Российские вузы получат господдержку на вхождение в мировые рейтинги
Государственную поддержку на вхождение в мировые рейтинги получат 15 высших учебных заведений, сообщили в Министерстве образования и науки РФ.
Открытый конкурс был объявлен 8 мая 2013 года в рамках реализации положений Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 об обеспечении вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу.
Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ, отметила, что критерии, которые прежде всего оцениваются мировым сообществом, это публикационная активность, уровень научных разработок, затраты на них и участие иностранных профессоров в преподавании.
Проректор по общим вопросам МИСиС, вошедшего в список победителей конкурса, Игорь Исаев рассказал «ВМ» о том, насколько важна государственная поддержка для образования и куда планируется потратить выделенные деньги.
- Насколько поможет МИСиС такая господдержка? Как планируется распределить средства?
- Мировая и российская практика показывают, что любая господдержка, направленная на рост международного признания вуза, важна. МИСиС имеет опыт работы с подобными программами, которые уже дают положительные результаты как с образовательной, так и научной точек зрения. В частности, речь идёт о программе развития университета до 2020 года. Порядка 45 процентов средств было направлено на совершенствование учебно-методической базы. Сюда в том числе входит модернизация и оснащение аудиторий и лекционных залов передовым оборудованием, позволяющим делать занятия по-настоящему интерактивными. Речь идёт о высокотехнологичном мультимедийном оборудовании (например, позволяет вносить правки в презентацию PowerPoint прямо с доски преподавателя), технологиях для синхронного перевода, для организации видеомостов, видеоконференций, интерактивных семинаров с университетами и научными центрами других континентов. Кроме того, благодаря новому оборудованию мы теперь можем проводить для студентов дистанционные экскурсии на промышленные предприятия, знакомить с тонкостями производственных процессов - безусловно, это открыло безграничные возможности для перемещения в пространстве, сохраняя комфорт, время и экономя ресурсы как преподавателей, так и студентов. Такое расширение границ образования очень важно для подготовки высококлассных инженеров. Ещё около 45 процентов субсидий университет инвестировал в развитие научного комплекса – в оснащение и создание передовых лабораторий, в том числе по прорывным направлениям науки и техники. Остальные 10 процентов были направлены на развитие человеческого капитала. Речь идёт о стажировках и обменах студентами, аспирантами, преподавателями с ведущими мировыми университетами и научными центрами, участии студентов и ученых МИСиС в международных конференциях.
- Насколько в целом такая поддержка может быть актуальна для российских вузов? Нужны ли нам зарубежные рейтинги?
- Вопрос участия в международных рейтингах безусловно актуален для российских вузов, поскольку связан с интернационализацией образования, процессами глобализации в мировой экономике. Исследование, проведённое для МИСиС консалтинговой компанией "PriceWaterhouseCoopers", показало, что именно мощная государственная поддержка позволила в кратчайшие сроки занять высокие места в мировом рейтинге ряду университетов о существовании которых ещё 10-15 лет назад мало кто слышал. Речь, например, идёт о Харбинском университете науки и технологий (Китай), Нан-Янгском технологическом университете (Сингапур), Похангском университете науки и технологий (Южная Корея).Также именно за счёт господдержки, как правило, осуществляется академическая мобильность. Студенты и преподаватели выезжают за рубеж на стажировки и конференции, иностранные граждане проходят обучение в российских вузах.
- Существуют ли другие способы попадания в эти рейтинги (помимо господдержки)? Что в этом направлении можно ещё предпринять?
- Помимо государственного финансирования можно выделить такой инструмент развития вузов, как частные инвестиции. В частности, упомянутое выше исследование показало, что, например, южнокорейский Похангский университет науки и технологий только из внегосударственных фондов получил на развитие около $1 миллиарда. При грамотном распределении ресурсов это даст сильнейший толчок развитию научно-образовательного учреждения. Сюда же относятся эндаумент-фонды. Это специальные источники финансирования вуза, формируемые за счёт пожертвований выпускников. Конечно, продвижению в мировом рейтинге способствует также привлечение известных зарубежных преподавателей и учёных в университет, а также иностранных студентов. Ведь одним из важнейших факторов для международного признания ВУЗа является уровень проводимых в нём исследований, а также развития материально-технической базы. В МИСиС, например, под руководством победителя мегагранта Правительства РФ профессора Дмитрия Гольберга создана уникальная лаборатория "Неорганические наноматериалы". В мире таких всего две - у нас и в Японии. Сейчас группа учёных работает над материалом на основе алюминия, который будет прочнее стали, а весить так же, как и алюминий. Это открывает колоссальные возможности для авиакосмической, автомобильной и прочих отраслей промышленности.