Красная площадь в Москве (1801). Такой видели столицу герои «Войны и мира». / Фото: «Вечерняя Москва»

Меж тем Лев Толстой родился в 1828 году, а писал эпопею в 1863–1869 годах, и для него начало XIX века уже было прошлым. С учебником истории этот роман лучше не путать.

— У Анны Павловны Шерер не могло быть салона, — говорит доктор исторических наук Вера Бокова, главный научный сотрудник Государственного исторического музея. — Фрейлинами при Александре I служили незамужние девушки, а им было неприлично принимать дома мужчин (в эпоху Толстого уже было иначе). Да и негде было: состоящие на службе фрейлины жили в Зимнем дворце в так называемом «фрейлинском коридоре»: помещении гостиничного типа, попарно в «номере» из трех крошечных комнаток. Если бы прием происходил в доме родителей Шерер, то хозяйкой приема была бы уже не она, а ее мать. Вальс на балах стали танцевать после 1815 года, после Венского конгресса (а знаменитый бал Наташи происходит накануне 1810 года). А вот в том, чтобы уметь танцевать народный танец (как Наташа в сцене после охоты), для «графинечки» начала XIX века не было ничего необычного. Да, в психологическом отношении герои «Войны и мира» скорее ближе к современникам Толстого.

Но вот в описании Москвы Толстой очень точен. Наиболее верный прототип дома Ростовых — дом князей Долгоруких на Поварской, дома Болконских — дом Волконских на Воздвиженке, 9. Независимая и непосредственная Марья Дмитриевна Ахросимова списана с известной московской чудачки Настасьи Офросимовой (она же стала прототипом старухи Хлестовой в «Горе от ума»), в ее доме в Чистом переулке одно время живет Наташа, оттуда ее пытается похитить Анатоль. Всем памятные сцены с Наполеоном на Поклонной горе и Кутузовым в Филях. В Кремле с балкона Теремного дворца кидал народу бисквиты царь (снизу, из толпы, на него глядел восторженно Петя Ростов), а потом, уже когда враги вступили в город, девять отчаянных добровольцев стреляли во французов из-за Кутафьевских ворот…

Мало кто помнит, что в романе есть и другие московские адреса. Когда начинается война, собрание дворянства и купечества слушает манифест императора в Слободском дворце (сейчас — здание МВТУ имени Баумана). Пьер стреляется с Долоховым в Сокольниках, в начале войны ездит в село Воронцово (сейчас — Воронцовский парк) смотреть на «большой воздушный шар, который строился… для погибели врага» (такие работы и вправду велись). Анатоль собирается обвенчаться с похищенной Наташей в селе Каменка (сейчас оно входит в Троицкий округ Новой Москвы)…

В Москве Пьеру «покойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате». Покой москвичи ценили. Карета графини Ростовой въезжает в двор больного графа Безухова (отца Пьера) «по устланной соломой улице». Когда в доме были больной, умирающий или роженица, мостовую устилали, чтобы извозчики и кареты не так грохотали по булыжнику.

— На месте Большого театра, сгоревшего в 1805 году, было болото с лягушками, — говорит Вера Бокова. — На пустыре, образовавшемся после неудачной стройки Большого Кремлевского дворца, паслись козы. Москва была самой настоящей деревней с заросшими травой улицами. Было модно «держать открытый дом»: у богатых людей ежедневно накрывали стол на 50–60 человек, и в гости ходили без приглашения. А в Петербурге уже тогда существовали «журфиксы»: гостей принимали лишь по определенным дням.

И это противопоставление Москвы и лощеного имперского Петербурга — одна из главных идей романа. Московские герои проще, добрее, нравственнее, они ближе к истинно народной жизни, разделяют тяготы, выпавшие на долю страны. А значит, куда ближе ценностям Льва Николаевича Толстого.

Поэтому можно сказать, что Москва в целом — одна из героинь его романа, любимая автором ничуть не меньше, чем Пьер Безухов или Наташа Ростова.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.